Андрей Лабыгин: В принципиальных вопросах мы находим понимание

Председатель думы Иркутска уже не впервые побывал в редакции нашей газеты. И каждый раз беседа с ним складывается интересно — за оценками, информацией, прогнозами, которыми делится Андрей Лабыгин, ощущается жизнь областного центра во всей ее сложности, насыщенности, многообразии.

— Андрей Николаевич, разговор начнем с непростого, может быть, вопроса: каковы взаимоотношения главы думы и главы администрации Иркутска? А если взять шире, то иркутской исполнительной и представительной власти?

— Эти взаимоотношения находятся в постоянном развитии и за период нашего общения были разными по степени напряженности и слаженности. Я их назову рабочими. Вопросов, по которым у депутатов с администрацией имеется непонимание или даже конфронтация, не существует. Это не значит, что все подходы, точки зрения одинаковые. Так не бывает.

Об Иркутске держится представление как о городе патриархально-статичном — Ангарск же, к примеру, принято считать городом молодым и динамично развивающимся. Так вот, задача и мэра, и думы выстроить взаимоотношения так, чтобы статичность ситуации в городе сдвинуть в лучшую сторону, в сторону динамичности. Получается или нет, судить прежде всего горожанам.

а заседаниях думы и депутатских слушаниях есть споры, и порой звучит достаточно жесткая критика в адрес администрации, поскольку контрольные функции у думы — представительного органа — никто не отнимал. В большей степени мы заостряем наше внимание на самых проблемных вопросах. И хотелось бы констатировать: у администрации есть понимание того, на чем настаивают депутаты, и мы вместе стараемся найти взаимоприемлемые ответы на все вопросы. Нет противостояния или попустительства, а есть совместная серьезная работа, пусть не всегда заметная для всех.

Муниципальная власть находится ближе всех к людям, она призвана решать самые насущные проблемы граждан. Роль депутата, который не только представляет интересы избирателей, отслеживает развитие своего избирательного округа, но еще и формирует повестку дня, выступает лидером местного сообщества, трудно переоценить. Тесное взаимодействие депутатов с активными гражданами своих избирательных округов способствует решению многих проблем города — работе управляющих компаний и взаимодействию с ними, формированию комфортной среды проживания в городской среде. И свою позицию депутаты доносят до исполнительной власти.

Хотя безоблачными наши отношения назвать сложно, тем не менее в основополагающих, принципиальных вопросах мы находим понимание. Это касается строительства объектов здравоохранения, образования, финансирования ремонта дорог и так далее. Бывает, наши мнения не совпадают, но мы спорим и убеждаем друг друга. Пример — рассмотрение бюджета на ближайшие три года. Депутаты настаивают на продолжении внутриквартального ремонта, есть твердая уверенность у меня и моих коллег в том, что это необходимо. Мы видим отклики от населения. У мэрии были свои предложения на этот счет. В частности, финансировать другое приоритетное направление — строительство новых детских садов, и мы с ним также согласны. Сошлись на том, что бюджетные средства будут направляться на обе статьи расходов.

Или направление «Спорт во дворы». Дети, подростки должны иметь возможность играть в футбол, баскетбол, волейбол, хоккей с мячом во дворе. На сегодняшний момент для развития массового спорта нужны объекты шаговой доступности, а именно современные корты, площадки рядом с домом. Мэр предлагает строить спортплощадки у школ — там их проще в дальнейшем содержать, есть сторож. Но, на наш взгляд, спорт должен быть максимально приближен к ребятам.

— Какова в последние годы в Иркутске динамика объемов городского бюджета? Сейчас формируется следующий финансовый документ, какие позиции в нем необходимо усилить?

— Проект бюджета города с этого года составляется и утверждается сроком на три года — очередной финансовый год и плановый период. В настоящее время проект бюджета города на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов представлен в думу Иркутска, до этого обсуждались лишь основные его параметры. Так, в 2013-м и в последующие, 2014—2015, годы прогнозируется увеличение налоговых и неналоговых доходов города.

