В нашей газете 28 сентября было опубликовано открытое письмо жителей села Нижний Стан Тунгокоченского района “Не хотим перемен!”. Школе в этом населенном пункте в результате реструктуризации предстоит из средней (с обучением старшеклассников) превратиться в основную (с обучением только до девятого класса, без старшей ступени). Жители, учителя, администрация и совет сельского поселения “Нижнестанское” высказывали свои опасения и аргументы против реструктуризации их школы. С подобной ситуацией уже столкнулись или еще столкнутся многие села. Поэтому редакция обратилась в министерство образования Забайкальского края с просьбой прокомментировать ситуацию. Сегодня мы публикуем ответ.
Доступность, качество, эффективность — приоритеты российской образовательной политики. Вопрос оптимизации образовательной сети края напрямую связан с введением нормативного подушевого финансирования учреждений образования — одного из основных финансово-экономических механизмов развития нашей сферы, определенных Концепцией модернизации российского образования до 2010 года. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы обозначено, что переход на новый способ финансирования должен быть осуществлен до 2010 года. В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Правительством России в ноябре 2008 года, к 2012 году на всей территории страны будет введена система нормативного подушевого финансирования учреждений образования.
Уже с 2005 года в основе расчета субвенций муниципальным районам Забайкальского края на реализацию основных образовательных программ лежит принцип нормативного финансирования, следующий шаг — переход на нормативный подушевой. Смысл его — “средства следуют за учеником”. Другими словами, объем финансирования образовательного учреждения зависит от количества детей в школе — чем меньше учеников, тем меньше денежных средств на заработную плату учителям и учебные расходы. Принятие этого ряда нормативных актов обусловило необходимость активизации деятельности муниципальных районов по развитию сети образовательных учреждений, в первую очередь, по ее оптимизации.
Поскольку деньги, следующие за учеником, формируют бюджет образовательного учреждения, его руководство заинтересовано в том, чтобы наполняемость была максимальной — естественно, не превышающей лицензионные нормы, но приближенной к проектной мощности. Следовательно, для привлечения учащихся школа должна повышать качество работы.
Реалии
В последние годы в Забайкальском крае количество школьников сократилось на 25 процентов, а количество учителей — только на семь процентов. В среднем по региону на одного учителя приходится 10 учащихся. Средняя наполняемость школ в селе — 12 человек, в городе — 20 человек, хотя по типовому положению об общеобразовательных учреждениях она должна составлять 25 человек.
Система общего образования Забайкальского края на 70 процентов состоит из сельских школ. Особенностью сети является большое количество малокомплектных школ и учреждений, которые расположены в приграничных, отдаленных и труднодоступных районах.
Школа должна выполнить государственный образовательный стандарт и обеспечить высокое качество общего образования обучающихся. Кодекс об административных правонарушениях предусматривает систему штрафов за нарушения прав граждан в сфере образования, в том числе невыполнение государственного стандарта образования. К сожалению, педагогические кадры сельских школ недостаточно подготовлены для того, чтобы обеспечить обучение, соответствующее современному уровню требований. На старшей ступени обучения должны работать учителя-предметники с высшим педагогическим образованием и высшей квалификационной категории. Чаще всего в малокомплектных школах работают учителя “неспециалисты” со средним профессиональным образованием, которые ведут уроки сразу по нескольким далеким друг от друга дисциплинам. Может ли такой специалист обеспечить высокое качество образования?
Пути развития сети
Под развитием сети общеобразовательных учреждений понимается изменение территориальной совокупности общеобразовательных учреждений, обеспечивающее повышение качества образования за счет концентрации и кооперации, более эффективного использования материально-технических, кадровых, финансовых и управленческих ресурсов общеобразовательных учреждений.
С утверждением “закроют школу — умрет село” можно и согласиться, и поспорить. Образовательное учреждение — объект социальной инфраструктуры, а базис муниципального образования, безусловно, экономика.
Цель развития сети — повышение качества образования сельских школьников. Есть ряд объективных факторов, затрудняющих процессы оптимизации сети, к которым относятся состояние дорог в крае и нехватка транспорта (процессы реорганизации общеобразовательных учреждений значительно увеличат число школьников “на подвозе"). Кроме того, возникает необходимость расширения сети пришкольных интернатов, реконструкции и переоснащения имеющихся.
