Модернизация света

Облкоммунэнерго выстраивает новую систему работы

Не так давно в Иркутской области завершилась процедура реорганизации ГУЭП «Облкоммунэнерго», в ходе которой были разделены сетевое хозяйство и сбыт электроэнергии. Однако для новой сетевой организации Облкоммунэнерго реформы не закончились — на предприятии идет серьезная модернизация по всем направлениям. О планах и проектах предприятия рассказал его генеральный директор Батор Цагадаев.

-- Батор Даржапович, начатая на предприятии модернизация каким-то образом связана с разделением сетевой и сбытовой функций Облкоммунэнерго?

-- Не совсем. Разделение видов деятельности — это условие энергетической реформы, которая проводится в стране. А модернизация -- это насущная необходимость, стремление привести предприятие в порядок, сделать его современным и конкурентоспособным. Впрочем, под таким углом зрения — модернизацию тоже вполне можно рассматривать как элемент реформы энергетики.

Дело в том, что Облкоммунэнерго значительно отстало от современных реалий. Когда я пришел в компанию, обстановка, технологии и менталитет людей словно бы застыли в 80-х годах прошлого века. Сетевое хозяйство изношено на 83 процента, даже учитывая, что в среднем по России износ сетей превышает 60 процентов, это катастрофически много. Соответственно была очень высокая аварийность, постоянные отключения, жалобы населения. Сотрудники мечтали перейти в конкурирующую организацию, как только там освободится подходящее местечко, вместо того, чтобы думать, как поднять свое предприятие. Бюджетирование и долгосрочное планирование оставляли желать лучшего. Фактически перед компанией стояла задача: модернизировать не только технологии, но и всю систему управления. По сути, нужно было вводить антикризисные меры, начиная создания нормальной дееспособной команды. Предстояло подобрать людей, которые понимают, как внести новые веяния, чтобы предприятие заработало, чтобы у него открылось второе дыхание и хватило сил на качественный скачок.

-- С чего начался этот процесс?

-- В первую очередь мы структурировали бизнес-процессы. Ужесточили бюджетную дисциплину, ввели четкое планирование, что позволило нам понять, откуда и какие средства к нам поступают, и как мы можем ими распорядиться, где и какие ремонтные работы провести. Словом, навели порядок в финансовой части – без этого невозможно было идти вперед.

Одновременно начали выстраивать единую систему управления. У Облкоммунэнерго девять филиалов и до последнего времени каждый из них находился практически в «свободном плавании», выживая по своему разумению. Пришлось ломать эту систему, вносить структурные изменения, объяснять директорам, что они не одни, что работают в составе общей команды. Ввели единую техническую политику, четко прописав параметры оборудования и материалов, которые компания должна применять в своей работе – чтобы не получилось так, что один филиал работает по новейшим технологиям, а другой по старинке. Тем самым унифицировали работу всех подразделений, сократили затраты и обеспечили определенный стандарт качества услуг населению.

-- Многие областные предприятия начали свою модернизацию с элементарной инвентаризации...

-- Инвентаризация в Облкоммунэнерго была начата еще до моего прихода на должность директора. Она, в самом деле, была нужна: оказалось, что мы многого не знали в своем хозяйстве. Но даже эта инвентаризация не позволяет мне быть уверенным в том, что я знаю все досконально. Вот когда мы завершим паспортизацию всех объектов, наладим мониторинг всей системы, когда все внесем в электронную базу, и я, нажав на кнопочку, смогу сказать, что, например, в Усть-Кутском районе в деревне такой-то есть такая-то линия с такими-то параметрами под такой-то нагрузкой, только тогда можно считать, что работа выполнена. Пока эта задача – построение единой информационной системы, автоматизация системы управления -- стоит перед нами.

-- Но, тем не менее, многое сделано. Реорганизация системы управления уже отразилась на технологической стороне деятельности Облкоммунэнерго?

-- Разумеется. Мы получили возможность управлять ситуацией, а это в свою очередь позволило приступить к продуманной системе реконструкции сетей. Например, наше предприятие отказалось от старой технологии оголенных алюминиевых проводов и переходит на современный самонесущий провод. В результате мы сокращаем расходы на эксплуатацию – в отличие от алюминиевых, самонесущие провода даже при соприкосновении, например при сильном ветре, не замыкает, а значит, сокращается число ремонтов. Мы можем обеспечить потребителей качественным энергоснабжением, без перебоев. Мы можем увеличить сечение провода и тем самым снизить потери в сети, соответственно, появится возможность подключить больше потребителей– а это для многих населенных пунктов вопрос очень актуальный. Наконец, мы сокращаем несанкционированные подключения – если к оголенному проводу можно подключиться с помощью простой «закидушки» и воровать электроэнергию, то с изолированным проводом такой трюк не пройдет.

-- Батор Даржапович, вы упомянули про необходимость реконструировать сети. Где-то реконструкция уже ведется?