Каждый год принимается закон о межбюджетных трансфертах, и в данном случае доходность зависит не от города, а в первую очередь от региона. При этом хотелось бы подчеркнуть: с точки зрения наполняемости бюджета по налоговым поступлениям город работает стабильно, без провалов. В городскую казну собирается ровно столько налогов, сколько на данный момент позволяет законодательство.

Что касается неналоговых поступлений, то они в первую очередь касаются муниципального имущества. 131-й федеральный закон несколько лет назад требовал реализовать все муниципальное имущество, которое не соответствует задачам местного значения.

Бюджет пополнялся практически на миллиард рублей. Сейчас мы также принимаем планы приватизации, но это более скромные цифры, которые не превышают 200 млн рублей на три года. Имущества осталось меньше, кроме того, мы его еще и придерживаем, поскольку теперь законодатель позволяет оставлять и то, что непосредственно не участвует в вопросах местного значения. Так что по доходности по этой статье бюджет несколько снижается.

Есть также доходы от взимания аренды за муниципальную недвижимость. Основная часть имущества, находящегося в аренде, способствует развитию малого и среднего бизнеса, что влияет на коэффициенты. Нужно дать возможность развиваться тем, кто решил создать дело или участвует в социально-направленном бизнесе.

Отдельный вопрос связан с реализацией имущества с правом преимущественного права выкупа для тех предпринимателей и юридических лиц, которые давно владеют объектом, не имели проблем с арендными платежами. Законодатель предоставил им возможность приобретать имущество по более льготной цене с рассрочкой на три года. И это тоже к вопросу о доходности бюджета.

А основные городские расходы со следующего года будут финансироваться по 19 долгосрочным целевым программам, депутаты их рассмотрели и одобрили. Конечно же, хотелось бы решать за счет собственных средств такие важные вопросы, как массовое строительство социального жилья, капитальный ремонт многоквартирных домов ранних серий, расселение граждан из ветхого и аварийного жилищных фондов. Больше финансирования направить на строительство спортивных сооружений, детских садов, школ, ремонт, благоустройство дорог, озеленение Иркутска и многое другое.

— Андрей Николаевич, с будущего года большие перемены ждут здравоохранение…

— Да, вся медицина в скором времени будет подразделяться на частную и государственную. Уже не будет муниципальной, областной и федеральной. Есть пока непонятные моменты с тем, что будет происходить со сферой муниципальной медицины в Иркутске. В регионе она прекращает существование с начала 2013 года. В ведении же областного центра пока остаются и поликлиники, и больницы.

При этом на здравоохранение городской бюджет тратит достаточно серьезные суммы. На будущий год будет введен в эксплуатацию городской перинатальный центр, затратная часть составляет более 1 млрд рублей. Расходы на строительство этого объекта несут бюджеты разных уровней, но довольно большая их часть легла на плечи города.

Завершается строительство хирургического корпуса в Ивано-Матренинской детской клинической больнице. Причем помощь в экстренных случаях в этом лечебном учреждении получают не только дети города Иркутска. Больнице необходимы хорошие условия.

Серьезнейшая ситуация сложилась с городской клинической больницей № 8 в Ново-Ленино. Район развивается динамично, здесь много новостроек, большой приток населения, и помещения, где расположены стационар, поликлиники, особенно детская, уже не отвечают требованиям.

Городская клиническая больница № 10 на Синюшиной горе отремонтирована, но есть необходимость в организации в этом районе травмпункта и строительстве станции скорой помощи.

Учитывая все это, медицине уделяется большое внимание и серьезная часть бюджета, но, как ни прискорбно это признать, в ущерб строительству детских садов и школ. И не только строительству, но и ремонту существующих. Многие детсады требуют ремонта, они уже ни под одни СНиПы не подходят. Сейчас принимаются меры для того, чтобы дошкольные учреждения появлялись не только за счет бюджета, но и за счет муниципально-частного партнерства. Строительные организации, занимающиеся массовым жилищным строительством, детские сады могут закладывать в проект.

