Эти два гения танца родились почти в одно время в разных концах страны. Оба познали ранее сиротство и репрессии семьи. Оба виртуозно исполняли танцы народов мира. Имя одного знала вся страна – Махмуд Эсамбаев. Имя второго гения танца, к сожалению, не стало таким же легендарным. Хотя Цыден Бадмаев ни в чем не уступал по таланту знаменитому чеченскому танцору
Во многом схожи детство и юность этих двух великих артистов. Будущий патриарх бурятской хореографии родился в селе Шибирь ныне Заиграевского района. В семье Дашипила Найданова было 12 детей. Поэтому никто не удивился, когда одного из 6 сыновей по бурятским традициям отдали на воспитание родственникам. Так Цыден получил фамилию по имени своего деда Бадмы.
В 4 года мальчик лишился как приемного, так и родного отца. Сироту усыновила сестра матери Бэлла Бадмаевна. Махмуда Эсамбаева, оставшегося без мамы воспитала вторая жена отца.
Оба артиста любили танцевать с детства. Талант школьника Цыдена заметил еще в самодеятельности клуба имени Серова в Улан-Удэ балетмейстер Михаил Арсеньев. Позже Цыден-Еши станет его учеником.
Оба будущих танцора много путешествовали в детстве и юности, не по своей воле. Если Эсамбаева не миновала участь депортации чеченцев, то Цыден Бадмаев успел с новой семьей пожить в Монголии, поучиться в Москве. Мама-тетя мечтала дать в Москве хорошее образование Цыдену.
Но семью перевели в Актюбинск, где в 1937 году главу семьи репрессировали.
Пришлось возвращаться в Улан-Удэ. Здесь юноша поступил в 1939 году артистом балета в Бурят-Монгольский театр оперы и балета и совмещал работу с учебой в театрально-музыкальном училище. Там как раз готовились к первой декаде искусства Бурятии в Москве. Цыден с успехом выступил на ней.
Первый балет республики
В годы войны в бригаде бурятских артистов выступал на Белорусском фронте молодой танцовщик Цыден Бадмаев. Коронный номер – народный танец «Охотник и орел». Где-то в других частях танцевал перед солдатами и Махмуд Эсамбаев. Кстати, позже в его репертуар войдет и этот бурят-монгольский танец про охотника и орла. Возможно, что два великих танцора были знакомы друг с другом. Слишком часто пересекались их пути. К сожалению, спросить сейчас об этом не у кого.
В тяжелые годы наши артисты находили силы для творчества. В 1943 году впервые на сцене нашего театра ставится балетная постановка – «Бахчисарайский фонтан». Именно тогда улан-удэнский зритель впервые увидел балет в дуэте Цыдена Бадмаева и Марии Шалтыковой. В победном 1945 году Цыден танцевал перед нашими солдатами, освобождавшими от японцев китайские города Чанчунь, Харбин, Сысыкань. Артиста наградили медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Примерно в эти же годы, в Киргизском театре оперы главные партии в балетах «Лебединое озеро», «Бахчисарайский фонтан», «Спящая красавица» исполняет Махмуд Эсамбаев.
1948 год - в бурятском оперном театре тоже раздаются чарующие звуки Чайковского. Идет новый спектакль «Лебединое озеро».
- В этом спектакле возник дуэт Ларисы Сахьяновой и Цыдена Бадмаева, долгие годы приводивший зрителя в состояние восторженного восхищения - - писали газеты.
Сценический дуэт в жизни стал семейным. Сейчас не каждый молодой улан-удэнец знает, что первым мужем примы бурятского балета был не Петр Абашеев, а Цыден Бадмаев. Первая профессиональная балерина Бурятии выросла у своей тети - одной из первых бурятских революционерок Марии Сахьяновой, работавшей в Москве.
Сейчас бы Ларису назвали «утонченной» москвичкой из элитной семьи. Но и муж у нее был непростой. В том же 1948 году Бадмаев получил звание заслуженного артиста Бурятской АССР. С 1943 по 1962 годы он как один из ведущих солистов театра. первым исполнял главные партии классического и национального репертуара. Именно он, а не Абашеев первым исполнил роль Енисея в легендарной «Красавице Ангаре».
Семейные драмы
Удивительно, что, имея звания и награды, Цыден-Еши не почивал на лаврах, а мечтал учиться дальше. В 1951-1952 годах чета Бадмаев и Сахьянова завершила танцевальное образование в Московском хореографическом училище при Большом театре.
