Учителей ждут большие перемены

В 2010 году педагоги начнут работать по новому образовательному стандарту

Проректор по учебной работе Восточно-Сибирской государственной академии образования Ольга Кузнецова не скрывает, что само понятие «Год учителя» ей не очень нравится. Учитель – профессия вечная, и обращать на нее внимание только в какие-то определенные 12 месяцев неправильно. «Для уничтожения государства достаточно просто прекратить выпускать хороших учителей, и все рухнет, даже без применения ядерного оружия», – говорит преподаватель. Сейчас в академии, где обучаются 8 тыс. человек, готовятся перейти к новому образовательному стандарту при подготовке будущих педагогов. По требованию времени они должны будут обеспечивать целостное развитие личности ребенка и воспитывать в нем креативные навыки. Ведь если страна решила встать на путь инноваций, то именно в таких людях она будет нуждаться. А значит, и самим учителям придется измениться. В конце 2009 года педагогическому вузу минул век. И вот что в связи с этим событием и началом Года учителя рассказала нашей газете Ольга Кузнецова.

О столетии высшей школы Иркутска

– 30 декабря мы торжественно отметили 100-летие учительского института. Предварительно была проведена работа в архивах для подтверждения факта, что именно наш вуз является правопреемником учительского института. А поскольку он был первым высшим учебным заведением Иркутска, то, получается, мы праздновали вековой юбилей высшего образования нашего города. На празднике наши сотрудники получили большое количество наград, в том числе от Федерального агентства образования. Считаю, что самый главный подарок для вуза – наша команда, которая была, есть и будет, несмотря ни на что. Только благодаря слаженной работе коллектива делаются важные преобразования. Например, за счет привлеченных из федерального бюджета средств была проведена реставрация корпусов. Теперь отреставрированные здания стали украшением Иркутска. А самое главное наше богатство – студенты. Именно Восточно-Сибирская государственная академия образования предоставляет наибольшее количество бюджетных мест среди всех вузов региона. В 2009 году к нам поступили 1 тысяча 16 человек, и дополнительный коммерческий набор составил не более 5% от этого числа.

О реконструкции вуза

– Готовить учителя в неприспособленных для этого условиях нельзя. Если мы будем учить в грязных помещениях, а студенты будут распивать пиво, разбрасывать банки, то все это они позднее принесут с собой в общественную среду. Поэтому у нас чисто и красиво. В старинном здании корпуса на Нижней Набережной реконструкция длилась три года. Финансирование ремонтных работ наполовину осуществлялось из средств, выделенных Федеральным агентством образования. Причем все делалось с бережным отношением к истории, ведь здание является памятником архитектуры. Это была дорогостоящая и сложная работа. Но все получилось. У нас, кстати, давно никто не пишет на столах. Просто рука не поднимается. Хотя поначалу объяснять студентам было сложно, сейчас даже первокурсники ведут себя корректно.

О воспитании культуры

– В новых условиях важно не просто давать студенту определенный набор знаний, но и учить его культуре общения, коммуникативным навыкам. Даже правильно кушать и одеваться нужно учить. Мы уделяем этому вопросу много внимания, не забывая о мелочах. Взять, например, студенческие общежития. Ребята живут в секциях по четыре человека, в одной комнате – спальня, в другой – рабочая зона. Там стоят столы, есть компьютеры, Интернет подключен 24 часа. Причем оплачивается он за счет академии. И белье студенты сушат не на веревках, а на специальных сушилках. Так эстетично и комфортно. Есть в общежитии и досуговая комната, где можно музыку послушать, потанцевать. И, конечно, в академии работает большое количество секций и кружков, хотя это довольно обременительно в финансовом плане.

О бакалаврах и магистрах

– Если раньше нам в вузах давали специальность, то сейчас мы даем студентам образование. В академии, одной из первых в регионе, была внедрена двухступенчатая система образования: бакалавриат и магистратура. Когда дети поступают на какой-то факультет, они ведь чем руководствуются? Либо им нравился учитель-предметник, либо на выборе вуза настояли родители. У нас на всех факультетах ребята первые два курса учатся по единому учебному плану. Причем учебный год делится не на семестры, а триместры. В конце второго года обучения они выбирают себе специализацию. Помимо учебного плана своего факультета у студента появляется возможность слушать дисциплины на других факультетах. Если он получит дополнительные знания, после сдаст экзамены, то в дипломе этот факт тоже указывается. Это нормальная практика для других стран, и в дореволюционной России так же было. Думаю, в будущем высшая школа совсем откажется от факультетов, студенты смогут сами выбирать себе нужный набор дисциплин и числиться они будут не на каком-то одном факультете, а в академии.

О новом образовательном стандарте

– Преподавать в педагогическом вузе сложно. Нужно быть учителем учителей. Первокурсники волнуются, что первое время им придется учиться по общей программе. Гуманитариям сложно понять технические дисциплины и наоборот. Но у нас работают замечательные преподаватели. Они умеют по-простому объяснять сложные вещи. Вот в этом году по итогам первой сессии поступившие ребятишки практически не отчислены. Искусство педагога решает все проблемы. Изменив тип учреждения, мы стали готовить не только учителей, но и кадры смежных специальностей, которые призваны организовывать педагогический процесс. Поэтому в магистратуре академии обучаются директора школ и завучи. Школе не хватает управленцев. Для их подготовки и нужны экономические дисциплины, которые преподаются в нашем вузе. Причем есть профили, не обязательно привязанные к школе, например, мы готовим специалистов для высших учебных заведений, психологов, воспитателей.

В академии есть два института – Педагогический и Институт психологии. В ближайшее время мы будем работать по новому стандарту «Психолого-педагогическое образование», который предъявляет принципиально новые требования к подготовке педагогических кадров. Главным направлением в стандарте является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые дают возможность детям самостоятельно усваивать новые знания, умения. Современный педагог должен формировать у ученика компетенции, необходимые для инновационного развития страны, развивать его креативные способности. И для этого нужно измениться и самому учителю. А значит, и мы должны вносить коррективы в свою работу.

О распределении выпускников

– Человек должен сам решать, где себя реализовать. И, на мой взгляд, распределение выпускников вуза по районам – не обязательно. Но, с другой стороны, оно гарантировало стопроцентное трудоустройство. И мы нацеливаем своих студентов, чтобы они подрабатывали не в каких-нибудь учреждениях фаст-фуда, а в школах Иркутска. Соответствующие договоры с департаментом образования подписаны. А в целом молодому педагогу трудно найти место в учебном заведении. В школах уже сформированные коллективы, и, даже когда выпускник вуза устраивается туда на работу, ему часто дают меньше часов, ведь на них претендует какой-нибудь пожилой педагог. Правда, такой учитель редко бывает интересен современному ребенку. И все же 90% наших выпускников трудоустраиваются. Это хорошая цифра.

Юлия Мамонтова

Фотограф: Лариса Федорова



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