— Как в этом году Иркутск справился с ремонтом дорог?

— По объемам ремонт дорожный сети не сравнить с предыдущим, юбилейным, теперь он был меньше. Однако некоторые контракты приходилось доделывать уже с риском — из-за зимы, которая, как обычно, наступила неожиданно. Тем не менее по муниципальным дорогам программа выполнена.

Депутаты курируют тему ремонта внутриквартальных проездов. Этот вопрос в нынешнем году заставил нас очень серьезно поволноваться, а жителей — повозмущаться.

Финансирование на эти цели в бюджете было заложено с 1 января 2012 года, и требование депутатского корпуса заключалось в том, чтобы в июне подрядные организации уже вышли на объекты, а к середине июля закончили работы. Тогда можно было еще в этом году воспользоваться результатом. Но возникли моменты, которые значительно отсрочили начало работ.

В прошлом году было очень много претензий по качеству ремонта, в том числе у депутатов. Поэтому нынче решили до начала работ сделать проекты. Провели конкурс на изготовление проектов, на что потребовалось время, затем прошел конкурс уже по поиску подрядчика, документация этого конкурса дважды была оспорена. Так тянулось одно за другим, в итоге подрядчик определился к осени, и тогда же начались работы.

Контролировали проведение работ специальная организация и депутаты. По последним сведениям, ремонт во всех дворах закончен, проблемы брака — с бордюрным камнем и другие, — заметные даже неспециалистам, устранены. Поскольку конкурс выиграло муниципальное предприятие «Иркутскавтодор», есть соответствующие гарантийные обязательства на трехлетний срок.

— А когда на новом мосту, он же Академический, появится общественный транспорт?

— В отношении этого моста у меня смешанное чувство. В частности, по дорожному покрытию. Я предупреждал тогдашнее руководство администрации, что мост нельзя принимать в таком виде. Сейчас уже видно: если ехать из центра в сторону Университетского, покрытие «вылетает». Впереди зима, посмотрим, что будет после ее окончания. Отвечать будет тот, кто принимал объект, какие там гарантии есть…

Что касается общественного транспорта, то его можно будет запустить после завершения четвертого пускового комплекса.

— А почему до сих пор не задействован пешеходный мост у «Фортуны»?

— Там все готово. Но в какой-то момент выяснилось, что одна «нога» этого моста стоит на частной земле, однако назначение этого участка не под опору моста, а под строительство складского комплекса. Инвестор обратился к городу с просьбой разрешить ситуацию, поскольку проект полностью инвестиционный, там нет ни одной бюджетной копейки. Но пока бюрократическая машина побеждает здравый смысл. Готовый к эксплуатации мост не открыт, никто не берет на себя ответственность запустить его в дело. Хотя он бы сыграл свою роль в разгрузке улицы, где сейчас постоянные пробки.

— А кто придумал расширить проезжую часть в районе улицы Советской, у танка? Там как раз пробок не стало.

— Очень бы хотелось сказать, что придумали депутаты думы, но это не так. Думаю, что это совместное решение городского ГИБДД и департамента дорожного строительства, благоустройства и транспорта администрации. Да, простое решение, но позволило снизить напряженность движения.

Однако сомнительными кажутся решения, связанные с Маратовской развязкой, где поставили металлические отбойники и заузили въезд со стороны нижнего Ангарского моста.

— А многим нравится, потому что проще стало выезжать…

— Кроме тех, кто едет утром из Ново-Ленино и Второго Иркутска…Маратовскую развязку нужно делать. Но, опять же, понимая, куда транспорт будет двигаться дальше. Мы разрулим сам круг, а потом? Если в Иркутске ежегодно прибавляется по 30 тысяч автомобилей, они же куда-то едут?

