Дойти до вершины

В 2010 году доходы туристической индустрии Бурятии ожидаются в размере одного миллиарда рублей

Туризм в Бурятии, несмотря на прогнозы скептиков, уже в ближайшие годы может стать одной из самых высокодоходных и динамично развивающихся отраслей экономики.

В республиканском агентстве по туризму, которому 21 октября исполняется пять лет с момента его создания, считают, что это вполне достижимая цель при соединении усилий государственной власти и бизнеса, используя тщательно разработанные и проверенные в других странах технологии привлечения туристов и инвестиций. Часто приходилось слышать, что туризм в Бурятии вряд ли будет развиваться, учитывая короткий период тепла на Байкале, всего два месяца в году. Действительно, конкурировать с Турцией и Таиландом нашему региону трудно, поскольку теплому климату сложно что-либо противопоставить. Между тем внутренний туризм, учитывая растущую потребность россиян путешествовать по стране, будет активно развиваться, причем даже в тех регионах, где нет такого центра притяжения, как Байкал и богатейшая культура народов, проживающих на его берегах.

Если ежегодный прирост числа туристов в 3-7%, согласно мировым туристическим тенденциям, считается отличным, то как оценить 15%-ный рост в нашем регионе? Это много или все же недостаточно?

— В реальности к нам приехало еще больше, этот вывод можно сделать, если учесть долю неорганизованных туристов, которая составляет 45-55% от общего числа турпотока, — говорит руководитель республиканского агентства по туризму Людмила Максанова. — Еще в 2007 году мы совместно с учеными и специалистами в области туризма провели исследования по определению корректирующего коэффициента прибытий, в основу которого были положены рост розничной торговли в туристических местах и другие показатели. Поэтому мы сегодня можем говорить об одном миллионе туристов, которые, как мы предполагаем, посетят Бурятию до конца этого года.

По словам Людмилы Максановой, сегодня работа по продвижению туристической индустрии региона идет по целому комплексу направлений.

Так, республиканским агентством по туризму поддерживается сайт “Туризм и отдых в Бурятии”, ведется рекламная кампания в специализированных туристских изданиях, в том числе и зарубежных. Организуется участие турбизнеса Республики Бурятия в международных туристских выставках в Лондоне, Сеуле, Токио, Берлине, Москве, Улан-Баторе, Иркутске, Екатеринбурге, Новосибирске и др. В Улан-Удэ ежегодно организуется региональная выставка-ярмарка “Туризм и отдых в Бурятии”, республиканский туристский этнофестиваль “Бурятия на Великом чайном пути” и раз в два года — международная научно-практическая конференция “Устойчивое развитие туризма: стратегические инициативы и партнерство”.

В республике получила развитие система трансграничных туристских маршрутов, в том числе по продвижению и развитию международного и межрегионального маршрута “Великий чайный путь”. Совместно с регионами Дальнего Востока развиваются партнерские программы, построенные на общих экономических интересах и реализуемые под одним брендом “Восточное кольцо”, что будет способствовать расширению туристских обменов между регионами и странами Северо-Восточной Азии.

Реализуется ежегодный межрегиональный проект “Визит сказочных героев”. Республику посетили в 2008 г. всероссийский Дед Мороз из Великого Устюга, в 2009 г. — Чыыс-хан из Якутии, в 2010 г. — Ямал Ири, Дед Мороз Ямала. По итогам работы по данному направлению в 2009 г. агентство было награждено премией имени Юрия Сенкевича в номинации “За активное продвижение туристских ресурсов”, а по рейтингу ассоциации национальных туристических офисов России республиканское агентство по туризму признано лучшим региональным управлением по туризму в России.

В последние годы в республике возведены и модернизированы такие отели, как “Байкал-Плаза”, “Сагаан Морин” и “Аян-отель”, улучшают номерной фонд гостиницы “Гэсэр”, “Бурятия” и другие. Между тем в высокий летний сезон многие отели работают с перегрузкой.

Во многом дефицит номеров был вызван бурным ростом в республике так называемого конгрессно-выставочного туризма, активно продвигаемого региональным правительством. Начиная с 2008 года резко увеличилось число проводимых в Улан-Удэ и на Байкале международных конгрессов, форумов, научных конференций и презентаций. Причем основная часть из них приходится на лето, когда традиционно в десятки раз увеличивается число отдыхающих. Выход из ситуации — разнести форумы и конгрессы, проводить часть из них в межсезонье, весной или осенью. Как это, собственно, происходит сегодня в ходе визита делегации “Газпрома” в Бурятию.