Супругов ждали в родном театре все ведущие партии классического репертуара. Цыден Бадмаев не просто танцевал, но и сам ставил спектакли «Эсмеральда» и «Вальпургиева ночь». Работал и над постановками танцев в операх. «Звездная пара» представляла Бурятию на 3-м Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине. Туда же поехали молодые Майя Плисецкая и Махмуд Эсамбаев.
- Мы привезли оттуда самое большое количество золотых медалей. И это при том, что нас там пытались отравить…В котел с едой бросили ампулу с какой-то гадостью. Мы всей делегацией не слезали с горшка три дня и три ночи перед конкурсами. Провокация. Фашисты проникли из Западного Берлина на фестиваль и творили «чудеса». Но мы выжили! Обошлось без смертельных случаев, хотя были сильно ослаблены перед выступлениями. И, несмотря на это завоевали кучу золота – вспоминает в своей автобиографии заслуженный артист Украины Григорий Чапкис.
Для фестиваля Цыден сделал постановки первых бурятских дуэтных танцев «Счастливая юность», «Баяр», «Молодежный». Бадмаев стал лауреатом Международного конкурса на этом III Всемирном фестивале молодежи и студентов в Берлине.
Возможно, что сейчас в памятнике возле оперного рядом с Сахьяновой изобразили бы Цыдена Бадмаева, если бы в 1955 году в театр не вошел молодой человек. Он мало напоминал типичного худощавого артиста балета. Представитель Ленинградской балетной школы Петр Абашеев имел, как выразились бы сейчас, ярко брутальную внешность.
- Наконец-то! В балет богатырь пришел! – восхищенно говорили об Абашееве.
В отличие от девушки из элитной семьи Ларисы Сахьяновой, Петр Абашеев рос в пригороде Улан-Удэ в детском доме, где работала его мама. Такая ранняя школа общественной жизни приучила его к самостоятельности, помогла адаптироваться к жизни в интернате Ленинградского училища. Неслучайно Петра Абашеева выбрали комсоргом театра.
Доживи он до наших дней, что бы сказал о жалобах Анастасии Волочковой на то, что редкий партнер может поднять ее на сцене. Петр Абашеев легко поднимал партнершу с любым весом, но только Сахьянову он возносил на руках словно ожившую драгоценную фарфоровую статуэтку. Возносил не только на руках, но и в мыслях.
Вне сцены она была женой коллеги, а он комсоргом, ответственным за моральный облик советского артиста. Впереди в 1959 году предстояла II декада бурятского искусства и литературы в Москве.
Вместе не жить не можем
– Едва я вернулся с Берлинского фестиваля молодежи и студентов, как меня вызывали в обком и назначили комсоргом предстоящей декады – вспоминал бывший комсомольский лидер Дондоп Очиров – комсоргом оперного тогда был Петя Абашеев, комсоргом театра бурятской драмы Гоша Бутуханов.
Быть комсоргом в те времена означало отвечать за идеологическую обстановку и моральную атмосферу в коллективе. При всей хрущевской «оттепели», партия строго следила за нравственностью. Жестоко подавлено Венгерское восстание в 1956 году, в 1958 году идут массовые антикоммунистические выступления в Польше и ГДР. Мало кто сейчас помнит о том, что в 1958 году были подавлены массовые волнения в Грозном.
– Перед самым отъездом на декаду я услышал разговор артистов балета. Мол, надо сломать Абашееву ногу или руку, чтобы не выступал. Сказать, что я перепугался, значит, ничего не сказать. Петя был не просто комсорг оперного, он танцевал ведущие партии. Это же грозило срывом декады, – вспоминал Дондоп Доржиевич Очиров, – я спросил о причинах такой неприязни коллег к Абашееву. Мне ответили: Абашеев разрушает такую замечательную семью Цыдена и Ларисы. В панике я побежал в театр, собрал все артистов балета. От волнения я ничего не помнил, что говорил. Позже мне передали, что я даже пригрозил тюрьмой, если хоть волос упадет с головы Абашеева.
Спустя полвека Дондоп Доржиевич признается, что на партийные ковры вызывали всех участников этой драматической истории. Взывали к тому, что Абашеев как комсорг театра должен быть примером для остальных.
