Знакомство после ухода

В зале галереи современного искусства "Дом художника" -- множество зрителей, на которых со стен глядят живописные

полотна. Упругие, пульсирующие, мощные краски, от которых исходят волны энергии. Байкальские пейзажи, непроницаемо

синяя вода озера-моря, монументальные скалы и горные хребты, веером расходящиеся брызги, сорванные налетевшим порывом ветра... И рядом -- что-то нежное и трогательное: пейзаж с голубым снегом в березовой аллее. Поздняя очень или ранняя зима? Прохладно и свежо. Рядом -- портрет: выразительный, обнажающий судьбу человека...

Таков автор сегодняшней выставки в галерее, и директор ее Надежда Куклина представляет: Эдуард Урбаханов... Первая персональная... Первая за все время, "до" и "после". Как-то не получается говорить -- "после смерти".

Директор галереи Надежда Куклина говорит: он не успел при жизни провести ни одной персональной выставки, эта -- первая. Но художник не уходит, остаются его работы. И сегодня здесь собрались художники, искусствоведы, дизайнеры. Все кто знал

его, кто помнит, кто хочет узнать...

Ответственный секретарь Иркутского регионального отделения Союза художников России Александр Муравьев вспоминает о своем сотоварище как о человеке обаятельном и скромном -- и, по его мнению, излишне скромном:

-- Может быть, это и хорошее качество для человека, но ему как художнику надо было расти, развиваться, а значит,

выставляться -- ведь потенциал был, это же видно сейчас... Хорошие работы! А при его жизни я мало видел его работ, да и то -- лишь на общих выставках. А там каждый автор не всегда виден, художника замечают не на общих выставках. Нужны выставки персональные.

Среди гостей этой выставки, конечно же, были люди, которые с ним работали, учились; были и два однокурсника, Елена Гончарова и Сергей Бордучков.

-- Мы с ним познакомились еще на подготовительных курсах --это был совершенно незаурядный человек, -- вспоминает Елена Гончарова. -- Он буквально притягивал к себе, у него была особая аура. С ним хотелось советоваться, общаться. И в годы

учебы, и потом его мастерская была местом притяжения, где собирались интересные люди, где велись неформальные разговоры, где слушали музыку, спорили... Здесь, я уверена, далеко не все работы. Но собрать их трудно -- это была натура

широкая, работы Эдик раздаривал, они разошлись по друзьям и знакомым. Здесь лишь то, что удалось собрать. Но оглянитесь вокруг: его работы будоражат своим цветом, экспрессией, интересными техническими моментами...

-- Основной направленностью его деятельности был дизайн, причемь -- экспозиционный дизайн, самый сложный и самый креативный, -- говорит об Урбаханове Сергей Бордучков. -- Эдуард был мастером, каких в Иркутске можно было по пальцам

перечесть. Это вообще был интеллектуально развитый человек, ведь, чтобы создать хорошую экспозицию, надо быть эрудитом во многих сферах -- знать искусство, историю, географию, современные материалы, компьютерные технологии и еще много

чего... Своей профессией он прекрасно владел и был востребованным дизайнером. А живопись для него -- скорее отдушина.

Надежда Куклина, которая, как и Эдуард Урбаханов, училась в мастерской Евгения Розенблюма в Москве, согласна с такой точкой зрения:

-- Меня тоже научили уважать работу дизайнера-экспозиционера, ведь от построения самой музейной экспозиции зависит, как зритель воспримет художника.

И снова -- о человеческих качествах: высокопорядочный, чистейшей души... И снова -- об уровне представленных живописных полотен:

-- Его самовыражение через цвет, через живопись тем не менее состоялось. Мне кажется, у него даже -- синтез двух искусств, живописи и дизайна, такой цветовой креатив, активный мощный цвет. Во многих работах виден поиск человека, который хотел выплеснуть свои эмоции. И ему это удавалось.

"К сожалению..." -- об этом чувстве говорили многие. Сожалели, что художник не полностью реализовал свой потенциал как живописец; сожалели, что с опозданием открыли

его для себя, недооценивали при жизни.

Эмоционально и в то же время верно завершила разговор художник -- мастер декоративно-прикладного искусства Татьяна Громыко:

-- Персональная выставка -- праздник. Но сегодня грустный праздник, потому что эта выставка проводится уже без художника. Художник часто бывает одинок, и Эдик был одинок. Давайте будем внимательнее друг к другу, что ли...

Кто спорит? Давайте попробуем...

Выставку Эдуарда Урбаханова составили работы из частных коллекций, многое предоставила семья художника. Кстати, его сыновья тоже причастны к искусству: старший -- к изобразительному, младший -- к архитектуре.

Любовь Сухаревская.

Фото автора





РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