ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) нашло еще один способ привлечения инвестиций, предложив с 2013 года повысить тариф на грузоперевозки еще как минимум на 4%. Таким образом, с учетом уже запланированной индексации цены на перевозку грузов могут вырасти на 10%. Эту инициативу поддержал Минтранс и фактически одобрила Федеральная служба по тарифам (ФСТ), однако сдержать пыл госмонополии может Минэкономразвития (МЭР), встретившее в штыки это предложение.
Как пояснил старший вице-президент РЖД Вадим Морозов, одним из основных вопросов компании остается развитие инфраструктуры, а также текущее поддержание железных дорог и «расшивка узких мест» для грузовых перевозок. Между тем дефицит средств, необходимых для реализации стратегии развития железнодорожного транспорта до 2015 года, составляет 400 миллиардов рублей. По его словам, если ранее рост объема инвестиций был возможен благодаря продаже акций дочерних предприятий компании на сумму более 149 миллиардов рублей, то сейчас данный источник средств исчерпал себя.
При этом, постепенное увеличение инвестсоставляющей в тарифе на грузоперевозки могло бы привлечь около 1 триллиона рублей в течение 2010—2015 годов.
Однако против инициативы РЖД высказалось Минэкономразвития. По данным ведомства, скорее возможно понижение тарифов после корректировки в 2012 году. Если чиновники и решатся повысить тариф, то точно меньше чем на 4%. Если же тарифы будут повышены, на внешнем рынке это приведет к снижению рентабельности тех или иных грузов, а на внутреннем повышенный тариф скорее всего будет включен в конечную стоимость товара, от чего пострадают потребители услуг.
Ранее РЖД предлагали проиндексировать тариф на грузоперевозки на 2012 год на 23% или же компенсировать компании выпадающие доходы в размере 147 млрд руб. Позднее госмонополия снизила свои аппетиты до 11,7% с условием выделить компании госсубсидию в размере 40 млрд руб. Однако в апреле 2011 года правительство утвердило индексацию грузотарифов на 2012 год на 6% с выделением около 40 млрд руб. субсидий. Ожидаемый рост тарифов в 2013 году — 5,5% (без учета инвестсоставляющей).
"Байкал24" по материалам