На коллегии прокуратуры области рассмотрены результаты проведенной проверки исполнения Федерального закона «О фонде содействия реформированию ЖКХ» в части переселения граждан из аварийного жилья, осуществления капитального ремонта многоквартирных жилых домов.
Жилищная проблема остается одной из наиболее острых в социальной сфере Иркутской области. В настоящее время дефицит жилых помещений в Иркутской области усугубляется большой степенью износа жилищного фонда, несоответствием условий проживания в нем нормативным требованиям.
Фонд содействия реформированию ЖКХ действует в области с июля 2007 года. За два года с использованием финансовой поддержки фонда расселено из аварийного жилья 2990 человек, отремонтировано 712 многоквартирных домов, в 2010 году планируется улучшить жилищные условия 1690 человек, проживающих в аварийном жилищном фонде и провести капитальный ремонт 572 многоквартирных домов.
Проверкой установлено, что количество домов, включаемых в муниципальные программы в целях осуществления капитального ремонта с помощью средств фонда, ограничивается лимитами финансовой поддержки. Так, например, в г. Железногорск-Илимский, при потребности в капитальном ремонте в 144 домах, в прошлом году отремонтирован 21 дом, в г. Усть-Куте, при потребности в ремонте в 251 домах отремонтировано 34 дома.
Проверка выявила значительное количество нарушений в деятельности органов местного самоуправления, управляющих компаний при использовании средств фонда.
Прокурорами городов Усть-Кута, Шелехова, Слюдянским и Зиминским межрайонным прокурором установлено, что решения об утверждении муниципальных программ по переселению и проведению капитального ремонта, внесенные в них изменения не были в установленном порядке опубликованы. По требованию прокуроров органами местного самоуправления приняты меры к обнародованию программ.
Основными нарушениями в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда являются ненадлежащее ведение органами местного самоуправления учета жилых помещений и жилых домов, признанных непригодными к проживанию, нарушение установленного порядка признания их непригодными для проживания.
Так, органом местного самоуправления по результатам обследования межведомственной комиссией Усть-Кутского муниципального образования (городского поседения) жилых помещений на предмет их пригодности для проживания не были изданы распоряжения с указанием конкретных сроков отселения граждан и проведения ремонтно-восстановительных работ. Нарушались и сроки рассмотрения заявлений собственников (нанимателей), заключений контролирующего органа. По выявленным нарушениям в орган местного самоуправления внесено представление об устранении нарушений закона.
Выявлялись нарушения прав граждан на предоставление равнозначного жилого помещения. Так, прокуратурой г. Черемхово по обращению гражданки Н. Ревигиной было установлено, что администрацией муниципального образование «город Свирск» ей не предоставляется равнозначное жилое помещение в рамках реализации муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья. В результате внесенного прокурором представления Ревигиной предоставлено жилое помещение в соответствии с требованиями закона.
Прокуратурой области в прошлом году были выявлены нарушения при размещении государственного заказа на приобретение жилых помещений для переселения граждан из аварийного жилья. Установлено, что победитель по итогам запроса котировок «ИркутскБайкалстрой» представил в котировочной заявке сведения, не соответствующие проектно - сметной документации, а также документам, подтверждающим право собственности на земельные участки, выделенные под строительство, разрешению на строительство. Данные нарушения повлекли бы невыполнение условий заказчиком.
Прокурором области в адрес руководителя Агентства по государственному заказу области было внесено представление с требованием отменить решение котировочной комиссии. Представление рассмотрено, требования прокурора удовлетворены в полном объеме, решение котировочной комиссии отменено, осуществлено повторное размещение государственного заказа.
Основными нарушениями при проведении капитального ремонта многоквартирных домов являются несоблюдение порядка отбора многоквартирных домов для участия в программах и подрядных организаций для проведения капитального ремонта, неэффективное использование денежных средств на проведение капитального ремонта, нарушения при составлении сметной документации и проведении ремонтных работ.
