Газпром укрепляет позиции

Приоритетной задачей для Газпрома является газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока

Завтра состоится годовое общее собрание акционеров Газпрома, крупнейшей компании нашей страны. Один из главных вопросов, который традиционно обсуждают акционеры компании, — это ее инвестиционная программа. В минувшем году Газпром инвестировал огромную сумму — более 1 трлн рублей. Не все знают, что свыше 90% закупок компания осуществляет у российских предприятий. Строят новые объекты также отечественные компании.

В минувшем году крупнейшим проектом корпорации стал запуск Бованенковского месторождения на полуострове Ямал. В этом году Газпром запустит в эксплуатацию два морских месторождения — Приразломное (Печорское море) и Киринское (Охотское море). Строить скважины, газопроводы, дороги, жилые комплексы в условиях вечной мерзлоты очень сложно и дорого, именно поэтому газ в нашей стране дорожает. Однако он стоит в несколько раз дешевле, чем в Европе. При этом большую часть газа Газпром продает внутри страны, а основную прибыль получает от поставок за рубеж.

Газпром успешно реализует масштабную программу газификации российских регионов. Если в 2005 году уровень газификации в целом по стране составлял 53,3%, то теперь он достиг 64,4%. В 2005—2012 годах на реализацию программы было направлено около 180 млрд рублей. План на 2013 год — 33,4 млрд рублей. Сейчас приоритетной задачей для Газпрома является газификация Восточной Сибири и Дальнего Востока. Ведь ее уровень здесь составляет всего 7%. В 2011 году был введен в эксплуатацию магистральный газопровод Сахалин — Хабаровск — Владивосток. В ближайшей перспективе на востоке России заработает еще один газопровод — «Сила Сибири», по которому будет идти якутский газ и, в перспективе, иркутский.



В последнее время обострилась проблема неплатежей за газ, особенно в сфере ЖКХ. Причем виноваты в этом не люди, которые исправно платят за горячую воду и тепло, а владельцы частных управляющих компаний, которые собирают с населения деньги, а затем исчезают с ними в неизвестном направлении. Банкротить такие фирмы бессмысленно, так как зачастую кроме 10 тыс. рублей уставного капитала у них нет никакого имущества. Решить эту проблему можно законодательно, разделив платежи за теплоэнергию, выделив из них «газовую составляющую», чтобы деньги за поставленный газ шли по назначению.

Газпром реализует множество социально значимых проектов. В частности, компания активно включилась в подготовку к проведению зимней Олимпиады 2014 года в Сочи. В рамках этого проекта корпорация ввела в строй газопровод Джубга — Лазаревское — Сочи, Адлерскую ТЭС и ряд объектов спортивной инфраструктуры в поселке Красная Поляна. Газпром поддерживает не только профессиональный спорт. Например, в рамках программы «Газпром — детям» в 2007—2012 годах компанией были построены и реконструированы 943 спортивных и культурных объекта общей стоимостью 15,4 млрд руб. Еще почти 960 млн руб. было направлено на создание секций и кружков для детей и подростков практически во всех регионах страны.

Газпром укрепляет позиции России и за рубежом. Компании уже принадлежат все магистральные газопроводы на территории Белоруссии. Такое сотрудничество взаимовыгодно, так как Газпром получает возможность экономить на стоимости транспортировки газа в Европу, а Белоруссия получает российской газ с существенной скидкой в цене. «Газпром нефть» несколько лет назад приобрела сербскую нефтяную компанию NIS, нефтеперерабатывающие заводы которой сильно пострадали от американских бомбардировок в 1999 году. Теперь эти заводы восстановлены и модернизированы, выпускают высококачественное топливо, которое продается не только в Сербии, но и в сопредельных странах. В результате Сербия сохранила рабочие места и налоговую базу, а «Газпром нефть» стала получать гораздо больший доход, так как продает в Европе не сырую нефть, а продукты ее переработки — бензин, дизельное топливо и моторные масла. Кстати, Газпром заправляет автомобили не только бензином, но и газом.

Не секрет, что стремительное увеличение числа автомобилей в нашей стране привело к ухудшению экологической обстановки в крупных городах. Решить эту проблему можно за счет перевода машин на газомоторное топливо. Если взять бензин качества Евро-4 за эталон, то окажется, что по выбросам оксидов азота компримированный природный газ выигрывает почти в 3 раза, по CH — в 14 раз, по бензапирену — более чем в 16 раз, по оксиду углерода — в 12,5 раза, а по саже — в 3 раза (в сравнении с дизельным автомобилем — в 100 раз). При этом газ стоит в два раза дешевле бензина. Газпром планомерно развивает газомоторное направление. В текущем году в газомоторную отрасль будет вложен 1 млрд рублей, и в нашей стране появится много новых газовых заправок.

В последнее время в СМИ появилась масса сообщений о «сланцевой революции» в США. Теперь идет разговор о том, что американцы зальют весь мир своим сланцевым газом, а российский газ окажется никому не нужен. Но вряд ли эти прогнозы сбудутся. Дело в том, что в конце минувшего года добыча газа в США стала снижаться, тенденция сохранилась и в начале текущего года. Главным врагом сланцевого газа оказался сам сланцевый газ, так как рост добычи обрушил цены на голубое топливо. А поскольку сланцевый газ пришлось в итоге продавать дешевле себестоимости, в газовой отрасли резко сократились объемы бурения. В конце марта на газовую отрасль работало всего 389 буровых установок. Для сравнения: на пике 2007—2008 годов работало порядка 1,5 тыс. установок. Похоже, что время сланцевого газа подходит к концу. В этом нет ничего удивительного, ведь себестоимость добычи сланцевого газа в 5—7 раз выше, чем традиционного в России. Поэтому можно не сомневаться в том, что российский газ выиграет конкуренцию. А Газпром останется в числе крупнейших корпораций мира и продолжит работать на благо России.

Алексей Шандренко, «СМ Номер один»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