Акции "Русала" достигли минимума, с предприятий "Русала" уволено 14 000 человек, а Олег Дерипаска нацелился на Шереметьево

Акции объединенной компании "Русал" продолжают ставить антирекорд за антирекордом. 24 мая их цена упала до 7,36 гонкогских доллара за акцию, что в 1,5 раза ниже, чем при IPO в январе 2010 г., а 25 мая - уже до минимального уровня со времен IPO - 6,95 гонконгских долл. В "Русале" отказались от комментариев на эту тему.

Каких-либо специфических рисков для акций ОК "Русал" нет, поэтому отрицательную динамику прошлой недели можно объяснить только глобальным падением основных мировых индексов, считает замначальника отдела анализа рынка акций ИК "Велес Капитал" Станислав Фоменко. Он отметил, что на этой неделе акции "Русала" немного подросли (сегодня акции прибавлили 1,2%). Что касается дальнейших перспектив, то динамика зависит от настроения инвесторов по всему миру и поведения, добавил эксперт.

Однако ряд экспертов отмечает, что стремительное падение акций "Русала" продолжилось даже после выхода годового отчета "Русала", в котором компания показала чистую прибыль за 2009 год в размере $821 млн по сравнению с чистым убытком почти в $6 млрд в 2008 году. Дело в том, что практически половина из этой чистой прибыли обусловлена резким ростом капитализации ГМК "Норильский никель", 25% которого принадлежит "Русалу".

Компания остается в прибыли по-прежнему благодаря 25-процентному пакету в "Норильском никеле", который только за первый квартал подорожал на 32% — до $8,86 млрд. В целом участие в ассоциированных активах принесло "Русалу" $263 млн прибыли: без этого фактора компания получила бы убыток в размере $16 млн, говорит аналитик UniCredit Марат Габитов.

Другие факты, приведенные в годовом отчете, также не позволяют говорить о том, что ситуация в компании улучшается: производство алюминия упало на 11% - до 3,9 млн тонн, глинозема - на 36% - до 7,3 млн тонн, бокситов - на 41% - до 11,3 млн тонн. Капитальные затраты составили лишь $244 млн против $1,374 млрд годом ранее, а расходы на экологию - ничтожные $17,1 млн с учетом масштабов алюминиевой империи Олега Дерипаски. В то же время "Русал" подчеркивает, что ему удалось резко снизить издержки на производство одной тонны алюминия - с $1,915 тыс. за тонну до $1,471 тыс.

Однако если взглянуть, какой ценой достался этот результат, то можно засомневаться в том, что подобная политика была обоснованной. Фактически сокращение издержек было достигнуто главным образом за счет временной консервации или сокращения мощностей на большинстве предприятий - практически всех, за исключением основных сибирских активов (КрАз, БрАз, ИркАз). При этом в 2009 году было сокращено 14 тыс. человек (до 75,8 тыс.), преимущественно на российских предприятиях. Оставшимся рабочим жить лучше тоже не стало. В отчете говорится: "В 2009 году заработная плата сотрудников не увеличивалась. Более того, благодаря изменению валютного курса, в особенности ослаблению рубля по отношению к доллару, средняя заработная плата в 2009 году на человека, выраженная в долларах, сократилась на 27% по сравнению с 2008 годом".

Кроме того, "Русал" является абсолютным чемпионом в отрасли в области "оптимизации" налогообложения. Из проспекта компании, подготовленного к IPO в Гонконге, следует, что центр прибыли алюминиевого гиганта находится на острове Джерси, где зарегистрированы сама компания и ее главный трейдер RTI Limited. Другие две компании "Русала" (RS International и Rusal Marketing), участвующие в цепочке производства и продажи алюминия, зарегистрированы в Швейцарии. Благодаря подобной оффшорной схеме эффективная ставка налога на прибыль для всей группы составила в первой половине прошлого года около 9%. Для сравнения: у китайской Chalco эффективная ставка налога на прибыль в 2008 г. составила 26,9%, а у Alcoa — 43,2%.

Говорить после этого, чтоОлег Дерипаска является ефективным собственником не приходится. Но государство считает по другому.

Подконтрольная Олегу Дерипаске компания «Базэл-Аэро», уже контролирующая четыре аэропорта на юге России, заинтересовалась конкурсом на управление Шереметьево. До конца года для московского аэропорта должна быть подобрана управляющая компания, и «Базэл-Аэро» вместе с сингапурской Changi Airports уже представили бизнес-план по его развитию. В аэропорту об интересе Олега Дерипаски пока не знают и приходу такого «иностранного» парт­нера очень удивились.

Не обрадует новое "детище" и рядовых пассажиров. Стремление дерипасовских структур экономить на всем, что не приносит прибыль, общеизвестно.



"Байкал24"

по материалам





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