– Петя и Лариса тогда сказали: вместе танцевать и вместе не жить не можем. Пришлось смириться, – вспоминает те дни Дондоп Доржиевич.
Ставший бывшим мужем Цыден Бадмаев в 1959 году получил орден Трудового Красного Знамени.
К тому времени имя Махмуда Эсамбаева начало набирать популярность. Если Игорь Моисеев первым начал цикл показов танцев мира, то Махмуд Эсамбаев создал театр одного артиста с программой «Танцы народов мира». А Бадмаев в последний раз вышел на балетную сцену в роли Зигфрида в «Лебедином озере» в 1962 году.
Новая карьера
Новый творческий этап в жизни Бадмаева – он возглавил государственный ансамбль песни и танца Бурятской АССР. Сейчас это театр танца и песни «Байкал».
За короткое время работы новый директор сумел организовать несколько больших гастролей, в том числе по Дальнему Востоку и Сахалину, Якутии и Читинской области. Директор ансамбля выступал сам с сольными номерами и вел в коллективе на общественных началах работу балетмейстера. В этом же качестве Бадмаев поработал и в Монголии.
- Работа танцора на концертной эстраде не легче, чем работа исполнителя большой партии в спектакле. Там в его распоряжении три-четыре действия, на протяжении которых он постепенно показывает становление и развитие характера. Там он в окружении своих коллег, образующих живую среду спектакля. Здесь, на эстраде, номер занимает от минуты до четверти часа. Танцор находится один на один с залом.
И он должен, совместив в себе исполнителя, режиссера, постановщика, убедительно, последовательно рассказать о жизни своего героя и вместить эту жизнь в считанные минуты номера. Такая краткость рассказа требует особой точности в сохранении рисунка танца, безукоризненной логики актерской работы, абсолютного чувства меры и, главное, отношения к танцу как к истории человеческого характера. Танец любого народа выражает его самые характерные, самые высокие и прекрасные черты. Поэтому я знаю, что профессиональной школы танцору мало. Его школой должна быть сама жизнь – писал Махмуд Эсамбаев.
Собирая жемчужины танцев
Под этими словами мог бы подписаться и Цыден Бадмаев. Он на каждых гастролях жадно учился новым танцам. Профессиональная память позволяла запоминать и быстро воспроизводить каждое движение чужого танца.
- Танец - это жемчужина, созданная народом. Эти жемчужины я собираю. Собираю для того, чтобы всем показать их красоту – говорил сам Цыден Бадмаев.
Он действительно бережно как жемчуг собирал танцы разных народов. Мгновенно их разучивал и тут же исполнял зрителям страны, которая ему их подарила. Например, в Африке, он, едва отдышавшись от своих выступлений, бежал брать уроки горячего африканского танца. Когда он решился показать усвоенную там хореографическую композицию в Танзании, зрители тепло приняли его выступление и наказывали обязательно исполнять этот танец перед своими земляками. Так из своей поездки по Африке Бадмаев привез новый танец «В джунглях».
В 1965 году в СССР появляется еще одна авторская концертная программа «Танцы народов мира» от бурятского танцовщика. Цыден Бадмаев покорил зрителей Монголии, Венгрии, Китая, Бангладеш, Непала, Судана, Танзании, Греции и других государств, но больше всего танцора любили на родине.
Автор этих строк был на концерте Цыдена Бадмаева в далеком детстве.
Трудно было поверить, что это один и тот же человек танцует почти без перерыва кубинский, греческий, индийский, калмыцкий, тувинский и, конечно же, бурятский танцы. Он переодевался мгновенно. Сам поправлял на сцене небольшие цветные лампы и его одежды начинали мерцать другим цветом. Завораживали танца Бадмаева так, что казалось небольшой деревенский клуб растворялся. Зритель путешествовал вместе с танцором в далеких экзотических странах.
- Во время третьих гастролей Цыдена Бадмаева немолодой чабан проехал на коне 30 километров от своей стоянки, чтобы попасть на концерт. Билетов уже не было, и он попросился пустить его и стоя посмотреть выступление легендарного танцора – писала «Тувинская правда».
Ни одно так популярное сейчас этношоу с богатыми костюмами не заставляет сейчас так замирать зрителей как серия танцев одного Цыдена Бадмаева.