По протестам прокурора г. Усолье-Сибирское отменены 12 незаконных постановлений главы администрации г. Усолье-Сибирское о согласовании списания денежных средств с отдельных банковских счетов управляющих компаний и приведено в соответствие с законом постановление главы администрации города «Об утверждении Порядка предоставления субсидий юридическим лицам для обеспечения мероприятий и проведения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов».
Непосредственное расходование средств фонда, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах осуществляли коммерческие организации – управляющие компании и товарищества собственников жилья.
Прокурорами г. Ангарска и Слюдянского района установлено, что управляющими компаниями и администрациями города Ангарска и г. Байкальска самостоятельно принимались решения, в каких домах проводить капитальный ремонт, и определялись виды работ в отсутствие решений по этому вопросу собственников квартир. Обследование домов управляющими компаниями с целью определения необходимости капитального ремонта не всегда проводилось в Усолье-Сибирское, Шелехове.
Прокурором г. Шелехова к проверке привлечено Агентство государственной экспертизы в строительстве Иркутской области, которым проведена экспертиза сметной документации по 18 многоквартирным домам. Проверка показала, что дефектные ведомости составлены ненадлежащим образом, в связи с чем, заложенные в локальные ресурсные сметные расчеты набор и объемы работ, сметные нормы и оценка материальных ресурсов не могут считаться обоснованными. Экспертами сделаны выводы о завышении стоимости затрат, отпускной цены материалов. Прокурором г. Шелехова внесены представления управляющей компании и в администрацию города.
Многочисленные нарушения выявлялись прокурорами при проверке соблюдения законодательства в части проведения конкурсного отбора подрядных организаций. Состав конкурсной комиссии не соответствовал законодательству (г. Усолье-Сибирское). Требования к участникам и критерии их оценки, сроки выполнения работ, стоимость и место проведения работ не указывались, нарушались сроки заключения договоров. Цена договора, указанная в извещении, не соответствовала доведенной решением администрации сумме ( г. Ангарск, г. Черемхово). Победителем признавались организации, предложившие более худшие условия (г. Свирск, г. Байкальск).
При фактическом выполнении подрядными организациями работ допускалось нарушение технологии укладки шифера, за счет увеличения цены за строительный материал уменьшались объемы работ, нарушались сроки выполнения работ, объемы выполненных работ не соответствовали сметам и актам выполненных работ (г. Ангарск, г. Железногорск-Илимский, г. Усолье-Сибирское, Шелехов), применялись материалы, использованные ранее или изготовленные кустарным способом (г. Байкальск, Шелехово).
Нарушение строительных норм и правил выявлено в городах Ангарске, Черемхово, Усолье-Сибирском, Шелехове, Байкальске, Слюдянке.
Оплата за невыполненные работы и некачественное выполнение работ выявлены в г. Иркутске территориальным управлением Росфиннадзора в Иркутской области. По результатам рассмотрения материалов прокуратурой города в адрес руководителей ОАО «Южное управление ЖСК», ОАО «Северное управление ЖСК» внесены представления, объявлены предостережения.
Прокурором города Ангарска выявлено, что ООО «Жилищное управление» в качестве подрядной организации избрало ООО «УК Центр», у которой отсутствовали в штате необходимые для проведения работ рабочие. Для проведения капитального ремонта по трем домам ООО «УК Центр» привлечена субподрядная организация. В результате разница между суммой, направленной ООО «УК Центр» как подрядчику на выполнение капитального ремонта, и суммой, оплаченной ООО «УК Центр» как субподрядчику только по одному дому составила около 1 млн. рублей. По данному факту материалы направлены в следственные органы для дачи уголовно-правовой оценки действий управляющей организации.
На коллеги принято решение усилить надзор за использованием управляющими организациями средств фонда и местных бюджетов, при проведении проверок активнее привлекать специалистов Службы жилищного контроля и строительного надзора в Иркутской области. Также усилить надзор за исполнением законов органами местного самоуправления при осуществлении возложенных на них полномочий в сфере управления жилищным фондом, принципиально оценивать допущенные ими нарушения, в том числе на предмет возможных коррупционных проявлений.
По материалам пресс-службы прокуратуры Иркутской области
"Байкал24"