— Андрей Николаевич, надолго ли вернулась баскетбольная команда «Иркут»? Город серьезно намерен ее поддерживать?

— Да. Это подтверждается принятыми программами. Предусмотрено финансирование по 12,5 млн рублей в год, этого хватает для организации тренировочного процесса, обеспечения выезда и зарплаты. Так что оптимизм есть, как минимум на ближайшие три года.

В этом году в Иркутске впервые прошли соревнования по стритболу на Кубок думы. Не ожидал, что на соревнования придет столько мальчишек и девчонок. Значит, дело интересное и нужное, повторим на будущий год.

— Теперь вопрос такой… исторический. Касающийся переименования улиц — возвращения им старых названий — и установки в Иркутске скульптуры бабра.

— Я всегда думаю: почему так происходит? Хорошим ты будешь, если только ничего не делаешь. Как только чего-то затронул в нашем городе — тут же получаешь негативные отзывы.

Что касается бабра, то я за его установку. И мне не очень понятно, почему часть иркутской общественности так отреагировала на появление этой скульптуры. Вдруг выяснилось: у кого-то было желание на месте бабра установить что-то другое. Почему об этом не было заявлено в течение того года, когда прорабатывался вопрос по установке скульптуры? И кого вообще может оскорбить символ города?

Вопрос, я думаю, не в этом. Просто некоторые были уверены, что ничего не будет сделано.

— Мы вот тоже думаем, что памятник хороший, приживется и люди будут возле него фотографироваться. Мы городские власти поддерживаем в этом вопросе.

— Но что касается переименования улиц, то, может, мое мнение не совпадает с вашим, я против. И еще вопрос: если улица имела несколько названий, какое выбрать? Так что я — за таблички с двумя названиями.

К слову о критике в адрес городских властей. Нас осуждают даже за поддержку команды КВН «Раисы». Мол, лучше бы потратили туда, сюда, только не на это. Критиковать можно что угодно, но я считаю, что в данном случае эти затраченные средства работают не только на развитие КВН в Иркутске, но и на престиж города.

— В 2014 году предстоят выборы в городскую думу. Изменится ли карта округов в связи со строительством новых микрорайонов?

— На момент нашего с вами разговора определено, что из 35 депутатов думы 18 будут избираться по партийным спискам, 17 — по мажоритарной системе. То есть мажоритарные (одномандатные) округа будут укрупнены в два с лишним раза. Плюс новое строительство, миграция населения внутри города. Конечно, будут изменения.

Когда этот вопрос еще только ставился, я пытался подискутировать с коллегами о возможном изменении количества депутатов в сторону увеличения (сейчас в думе минимальное разрешенное законодательно число депутатов), потому что 25 тысяч избирателей на одного депутата думы — это многовато. Выхолащивается принцип, предусмотренный в 131-м федеральном законе: пешая доступность, возможность депутату муниципального образования с каждым жителем пообщаться, понять, что надо делать. 25 тысяч избирателей в округе — это уже больше политика.

Тогда я не был поддержан в предложении дискуссии. Сейчас чем ближе выборы, тем чаще депутаты этим вопросом задаются.

— Годом ранее, осенью 2013-го, состоятся еще одни выборы — в Законодательное собрание региона. Вы, как депутат городской думы и ее председатель, для себя полностью исключаете вероятность того, что станете представлять Иркутск уже на областном уровне?

— Нет, не исключаю. В установленные законом сроки станет понятно, кто будет претендовать на кандидатство, а затем и на депутатское кресло. Будет день, будет видно. А пока мое внимание как депутата по-прежнему сосредоточено на проблемах в избирательном округе № 25 (микрорайон Синюшина гора), а как председателя думы — на задачах развития всего города.

Ирина Ружникова, «Байкальские вести».

Фото Александра Новикова, «Байкальские вести»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