Для премьерных постановок в Русском драматическом театре выбраны комедия Льва Толстого “Плоды просвещения” и трагедия Эжена Ионеско “Стулья”
Изрядную часть своего отпуска Петр Степанов, директор Государственного русского драматического театра имени Бестужева, провел на работе: ситуация обязывает.
Новое здание храма искусства требует столь же внимания, как едва родившийся ребенок. Два прошедших здесь крупных форума — Байкальский экономический и Байкальский образовательный — вскрыли недостатки вентиляции, которые теперь до начала 81-го театрального сезона надо устранять. Но, как утверждает Петр Степанов, строители справятся с этой задачей. Нашли свою брешь ливневые дожди, заставившие перебрать полированную плитку на балконе и под балконом — у центрального входа в театр. К счастью, недоделок оказалось совсем немного, и они вовсе не умаляют заслуг строителей, вложивших в здание театра всю свою душу. Оттого испытываемое коллективом Русского драматического восхищение работой генерального подрядчика “СТАМ-Строй” оказалось столь же неиссякаемым, как фонтан у театральной площади. Равно как и работой другого генерального подрядчика — “АзияТрейдМьюзик” из Иркутска, заботой которого был монтаж сценического оборудования театра, включая технологическое телевидение, при помощи которого все происходящее на сцене можно видеть в гримерных, зрительском фойе и даже в буфетах.
О первых днях жизни нового Русского драматического театра имени Николая Бестужева “МК” рассказал его директор Петр Степанов.
— Петр Григорьевич, эйфория прошла?
— Увы, в отличие от горожан, я не испытаю в полной мере того ощущения, которые испытают улан-удэнцы, впервые переступив порог нового здания Русского драматического театра: он строился на моих глазах, что называется, от первого кирпича до театрального гардероба. И все же чувство эйфории (как вы это назвали) было. И когда два с половиной года назад на республиканские деньги кинотеатр “Дружба” наконец-то обнесли забором, я подумал: лед тронулся! И когда в мае 2007-го открылось финансирование из федерального бюджета. И когда актеры Русского драматического театра вошли в только-только построенное здание, полные творческого порыва, энтузиазма и гордости. Это была даже не эйфория, а самое настоящее чувство полета!
— Двери театра еще не открылись для массового зрителя, а театральная площадь уже стала излюбленным местом горожан.
— Архитекторы (“Бургражданпроект”) и строители постарались, сделали красиво и качественно. Когда стоял забор, я наблюдал, как люди, отыскивая щелочку, пытались увидеть то, что за ним скрывалось. Забор, долгое время сохранявший некую тайну, был убран в ночь с 7 на 8 июля, накануне открытия Байкальского экономического форума. Надо было видеть, как затем потоки машин, проходившие по улице Терешковой, замедляли ход. Как пассажиры трамваев и автобусов, прильнув к окнам, буквально пожирали глазами открывшийся вид. В эти дни я слушал “Русское радио”, ведущие которого озвучивали в эфире sms-сообщения горожан, эмоционально восторгавшихся фонтаном и театральной площадью.
— Можно сказать, что наш театр начинается не с вешалки, а с фонтана?
— Да. Тем более что гардеробные вешалки, специально заказанные в Иркутске, должны подойти только на этой неделе.
— Мало кому удалось заглянуть в само здание театра, увидеть его сцену и зрительный зал. Разве что по телевизору... Сколько еще ждать?
— Ждать осталось недолго. 18 сентября пройдет долгожданное мероприятие под рабочим названием “Нам 80!”, посвященное открытию и нового театра, и очередного 81-го театрального сезона, и юбилею Русского драматического. И, конечно же, поздравлению коллективов “СТАМ-Строй” и “АзияТрейдМьюзик”, подаривших городу этот замечательный храм искусства. Горожане должны понять правильно: юбилейные и презентационные мероприятия не для массового зрителя, поэтому открытие пройдет по пригласительным билетам. В любом случае нынешней осенью улан-удэнцев ждут новые и старые давно полюбившиеся им постановки.
— Если не секрет, какая премьера ждет зрителей?
— Не секрет. Премьерный показ, а точнее, сразу два премьерных показа состоятся в ноябре. Улан-удэнцы увидят спектакль по пьесе Льва Толстого “Плоды просвещения”, а также спектакль- эксперимент малой формы по произведению драматурга Эжена Ионеско “Стулья” в постановке нового художественного руководителя театра Олега Юмова.
— Формально объект назывался “реконструкцией кинотеатра “Дружба”. Фактически мы видим новострой. Поясните, пожалуйста.