-- Конечно. При поддержке областного правительства, мы в этом году сумели заложить необходимые на это средства. Совсем недавно после реконструкции введены в эксплуатацию первые десять километров линии электропередачи «Мамакан – Мусковит» 110кВ. Это один из наиболее проблемных участков – в Мамско-Чуйском районе одна линия на 110 киловольт протяженностью 80 километров, которая абсолютно изношена. Отключения там дело обычное. Но ведь к этой ЛЭП подключены несколько поселков! Почти 7 тысяч человек! Разве это правильно, когда в XXI веке у людей всегда под рукой керосинка? Поэтому по остальным участкам составлен план реконструкции, мы над ними будет продолжать работу в 2011 и в 2012 году. Кроме того, на этой линии установлено микропроцессорное устройство (ИМФ-3Р) - определитель места повреждения на линии с точностью до десятка метров. Прежде работать приходилось буквально вручную: поступал сигнал об аварии, бригада отправлялась на «Урале» по бездорожью вдоль ЛЭП искать обрыв, находила, возвращалась назад на базу(!), сообщала диспетчеру, тот выводил линию в ремонт… А там дело к вечеру, в ночь ремонтная бригада на работы не поедет, поэтому отправлялись только на следующий день – и все это время люди сидели без света. Сейчас эта процедура сократилась до нескольких часов. Бригада точно знает, в какую точку на местности ей необходимо выехать, диспетчер уже все приготовил, монтеры исправляют повреждение, отзваниваются по спутниковому телефону (мы специальной для этого оснастили филиал современными средствами связи), диспетчер включает линию – у потребителей появляется свет. В результате время устранения аварий сократилось наполовину.

Весной этого года Облкоммунэнерго ввело в строй новую воздушную линию электропередач на 35 кВ «Байкальск-Утулик» и новую подстанцию ПС 35/6 кВ «Утулик». С учетом того, что на этой территории планируется развитие туристической инфраструктуры, новые объекты введены очень вовремя – это дополнительные возможности для развития района.

Серьезные работы нам предстоят во многих районах области – сейчас Облкоммунэнерго активно сотрудничает с главами территориальных администраций по приемке бесхозных сетей. Таких очень много. Много населенных пунктов, которые обеспечиваются электроэнергией от старых дизельных станций. Все это хозяйство находится в плачевном состоянии, там большие потери – и за счет ветхости, и за счет того, что население давно отвыкло платить за свет. Все это необходимо приводить в порядок, что конечно, будет очень затратно. Однако для нас это вопрос социальной ответственности – если не мы, госпредприятие, то кто их примет на баланс?

В 2011 году нам необходимо заняться модернизацией электросетей в Зиме. Вы, наверное, слышали, что «Иркутскоблгаз» прекратил подачу газа в один из городских микрорайонов из-за того, что сети выработали свой ресурс и весь микрорайон решено переводить на электроэнергию. Это требует увеличения мощности трансформаторной подстанции, замены электросетей в домах, поскольку существующие не выдержат резко увеличившейся нагрузки – в семьях появляются электроплиты, электрочайники.

-- Кстати, об электрочайниках. Бытовое энергопотребление за последние лет десять выросло в разы – мощные чайники и кофеварки, современные электроплиты, микроволновые печи, утюги, во многих семьях по два телевизора… А сети проектировались еще по советским нормам. Как планируете решать проблему перегрузки?

-- В самом деле, в электросетях сейчас происходит то же самое, что и на городских дорогах, чьей пропускной способности явно не хватает для того, чтобы справиться с последствиями взрывной автомобилизации. И сети, как вы заметили, явно не рассчитаны на такое количество мощных электроприборов. Из этой ситуации два выхода – модернизация сетевого хозяйства, что займет явно не год и не два, и – снижение нагрузки на сети за счет простых мер экономии. И мы готовы оказывать потребителям свою помощь в этом. Нам это проще сделать, так как мы находимся на так называемой «последней миле» на пути электроэнергии к потребителю.

В распоряжении Облкоммунэнерго сегодня имеются тепловизоры, позволяющие обследовать оборудование, своевременно обнаруживать слабые места и проводить профилактику. Эти же приборы возможно использовать для энергоаудита в рамках программы энергосбережения. Подобное пилотное обследование мы, по поручению областного правительства, уже провели на базе детского реабилитационного центра в Иркутске. Выявили немало утечек тепла, устранение которых не потребует больших средств, но даст хорошую экономию электроэнергии. В перспективе мы готовы заключать с потребителями сервисные контракты на энергоаудит объектов. Для нас это новое, но весьма перспективное направление работы. Разумеется, начнем мы с обслуживания бюджетные учреждения, в конце концов, мы же -- областное госпредприятие.

-- А другие ваши потребители – и юридические лица, и физические – вправе рассчитывать на подобную консультацию?

-- В новом году мы намерены сделать акцент на клиентоориентированности нашей компании. Прежде всего, организовать полноценные клиентские офисы или call-центры. Это позволит нам стать ближе к потребителю, оперативно работать с жалобами граждан. У нас уже сегодня организовать специальный отдел по работе с жалобами, но, думается, до нас пока доходит лишь малая часть претензий – а клиентский офис позволит установить непосредственную связь с потребителем. Но помимо обратной связи от наших клиентов мы сможем использовать этот канал, в том числе, и для консультаций по возможностям экономии электроэнергии. И физическим лицам, и юридическим.

Досье РГ:

ГУЭП «Облкоммунэнерго» включает в себя девять филиалов, работающих в разных районах Иркутской области. Предприятие эксплуатирует энергообъекты класса напряжения 110 кВ, 35 кВ, 6–10 кВ и 0,4 кВ. На балансе компании воздушные и кабельные линии электропередачи протяженностью более 9600 километров и 2600 подстанций разного класса напряжения. Общее количество реализованной электроэнергии в год составляет более 3 миллиардов кВтч.

Записала Екатерина Дементьева



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