В республиканском агентстве по туризму говорят, что для интенсификации этого процесса необходимо строительство крупных конференц-залов и расположенных неподалеку отелей, способных принять большое количество делегатов. Кстати, о гостиничном сервисе. Здесь пока проблем хватает, поскольку уровень обслуживания гостей в большинстве отелей, за исключением единичных гостиниц, у нас не дотягивает до современных стандартов.

Власти намерены стимулировать этот процесс. Так, по инициативе республиканского агентства по туризму в рамках 350-летия в республике проводится конкурс “Лучшее средство размещения”, в котором выразили желание принять участие 32 гостиницы, базы отдыха и гостевые дома. По замыслу его организаторов конкурс даст новый импульс для ускоренной модернизации гостиничного сектора.

Чиновники убеждены: для этого на начальном этапе государству необходимо максимально поддерживать процесс подготовки и переподготовки кадров. Так, согласно программе “Развитие туризма в Республике Бурятия на 2007-2010 гг.” (подпрограмма “Подготовка кадров”) на подготовку хотельеров были выделены из бюджета средства, которые направлены на обучение обслуживающего персонала наших гостиниц в Греции и Южной Корее. В программе участвовали представители многих отелей республики. Теперь те, кого уже обучили иностранцы, передают опыт своим коллегам. И понимание необходимости вкладывать собственные средства в переобучение персонала у представителей туриндустрии республики есть.

По большому счету, для того, чтобы развивать туризм, необходимо сосредоточить усилия на конкретных направлениях и четко идти к поставленной цели. А она определена — 2 миллиона туристских прибытий к 2017 году. И даже если сегодня темпы роста турпотока достигают в республике 15% в год, то при этом достичь этой планки можно лишь используя отработанные во всем мире технологии и планомерную государственную политику поддержки туризма. В Бурятии, например, сегодня сформированы семь перспективных участков, региональных зон, на основе которых в Бурятии разрабатывается унифицированная маршрутная сеть. Что она из себя представляет?

Для комплексного освоения богатейших туристско-рекреационных ресурсов в 5 муниципальных образованиях республики (МО “Северобайкальский район”, МО “Заиграевский район”, МО “Город Улан-Удэ”, МО “Тункинский район”, МО “Город Северобайкальск”) создаются зоны экономического благоприятствования туристско-рекреационного типа.

На основе конкурса “Лучший туристский маршрут” в Бурятии будут разработаны и благоустроены наиболее перспективные маршруты, куда туристы поедут, начиная с момента высадки в аэропорту Улан-Удэ. Если туриста везут на Байкал, то местность, куда поедет турист, должна притягивать его своими уникальными особенностями, будь это легенда либо географическая особенность — ради чего, собственно, туристы и поедут туда. Причем на всем протяжении маршрута должно быть предусмотрено все — хорошая дорога, пункты остановок с качественным придорожным и гостиничным сервисом, экскурсионное сопровождение и многое другое, то, без чего трудно представить качественный турпродукт. Как вариант рассматривается возможность запуска водного сообщения между поселками Гремячинск — Горячинск — Турка — город Северобайкальск.

Очевидно, что представители местных властей и турбизнеса, если они действительно заинтересованы в притоке туристов именно на их территорию, должны не на словах, а на деле обеспечить создание этой маршрутной сети. Она, кстати, может быть и межмуниципальной, но главное — каждая услуга, которая будет предоставлена туристу на всем протяжении маршрута, должна иметь свою цену.

— Наши люди очень добрые, они встречают туриста с распростертыми объятиями, готовы его накормить, напоить и все другое, но они не знают, как действовать дальше, — говорит Александр Чепик, вице-премьер правительства Бурятии. — А на самом деле все должно быть технологично — и встреча, и стоимость автотранспорта, и ужин, и улыбка, все гостеприимство должно быть просчитано. Сегодня мы принимаем от чистого сердца, а в Европе — по расчету, и люди едут туда. Нам надо учиться этому бизнесу и зарабатывать деньги на туристах.