— Действительно, по всем документам Русский драматический театр это результат реконструкции старого кинотеатра. Так задумывалось, так проектировалось и так начиналось строительство. Даже расположение входов продиктовано параметрами “Дружбы”. Но когда начался демонтаж, одна из стен рухнула, кирпичи рассыпались так, словно между ними не было никакой сцепки. Специалисты пришли к выводу, что сцепление кирпича с раствором недопустимо минимальное, поэтому тогдашним правительством Бурятии, возглавляемым Леонидом Васильевичем Потаповым, было принято решение демонтировать здание кинотеатра полностью. Так что реально театр русской драмы построен с нуля. Потенциально мы спасли жизни многих сотен человек. Если бы по каким-либо причинам Русский театр драмы не был построен, а здание “Дружбы” продолжало функционировать, возможно, оно рухнуло бы на головы людей при землетрясении в 5-6 баллов.
— Театр русской драмы остается незавершенным строительством. Ведь предусмотрена еще и вторая очередь.
— Во время своего визита в Бурятию заместитель председателя правительства, министр финансов России Алексей Кудрин пообещал, что финансирование объекта продолжится, вторая очередь будет построена. Деньги ориентировочно начнут поступать в 2010 году, и театр приобретет законченный вид с появлением правого и левого крыла, где будут располагаться административно-хозяйственные помещения. Сейчас они временно размещены в так называемой зрительской части. На освободившихся площадях появится второй буфет, музей театра и Зимний сад.
— Как артисты приняли новый театр?
— Конечно же, с восторгом. Это мечта любого театрального коллектива получить новое, оборудованное самой современной аппаратурой здание с большой сценой. Сейчас артисты проходят период адаптации, проводят репетиции спектаклей, обживаются. Они изрядно смущены величиной сцены, хотя последние два спектакля ставились именно под нее. Под новую сцену готовились декорации. И все же мы не учли некоторых деталей. Но это все исправимо. Пока же театру недостает главного — того неповторимого театрального духа, который непременно появится с первыми постановками и первыми зрителями. Обустройство театра продолжается, завозится необходимая мебель, закупается техника для цехов и мастерских. В самое ближайшее время поступит швейное оборудование.
— К вам просятся на работу?
— Поступает масса предложений из различных регионов России, в основном — от режиссуры. Признаться, я уже устал отвечать на запросы, приходящие на мою электронную почту.
— Раньше такое было? Я имею в виду период работы в старом помещении театра.
— Раньше на работу почти никто не просился. Известие о новом театре распространилось с огромной быстротой. Тем не менее мы расширили актерский состав, приняв шесть человек. Пятеро из них из Владивостока. И одна актриса возвратилась в родные пенаты после вольного творческого искания.
— Театр, не успев по-настоящему открыться, стал местом проведения сразу двух представительных форумов. Насколько это правильно?
— Так получилось, что сцена Русского драматического сначала стала площадкой для участников двух форумов. И это нарушило наши представления о том, что первыми на сцену нового театра выйдут драматические артисты. Чувства такие есть, но, думаю, это пройдет. Я не верю в приметы.
— Любители театра надеются, что теперь в Улан-Удэ будут чаще приезжать звездные актеры и даже целые театральные коллективы…
— Вполне понимаю желание улан-удэнцев увидеть, что называется, вживую артистов лучших театров России. И эта надежда небезосновательна. Хотя во всем есть свои трудности. К примеру, я вел переговоры с Александром Ширвиндтом, руководителем Московского театра сатиры. Он мне ответил, что с удовольствием примет приглашение и покажет спектакль с Державиным. Но для этого необходимо решить финансовую сторону вопроса. Стоимость выездного спектакля — несколько миллионов рублей. Для осуществления таких выездных полномасштабных постановок практикуется государственная поддержка. Например, спектакль Московского театра сатиры с участием Ширвиндта и Державина был полностью профинансирован из бюджета Забайкальского края. Что касается антреприз, то с этим проблем не будет. Звездные составы актеров как приезжали, так и будут приезжать в Улан-Удэ. Но мне, повторюсь, хотелось бы, чтобы сцена нового Русского драматического театра увидела именно полномасштабные постановки с оригинальной декорацией.
— Ваша главная задача сегодня?
— Привести в действие все производственные цеха и мастерские, а также обучить персонал работе на современном световом и звуковом оборудовании. Свет очень мощный, интеллектуальный. Если в старом здании театра было всего около 100 световых точек, то в новом — около 800! Это требует особой подготовки. Наш театр неповторим, он эксклюзивен практически во всем, и здесь возможны любые, даже самые смелые и технически сложные постановки. У нас все впереди!
— Спасибо за беседу!
Станислав Белобородов.
<p style='padding-right:18px;' align=right><a target=_blank href='http://mk.burnet.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=3139&Itemid=12'>МК в Бурятии</a></p>