Цыденов - сын Цыдена, или Традиции древности

Депутаты Законодательного собрания края ищут возможность узаконить национальные традиции бурят, чтобы они имели право давать фамилии детям по имени отца. Это право в настоящее время противоречит Семейному кодексу РФ, в котором прописано, что фамилия ребёнку даётся по фамилии родителей.

Способы решения проблемы обсуждались 19 января на заседании профильного комитета по государственной политике и местному самоуправлению заксобрания. Этот вопрос возник после объединения Читинской области и Агинского бурятского автономного округа. С 1996 по ноябрь 2009 года на территории округа такой закон действовал.

С предложением вновь узаконить национальную традицию к краевым депутатам обратились жители Агинского уже в этом году. «Это не догма – по желанию люди могут придерживаться старых традиций. А кто не хочет – пусть делает так, как заведено в России», - озвучил мнение агинчан депутат заксобрания Баир Нимаев.

«У бурят фамилию традиционно брали по имени отца. Допустим, если родился у меня сын, то у него должна быть фамилия Баиров. По-бурятски это звучит так: спрашивают человека: «Ты чей?», он должен сказать имя отца и имя своего деда. Этой традиции придерживались раньше, позже, во время советской власти, был общий порядок – фамилия оставалась, имя переходило», - рассказал Нимаев.

При рассмотрении вопроса о создании законопроекта о присвоении фамилии по национальным обычаям депутаты столкнулись с проблемой – такой документ будет противоречить Семейному кодексу России.

Руководитель департамента ЗАГС Забайкальского края Ольга Корягина объясняет: «Фамилия ребёнка при рождении образуется от фамилии родителей в соответствии со статьей 58 Семейного кодекса РФ. Как в любой сфере человеческой деятельности, необходимо соблюдать федеральное законодательство. Чтобы данный закон заработал на территории края, необходимо внести изменения в пункт 3 статьи 58 Семейного кодекса России. После слов «фамилия ребёнка определяется фамилией родителей» необходимо добавить «если иное не предусмотрено законом субъекта РФ, или не основано на национальном обычае». И тогда у субъекта будет право принять закон, когда фамилия ребёнка образовывается от имени отца».

Корягина отмечает, что право выбора должно существовать: «Есть большое количество наций, народностей на территории России, которые имеют такую традицию присвоения фамилии. Такой закон принят в Бурятии, но не работает, потому что противоречит семейному кодексу. Да и сами жители не пользуются таким правом. Наши коллеги в Бурятии объясняют это тем, что многие жители республики переезжают в Москву, в Санкт-Петербург, за рубеж, и они заинтересованы, чтобы документы были оформлены в соответствии с законами Российской Федерации».

Традиции и современность

Проблемы несоответствия национальных традиций российскому законодательству были и раньше. В Иркутске, при объединении в 2006 году с Усть-Ордой, возникла схожая ситуация. В Усть-Ордынском округе существовал закон, который позволял хоронить умерших согласно национальным традициям. Традиция выражалась в том, что покойника сжигали. После объединения усть-ордынцы пытались отстоять этот закон. Но он был отвергнут на федеральном уровне из-за несоответствия санитарным нормам.

В то же время правом на сохранение культурных традиций воспользовались в республике Тыва. На федеральном уровне было прописано, что жители Тывы могут присваивать детям отчества в соответствии с национальными традициями. Так мальчики получают приставку к отчеству «-оглы», а девочки «-кызы».

Возможность выбора

Краевые депутаты в то же время отмечают - когда закон существовал в Агинском, немногие жители изъявляли желание регистрировать ребёнка по национальными традициями. Так, в 2008 году правом выбора фамилии воспользовались 11 человек, в 2007 - 12, в 2006 - 13, в 2005 - 5, в 2004 - 7. В то же время присвоили своим детям фамилию по российскому законодательству в 2008 году 1 759 человек, в 2007 – 1 524, в 2006 – 1 329, в 2005 – 1 231, в 2004 – 1 234. Да и сами представители бурятской национальности сомневаются, будет ли пользоваться новый закон популярностью.

«В принципе я отношусь к принятию такого закона положительно. Но люди воспримут по-разному. Я слышала разные мнения. Кто-то говорит: «Зачем это нужно?». Другие думают, что закон нужен будущим поколениям», - отмечает председатель ассоциации бурят Забайкальского края Долсона Жалсанова.

Представитель бурятской молодёжи 26-летний Цыден заявляет: «У меня мама 52-го года рождения, у нее ещё фамилия по отцу была, то есть по дедушке, и у сестры 55-го года тоже. Нужен ли такой закон сейчас – не знаю. Раньше, когда жил в округе, это считалось целесообразным, там знают, что я Цыден, сын Цыдена. А сейчас... Я думаю, что тем, кто живёт в городе, это не понравится, а в деревнях некоторых так и называют по имени отца, фамилии редко употребляют, только в школе».

На вопрос, дал бы он своим детям фамилию от своего имени, отвечает: «А я для продолжения рода не представляю такую фамилию. Если надо будет, то всегда есть родовая книга, можно посмотреть, у кого когда какие дети были. Правда, там учитываются только мальчики. Я книгу видел один раз в 14 лет, когда записывали имя моего двоюродного братишки. Видел, что она толстая как пачка «снегурки», и формата А3. Не интересовался ни разу, кто её ведёт, но знаю, что там моё имя написано».

С таким мнением во многом согласен и депутат Баир Нимаев: «Я не уверен, что мои дети захотят, чтобы у них была фамилия, например, Баировы. Я не могу отвечать за кого-то ещё, даже за самых близких. Если было бы заведено, дал бы детям фамилию по своему имени. Как мне кажется, большой разницы от этого нет».

Как сообщили ИА «Чита.Ру» в пресс-службе заксобрания, сейчас депутаты обсуждают два пути решения этой проблемы: «Первый, разработанный парламентариями Агинского округа, - принятие регионального закона, аналогичного тому, который существовал в округе. Второй путь - обратиться в Госдуму с законодательной инициативой по изменению Семейного кодекса. Для этого предполагается заручиться поддержкой Республики Бурятии». Главное, отмечают депутаты, у коренных жителей будет право выбора и возможность сохранить национальную идентификацию после объединения области и округа.

Юлия Золотуева





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