Другие таланты
Талантливый человек талантлив во всем. В 1977 Цыден Бадмаев сыграл главную роль в фильме «Последний год Беркута». Картину высоко оценили на Всемирном кинофестивале в Ташкенте. Затем наш земляк снялся еще в трех художественных фильмах: «Не имеющий чина» (1985 год), « Кербез», «Неистовый беглец» (1989 год), «Нет чужой земли» (1990 г.).
За большие заслуги в области профессионального искусства Цыден-Еши Бадмаева наградили орденом Трудового Красного Знамени и другими правительственными наградами. В 1973 году присвоили звание народного артиста Бурятской АССР.
Редкий случай, когда артист балета столь же виртуозно владеет речью. Цыден Бадмаев был приятным исключением. В перерывах между танцами он не отдыхал за кулисами, а читал сатирические новеллы или стихи. Одно из них написал его земляк Цырен-Базар Бадмаев и оно стало знаменитым. Многие и сейчас пересказывают отрывки этого стихотворения, не подозревая как трудно превзойти в этом Цыдена Бадмаева. Стихотворение «Джульетта» появилось как высмеивание моды на иностранные имена. Их брали себе бурятские девушки, стесняясь свои исконных имен. Актуально оно и сейчас, поэтому приводим его полностью.
ДЖУЛЬЕТТЭДЭ
Сэбэрхэн буряад басагад соо
Сэсэгтэл үлүү үзэгдэнэгүйш.
Хүлнайш тиимэ даа, табхайхадаад,
Хүршэ Дулмадааш хүрэнэгүйш.
Среди красавиц бурятских
Не видно, что ты цветок.
Да и ноги то такие, что
Далеко до соседушки Дулмы
Джульетта нэрэ шамханда
Дорюулхаад абашни үгөө гү?
Али оройдоол Пагмахан аад,
Аляархан өөрөө хүхеэ гүш?
Имя Джульетта
Тебе дал отец, возносясь?
Или будучи скромной Пагмушей
Сама так себя веселишь
Джульетта гэхэдэ нюдэндэм
Дулаахан Венеци һанагдана.
Нимгэхэн нэмэргэтэй синьора
Нюдэндэм дары харагдана.
При имени Джульетта
Теплая Венеция перед глазами.
И синьора с тонкой накидкой
Сразу является перед глазами
Тоосолдоод, юрэдөө, яахамнайб,
Тоонтоёо һанахада буруугүй.
Аяын үнэртэй Дулма нэрэ
Альбионын басаган зүүнэгүй.
К чему нам в споры вдаваться,
Нет ошибки в почитании своего тоонто.
Ведь имя Дулма с ароматом ая ганги
Не носит девушка Альбиона
Ивэй басаган – Марианна,
Иванай үхин Машал даа...
Нюур бүхэндэ, нэрэнүүдтэ
Нютагай шарай байхал даа.
Марианна - дочь француза Ива
У Ивана доченька Маша...
У каждого лица и каждого имени
Есть свое неповторимое родное.
Харин даа шимнай, Джульетта,
Харахан мойһон нюдэтэйш даа.
Хэдышье нахилзаа, хотолзоо һаа,
Хайшаншье таби – Пагмалши даа.
И вот ты, Джульетта,
С черными как черемуха глазами
Как бы ты ни извивалась в танце,
Как ни поставь тебя – все одно Пагма.
Нужен конкурс
В 1992 году я вновь увидел выступление великого артиста. Он не отказался показать свой танец перед школьниками на новогоднем утреннике. В костюме с накидкой артиста сзади легко было принять за стройного юношу. Через два года «первый принц бурятского балета» ушел из жизни в возрасте 71 года.
В этом году он мог бы отметить 90-летие. Государственный театр песни и танца «Байкал» посвятил этой памятной дате большой концерт. И в дань памяти великому артисту в программу включили известную хореографическую композицию «Баяр», где блистали Цыден-Еши Бадмаев и Лариса Сахьянова.
Глядя на танцы, которые поставил этот великий танцор, вспоминая его выступления, становится обидно, что имя Цыдена Бадмаева не увековечено. Пусть это будет не очередной памятник. Можно взять пример с чеченцев, которые проводят международные фестивали-конкурсы сольного танца имени Махмуда Эсамбаева. Такой конкурс имени Цыдена Бадмаева в Бурятии мог бы открыть новые таланты в танцевальном искусстве.
Фото Министерства культуры Бурятии .