Как считает вице-премьер, “в этом году республика получит от туристов один миллиард рублей, можно порадоваться, что в прошлом было всего 600 миллионов, но это не тот уровень, на котором властям нужно останавливаться. Ведь мы можем зарабатывать и 4, и 5 миллиардов рублей в год, и только тогда можно будет говорить о реализованном потенциале нашей туриндустрии”.

Сегодня многие эксперты в области туризма говорят, что нам необходимо встречать туриста не только буузами, а предлагать блюда, которые не встречаются нигде более. Это и омуль на рожне, который для нас является просто рыбой, а для туриста — нечто экзотичное, это и региональная выпечка, которой пока нет, но которую необходимо начать выпекать, это и те местные особенности, которых туристы больше нигде не увидят, кроме как в Бурятии.

По словам директора туристической компании “Спутник-Бурятия” Андрея Измайлова, одна из проблем состоит в том, что туристу, который приезжает на Байкал, необходимо постоянно чем-то заниматься, однако досуг туристов за редким исключением у нас не развит. “Да, у туроператоров существуют свои экскурсионные программы, но и местное население, вовлеченное в прием туристов, должно понять — без дополнительного сервиса, будь то рыбалка или катание на катерах по Байкалу, нам будет трудно создать среду, способствующую росту турпотока, а людям — возможность зарабатывать деньги на туристах. При этом муниципальные чиновники в туристско-ориентированных районах не должны пассивно наблюдать за процессом, а помогать сельским жителям создавать условия для приема туристов и их досуга”.

Причем речь идет не только о подготовке туроператоров и персонала высококлассных гостиниц. В мире набирает популярность экологический туризм, и Бурятия не исключение.

— Многие иностранцы сегодня хотят отдохнуть от цивилизации, совершить “побег в чистоту”, как называется одноименный туристский проект в Северобайкальске, им очень нравится жить в естественных условиях, питаться натуральными продуктами, работать на агрофермах, где каждый желающий, например, может подоить корову, накосить сено, — говорит руководитель республиканского агентства по туризму Людмила Максанова. — Но возникает вопрос: могут ли выпускники наших вузов элементарно продемонстрировать эти навыки тем же иностранным туристам? Ведь специалист в области туризма должен обладать самыми широкими компетенциями и по большому счету знать территорию, где он будет принимать гостей от “а до я”.

Пока же основные надежды на привлечение инвестиций в туристическую отрасль региона власти связывают с созданием особой экономической зоны туристско-рекреационного типа “Байкальская гавань” и как одного из его подразделений — круглогодичного горного курорта “Гора Бычья” (Вершина 1771)”. В сентябре этого года между УК ОАО ОЭЗ, “Внешэкономбанком”, правительством Бурятии и ООО “Гора Бычья” было подписано соглашение о реализации проекта создания всесезонного курорта стоимостью 31 млрд. рублей. Таким образом, на Байкале будет запущен первый масштабный проект в туристической особой экономической зоне, который позволит туристам приезжать на Байкал круглогодично.

В правительстве РБ ставят одну из главных задач в области туризма на 2011 год — как минимум двум перспективным с точки зрения туризма участкам придать статус региональных курортов — территорий с особым статусом лечебно-оздоровительной местности. Это позволит вывести наши курорты на новый уровень и получить дополнительное финансирование.

Бурятия также имеет потенциал для получения статуса туристского региона страны и для достижения этой цели в республиканском агентстве по туризму разработан целый комплекс мероприятий, где основной упор делается на реконструкцию и строительство дорог, транспортную обеспеченность, открытие новых авиарейсов, подготовку квалифицированных кадров в сфере туризма.

Дмитрий РОДИОНОВ.

Справка «МК»

Все основные показатели сферы туризма имеют положительную динамику. Так, за период 2005-2009 гг. турпоток в Бурятию увеличился в 2,2 раза, составив в 2009 году 361 тыс. чел., что на 19,5% больше, чем в 2008 г. Объем платных услуг, оказанных туристам в 2009 г., составил 897,6 млн. руб., что на 3,4% больше, чем в 2008 г. (868 млн. руб.). Доля платных услуг сферы туризма составляет 5% в общем объеме платных услуг республики. За 9 месяцев 2010 года в Бурятии, по прогнозным данным, число прибытий туристов из других регионов и из-за рубежа составило 300 тысяч человек, что на 46% больше прошлогодних данных, объем платных услуг, оказанных туристам, составил 900 миллионов рублей, тогда как за аналогичный период прошлого года — всего 600 млн.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