Первая в Иркутской области женщина-водитель объясняет причины аварий на иркутских дорогах
Официальная статистика утверждает, что в 2009 году зафиксированно значительное снижение показателей аварийности и что за последние 10 лет в области стало меньше ДТП. Может и так. Да только не говорится в статистике о том, что никогда еще у нас не было так опасно ходить по тротуарам и что никогда еще до сих пор не гибли люди за рулем учебной машины. Что же происходит на иркутских дорогах? Кто виноват и что делать? Об этом мы поговорили с Людмилой Купряковой, преподавателем Иркутского областного учебно-курсового комбината автомобильного транспорта, чей водительский стаж превышает 40 лет.
«Туфля» позорит женщин!
— Не могу я больше молчать, — говорит мне при встрече эта интересная женщина, — видя все это безобразие, что творится у нас на дорогах! В конце 60-х годов в Иркутске было немного женщин-водителей. Мало любителей, а профессионалов и того меньше: на весь город было всего семь человек, причем друг друга они знали по именам, Людмила Купрякова в их числе. Когда ей было 18 лет, она окончила курсы при комбинате автомобильного транспорта и устроилась шофером на автобазу № 1. Управляла грузовиками, вроде ГАЗ-51, и водила служебные автобусы. На вопрос, почему она выбрала такую неженскую (в то время) профессию, Людмила Борисовна уже и ответить не может. Сосед дал покрутить баранку своей машины, ей и понравилось. Отработав водителем 20 лет, Людмила заочно окончила филологический факультет ИГУ и в 1981 году ушла в школу, где стала преподавать русский язык и литературу. Пока работала в школе, ездить не бросала. Была у нее своя «копейка», потом «Волга», сейчас «Тойота-Платц».
В 2000 году ее позвали работать преподавателем на родной автомобильный комбинат. Уговаривали долго — ведь мало найдешь таких уникальных людей, чтобы совмещали педагогическую деятельность и профессиональное вождение. С тех пор она вот уже 10 лет преподает иркутянам основы ПДД и обучает мастерству вождения.
— Своим ученицам я постоянно говорю: не позорьте наш род женский! — восклицает Людмила Купрякова. — Увижу кого-нибудь со знаком «туфля» сзади — все сделаю, чтобы их прав лишили. Мало того, что женщинам реально сложно даются простые вещи — вроде перестроения или заднего хода, так они еще унижают себя этим знаком. Думают, что свою особенность подчеркивают, а на самом деле — ущербность. Проезжаю недавно перекресток на зеленый свет, а прямо передо мной девица едет на красный. Я ей посигналила, а она в ответ показала такой жест, что мне до сих пор стыдно — словно я это сделала. Откуда такое неуважение к другим участникам движения...
Людмилу Купрякову больше всего возмущает поведение женщин-водителей. И это понятно — ведь раньше, рассказывает она, женщин за рулем было меньше, но уважали их при этом больше. В последнее же время на автомобильные курсы приходит намного больше девушек, нежели парней. И на дороге сегодня каждый третий автомобилист — женщина.
— Поэтому мне совершенно непонятно: почему же женщины, садясь за руль машины, чувствуют себя какими-то особенными? — задает вопрос Людмила Борисовна. — Такого не должно быть, потому что на дороге все равны! Женщины почему-то уверены, что им все должны уступать. При этом, когда какому-нибудь водителю надо вклиниться в автомобильный поток, 99
Конечно, добавляет моя собеседница, про всех женщин одинаково не скажешь. Мастерство ведь не зависит от половой принадлежности водителя.
— Человек только за руль садится — уже можно понять, как именно он будет ездить, — делится секретами водитель-педагог. — У меня вот девочка была, хваткая такая. На машину она села и поехала без проблем. Давай на автодроме крутиться — и так поедет, и сюда заедет. Один мужик смотрел и удивлялся: «Вы что, новые упражнения придумываете?» Еще одна девушка была — вся нараспашку, с размашистыми движениями. Ездила точно так же. Руль выкручивала от души, на 360 градусов. Я еще шутила, что ей надо было на капитана яхты учиться и крутить там штурвал. А между тем многие водители признают: ездить по Иркутску намного сложнее, чем в других городах России. Значит ли это, что в Иркутске живут плохие люди?
