1 апреля истекает срок рассмотрения информации, представленной в письме Счетной палаты РФ от 25 января 2013 года за №13–50/13–03 в Минрегион РФ. В данном письме аудиторы сообщают министру Минрегиона РФ Игорю Слюняеву о неутешительных результатах проверки эффективности использования средств, направленных на реализацию ФЦП «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» в Бурятии.
Контрольное мероприятие проводилась на объектах правительства Бурятии и отраслевых органов исполнительной власти, а также государственного казенного учреждения (ГКУ) «Управление региональных автомобильных дорог РБ». В ходе проверки были выявлены вопиющие факты нарушений, если не сказать – злоупотреблений или даже – откровенного воровства, в расходовании федеральных средств. Складывается ощущение исчезновения сотен миллионов народных рублей.
В преамбуле письма, оказавшегося в распоряжении «Новой Бурятии», указывается, что «реализация в Бурятии мероприятий ФЦП «Экономическое и социальное развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года» имеет важное социально-экономическое значение для республики в целом». И это действительно так, поскольку республиканские власти на строительство определенных объектов получают миллиарды рублей. Так, документ констатирует, что объем финансирования программных мероприятий, реализуемых в Бурятии в 2008–2013 годах предусмотрен в сумме более 12 млрд рублей.
Только в 2010–2011 годах расходы бюджетных средств на реализацию мероприятий по данной федеральной целевой программе составили более 4 млрд рублей. Из них 85,6% от общего объема составили средства федерального бюджета – 3 млрд 667 млн 163,8 тыс. рублей, тогда как средств консолидированного бюджета республики всего – 614 млн 763,9 тыс. руб.
Средства субсидий, ежегодно направляемых в бюджет республики в рамках ФЦП, составляют львиную долю всех федеральных субвенций. В среднем это около 40% общего объема средств, ежегодно направляемых в республику в виде различных субсидий. Фактически это «золотой дождь» для развития республики. Доля различных капитальных вложений, осуществляемых в рамках ФЦП, в общем объеме капвложений республики в 2010 году составила 32,7%, в 2011 году – 40,1%.
Особенно велик объем средств ФЦП, направляемый на развитие транспортной инфраструктуры Бурятии. То есть доля программных инвестиций в развитие транспортного комплекса республики составила в 2010 году – 72,7%, а в 2011 году – 82,5% общего объема бюджетных инвестиций. Федеральный центр не жалеет денег на развитие дорог и иных объектов транспортного комплекса республики. Но что же происходит в Бурятии с этими транспортными деньгами?
По информации данного письма Счетной палаты РФ, расходы ГКУ «Бурятрегионавтодор» на реконструкцию того самого многострадального комплекса автомобильной дороги Улан-Удэ – Турунтаево – Курумкан – Новый Уоян, часто поминаемого в республиканской прессе, составили 651 103,1 тыс. рублей. Это более 650 млн, свыше полмиллиарда! Но при этом в письме довольно сухо отмечается, что «средства израсходованы, но участок протяженностью 10 км в эксплуатацию в установленные сроки не введен! Что называется, деньги истратили, а дорогу не построили. Куда же ушли деньги? При этом отмечается, что при ведении работ удорожание стоимости реконструкции составило свыше 258 млн, причем без изменения технико-экономических показателей. Словно цифры брались с потолка. А только безнадежная дебиторская задолженность составила более 43 млн. 43 миллиона куда-то «впулили» в белый свет, как в копеечку!
Перефразируя знаменитую поговорку, что в России две беды – дураки и дороги, можно сказать – две беды, это вороватые чиновники и дороги.
Также в документе приводятся и другие, не менее фантастические цифры бюджетных трат. Федеральные аудиторы отметили, что «без соблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ, произведены расходы бюджетных средств на общую сумму 911, 840 тыс. рублей. Здесь речь идет почти о миллиарде рублей, потраченном, по всей вероятности, впустую. В числе этих средств значатся – более 100 миллионов на приобретение Минстроем республики ангиографического комплекса INNOVA 3100 IQ, который более трех лет не эксплуатируется по причине недокомплектации. С этим ангиографом есть еще такая возмутительная деталь – он был приобретен не просто по завышенной цене. Его цена почему то в 3,1 раза превысила цену аналогичного оборудования, а это однозначно – признак коррупционной схемы.
Далее в сумму этого миллиарда вошли почти 29 млн безнадежной дебиторки по невыполненным (ООО «Вира-Норд») подрядным работам по реконструкции республиканской клинической больницы им. Н.А. Семашко. Далее – 137 млн с копейками потрачено на строительство теплой стоянки на 59 машиномест (комплексы по переработке ТБО в г. Улан-Удэ). А объект так и не достроен. И так далее и тому подобное.
В заключение письма Счетной палаты отмечается, что отчет о данной проверке направлен – главе Бурятии, руководителю ГКУ «Управление региональных автомобильных дорог РБ», соответствующие письма ушли также в Минфин РФ, Минздрав РФ, министру по развитию Дальнего Востока, руководителю Федерального дорожного агентства и проч. Еще одним адресатом отчета является ФСБ России. Теперь осталось дождаться реакции всех этих высоких инстанций, кадровых выводов, ну и «посадок». Не зря же спрашивал в свое время президент Владимир Путин – «Где посадки?».
Александр Михайлов, «Новая Бурятия»