23 июня Государственный русский драматический театр имени Н.А.Бестужева поздравил своих коллег с юбилеем добросовестного, многолетнего труда.
Заведующая гримерно – пастижерным цехом Гульниса Масхутовная Трунова и заведующая радиоцехом Лариса Михайловна Мильват 30 лет верой и правдой служат бестужевскому русскому драматическому театру. Присутствие обеих персон в театре как во время работы над спектаклем, так и в период его проката поистине важно. Без них не состоится ни один спектакль. Они относятся к представителям «невидимого фронта», так как всегда находятся за кулисами.
Нет такой мелодии, которую бы она не нашла
Лариса Михайловна Мильват пришла работать в театр после окончания Восточно-Сибирского государственного института культуры (отделение «Театральная режиссура») сначала помощником режиссера, затем звукооператором.
В августе 1993 года возглавила радиоцех театра. Работая еще в старом здании театра Лариса Михайловна много сделала для укрепления материально-технической базы цеха, что повлияло на улучшение постановочного уровня спектаклей. С ее участием оформлено немало спектаклей, получивших положительную оценку театральной критики. Среди них: «Кабала святош» М.Булгакова, «Тартюф» Ж.Б.Мольера, «Чайка» А.Чехова, «Смута» А.Толстого, «Любовь, любовь…..» Ф.Кони, «Поминальная молитва» Г.Горина, а также: «Фонд счастья», или странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика, «Прошлым летом в Чулимске» А.Вампилова, «Мария Стюарт» Ф.Шиллера, «Женитьба» Н.Гоголя, «Свободная пара» Д.Фо,Ф.Раме, «С любимыми не расставайтесь» А.Володина, «Он, она, окно, покойник» Р. Куни, «Вишневый сад» А.Чехова и др.
С гастролями родного коллектива Л. М. Мильват побывала в Белоруссии, Украине, городах средней полосы России, на Дальнем Востоке, Сахалине, Камчатке, Монголии, Хакасии. И везде отмечался высокий, постановочный уровень музыкального и звукового оформления спектаклей.
Немалая заслуга Мильват в подготовке и успешном проведении юбилейных и творческих отчетов коллектива в Москве в 1983 и 1988 годах, во время участия театра на втором Международном фестивале Русских драматических театров национальных республик в Йошкар-Оле в 1995 году, успешных гастролей в городах: Иркутск, Абакан, Минусинск, Чита, Ангарск.
Во время частых сельских гастролей по районам республики, ей, как звукорежиссеру выездных спектаклей, постоянно приходится преодолевать сложности в проведении на качественном уровне спектаклей на технически неприспособленных сценических площадках. И только профессионализм и преданность театру помогают успешно справляться со всеми трудностями.
В 1999 году Лариса Михайловна удостоена почетного звания «Заслуженный работник культуры Республики Бурятия».
Администрация театра, высоко оценивая заслуги специалиста, неоднократно награждала зав.цехом почетными грамотами.
Знаток эпох и париков
Гульниса Масхутона Трунова начинала свою карьеру с должности второго парикмахера и второго гримера, что называется, с азов. Уже тогда ее отличали такие качества, как удивительная преданность делу, которое требует колоссальной выдержки, терпения, кропотливости, морально-психологической устойчивости и неуемной фантазии.
Люди театра знают, что от умения создавать верный, соответствующий эпохе, стилю и жанру спектакля грим, парик, накладки - во многом зависит успех работы актера над ролью и режиссера над постановкой. И все в театре знают, что этим художественным языком мастер Трунова владеет
Пастижер Трунова - хороший помощник театральным художникам. Она знает моду на парики разных исторических эпох и всегда готова дать квалифицированную консультацию. За 30 лет служения театру Гульниса Масхутовна создала более 250 сложных портретных гримов, к таким спектаклям, как: «Кремлевские куранты» Н. Погодина, «Разрыв-трава» И. Калашникова, «Медея» Еврипида, «Кабала святош» М. Булгакова, «Лолита» В. Набокова, «Чайка» А.Чехова, «Смута» А.Толстого, «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Дядюшкин сон» Ф.Достоевского, «Мария Стюарт» Ф. Шиллера и многим другим.
В профессии пастижер много кропотливого труда. Работа требует большого умственного и физического напряжения. К одному спектаклю, как например «Смута», приходится изготавливать до 45 предметов: парики, усы, бороды и так далее и готовы они должны быть в максимально короткие сроки. Таковы требования и специфика работы в театре. Тут без преданной любви к искусству нельзя. И Гульнису Масхутовну отличает это.
Трунова - человек очень редкой, можно сказать вымирающей театральной профессии. Сегодня многие театры при постановке спектаклей обходятся искусственными усами, бородами, париками. Государственный русский драматический театр имени Н.А.Бестужева – театр сложившихся традиций, что касается создания образов героев в исторических, эпохальных спектаклях. Подобные проекты, как правило, очень населенные с большим количеством персонажей (от 20 и более), которым нужно подобрать отличительную, только ему присущую деталь – будь то особенные усы, или бакенбарды, бородка…. В этой работе пастижер-гример Трунова – незаменимый помощник режиссеру и художнику-постановщику. В ее творческом портфеле образы – к спектаклям: «Горе от ума», А.Грибоедова, «Ревизор» Н.Гоголя, «Лисистрата» Аристофана, «Делец» А.Толстого и другие. Не каждый театр может похвастаться специалистами такого уровня как Трунова. Работа Труновой – эксклюзив.
Очень запомнился созданный с ее непосредственным участием образ раба в спектакле «Эзоп» по пьесе Фигерейдо. От мастера в данном случае требовалось из молодого красивого лица артиста сделать лицо измученного жизнью, изуродованного шрамом раба. Здесь пригодился опыт и пастижера при «изготовлении» шрама и гримера при накладывании грима. Впечатляюще убедительно действует персонаж на зрителей.
Гример-пастижер Трунова Г. М. прошла хорошую профессиональную школу, выезжала на стажировки во МХАТ, Большой драматический театр. Тем не менее, она постоянно повышает свой профессиональный уровень на курсах профессиональных парикмахеров, следит за модным течением на прически и стремится свои знания передать ученикам.
Мастерство Труновой Г.М. не раз отмечали театроведы, театральные критики. Рецензент спектакля «Кабала святош», профессор Иркутского государственного университета Н.Тендитник назвала «высоко художественной, стилево – точной» работу постижера. Художник по гриму МХАТа Н. Максимов отметил «высоко профессиональный грим» исторических личностей Ленина и Дзержинского в спектакле «Кремлевские куранты».
Без гримера-пастижера Труновой не обходится ни один новогодний праздник. Она украшает всех Дедов Морозов и Снегурочек.
Бестужевцы желают здоровья, удачи и успехов в таком нелегком труде!
"Байкал24" впервые опубликовано