Когда дороги не страшны
На иркутских дорогах актуальна еще одна проблема — повсеместное неуважительное отношение к учебным автомобилям. Аварии в последнее время, по мнению Людмилы Борисовны, происходят из-за того, что водители очень несерьезно относятся как к другим машинам, так и к самим себе на дороге. В руках каждого водителя — собственная жизнь, жизнь его близких и окружающих людей. Это надо понимать и помнить. Между тем машину со знаком «Учебная» запросто могут прижать, зажать, подрезать, подставить.
— Еду недавно вместе с курсанткой, — рассказывает Людмила Борисовна, — с разрешенной скоростью 60 километров в час, по второй полосе (правила разрешают в населенных пунктах двигаться по удобной для движения полосе, если их не больше трех). Тут кто-то на «Ленд-Круизере» начинает нам отчаянно сигналить, требуя освободить полосу. В итоге водитель этого джипа обогнал нас по встречной, дважды подставив черный блестящий «зад». Или вот другой случай. Курсантка останавливается перед пешеходным переходом, пропускает пешеходов. И тут в нашу машину сзади врезается маршрутное такси! Я выхожу и спрашиваю водителя: «Ты что творишь-то?» Он мне в ответ: «Я заговорился». Как можно заговориться, если позади него в салоне десять человек сидят?
И не понимают горе-водители, что собственная безопасность гораздо важнее собственной значимости. Преподаватель автошколы вспоминает еще один случай, когда молоденький парнишка заглох на перекрестке и долго не мог тронуться, потому что нервничал. Все вокруг тут же принялись сигналить, повыскакивали из своих машин, начали материться.
— Такое чувство, что все они уже родились за рулем, — вздыхает моя собеседница. — А ведь если бы участники движения относились друг к другу внимательнее, этой зимой не погибла бы девушка-курсант. Она ведь была на учебном автомобиле, и это первый случай в нашей области. Однако последний ли?
Хамское отношение водителей друг к другу имеет и другие причины. Как рассказывает Людмила Борисовна, в последнее время часто стали приходить на стажировку курсанты с уже готовыми правами. При этом многие из них никогда не сидели за рулем, просто не знают правил и не умеют ездить.
— Об этом не говорят, но не секрет, что права сейчас можно купить, — сокрушается Людмила Борисовна. — И это не может не сказаться на росте аварийности.
Еще одна проблема, которая волнует водителя с сорокалетним стажем, — полное отсутствие взаимопомощи. Никто не остановится на дороге и не спросит у водителя с включенной «аварийкой», что случилось.
— Еду недавно по тракту, — вспоминает Людмила Борисовна, — а на улице мороз 30 градусов. Вижу, стоит на обочине ГАЗ-66. Водитель — совсем молодой мальчишка, уже окоченел, чуть не плачет. У него кончился бензин, в радиаторе — вода, скоро ночь, до ближайшей заправки 10 километров, и никто не останавливается, чтобы помочь! Почему никто не остановится, не подумает, что он сам может оказаться на этом месте? Куда делось человеческое отношение?
На вопрос, не страшно ли ей обучать молодых водителей, когда в городе творится такое безобразие, Людмила Борисовна отвечает:
— Я боюсь только одного, что когда-нибудь не смогу водить машину. Главное — относиться к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе. Хороший водитель не тот, кто успеет притормозить или свернуть, а тот, кто может предугадать, что случится. Если не нарушать правил и уважать других участников движения, то все будет нормально.
Статистика
Каждый день на дорогах нашего региона регистрируется в среднем 10 дорожно-транспортных происшествий, в которых 2 человека получают смертельные травмы и 13 участников дорожного движения — травмы различной степени тяжести. Всего в 2009 году зарегистрировано 3685 ДТП, в которых погибло 502 и травмировано 4764 человека.
Особую тревогу вызывает поведение водителей автобусов: нарушая правила дорожного движения, они подвергают опасности жизни многих людей. В прошедшем году отмечен рост ДТП по вине водителей автобусов — это 24 аварии, в которых 4 человека погибло и 46 получили ранения. Также в прошедшем году в 5 районах увеличилось количество дорожно-транспортных происшествий: Иркутском (+18,2%), Усолье (+17,5%), Заларинском (+18,9%), Саянске (+4,2%), Нукутском (+28,6%). В 10 городах и районах отмечен рост количества погибших в ДТП: Слюдянском (+30%), Усть-Удинском (+500%), Балаганском (+66,7%), Аларском (+75%), Нижнеилимском (+27,3%), Зиминском (+12,5%), Тулунском (+88,9%), Качугском (+200%), Мамско-Чуйском (+100%) и Осинском (+57,1%).
Наталья Федотова.
Фото автора