Кто может оптимизировать образовательную сеть?
Статья 31 Закона РФ “Об образовании” определяет, что “реорганизация, ликвидация школ относится к компетенции муниципальных районов”.
Сегодня каждый муниципалитет разрабатывает программу оптимизации сети образовательных учреждений, определяет комплекс мер, наиболее приемлемых для данной территории, при обязательном соблюдении индивидуального подхода к решению проблемы, с учетом социально-экономических, демографических и географических особенностей каждого села, каждой школы. В соответствии с законом о государственных гарантиях прав ребенка в муниципальных районах созданы уполномоченные органы, которые должны проводить экспертизу реорганизации сети. Есть случаи, когда они работают недостаточно эффективно и последствия не изучают.
Переход на нормативное подушевое финансирование и, как следствие, изменение сети — достаточно болезненный процесс, так как связан с оптимизацией штатного расписания школы, расходов, не связанных с реализацией основных образовательных программ. Наибольшие трудности будут испытывать те школы, в которых сложилось неэффективное соотношение педагогических работников и обслуживающего персонала, наполняемость классов не соответствует требованиям, недоработано или несовершенно нормативно-правовое обеспечение новых финансово-экономических механизмов.
Наши действия
Политика министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края направлена на сохранение малокомплектных школ, образовательных учреждений, расположенных в приграничных, отдаленных и труднодоступных районах. Переход на нормативный подушевой принцип финансирования затрудняет решение этой задачи.
В апреле 2009 года вступил в силу Закон Забайкальского края “Об образовании”. Согласно статье 4 данного нормативного акта, малокомплектными признаны сельские начальные школы наполняемостью до 45 человек и основные наполняемостью до 120 человек, которые не переводятся на нормативное подушевое финансирование, в соответствии со статьей 41 Закона РФ “Об образовании”. Педагогам школ, родителям, общественности необходимо осознать, что эта статья введена в закон, чтобы сохранить школы с небольшим количеством учащихся. Перевод общеобразовательных учреждений в статус малокомплектных даст возможность финансировать их в полном объеме, независимо от количества учеников. Этим объясняется актуализация вопроса оптимизации образовательной сети в муниципальных районах и городских округах. Средние общеобразовательные школы оставаться малокомплектными не могут, поэтому подлежат укрупнению.
Помимо этого предпринимаются меры для сохранения труднодоступных, отдаленных и приграничных школ. Их в нашем крае около 30. В настоящее время сформированы списки отдаленных, труднодоступных и приграничных средних школ, которые не могут быть реорганизованы по объективным причинам. Министерство образования края будет инициировать внесение изменений в Закон Забайкальского края “Об образовании” о введении понятий “труднодоступная, отдаленная и приграничная школа”.
Нижнестанская средняя школа
Еженедельно в министерство образования поступают письма с просьбой остановить оптимизацию. Приведу пример. Хараузская школа Петровск-Забайкальского района — в ней три ученика в старшем классе. Просят сохранить среднюю школу! Но детей уже возят в другие школы, чтобы они получили качественное образование. Проблемы нет, но пишут…
Нижнестанская средняя школа одна из школ, которые “на слуху” в системе образования нашего края. Вся проблема заключается в том, что там обучаются всего 95 детей, а чтобы средняя школа сохранилась, в ней должно быть как минимум 200 детей. Муниципалитет вправе ее оставить средней до 2012 года, пока в учреждении образования не закончатся эксперименты, но при введении нормативного подушевого финансирования администрация района должна будет компенсировать разницу на содержание учащихся, так как региональным бюджетом будут перечисляться денежные средства в расчете на реальное, а не виртуальное количество учеников. Решать им, мы по закону не имеем права приказать муниципальному району “казнить” или “миловать”.
Баирма Даширабданова, специалист министерства образования Забайкальского края.
справка “ЗР”
Модели развития сети общеобразовательных учреждений, расположенных
в сельской местности:
– базовая (опорная) школа с сетью филиалов;
– передвижная лаборатория;
– “социокультурный комплекс";
– “Ассоциация образовательных учреждений;
– “профильная сельская школа (агролицей)”;
– ресурсный центр.
<p style='padding-right:18px;' align='right'><a target='_blank' href=http://www.zabrab.chita.ru/index.php?sAction=main&nIdArticle=14826>"Забайкальский рабочий"</a></p>