Контрольно-счётная палата Иркутской области провела анализ мер, направленных на поддержание заработной платы педагогов на уровне среднего заработка по региону.
Совместно с контрольно-счётными органами региона, под руководством аудитора Елены Петровой, была проведена проверка мер, которые предпринимаются органами государственной власти Иркутской области для обеспечения средней заработной платы (далее — СЗП) педагогов муниципальных образовательных учреждений на уровне средней заработной платы по региону.
В рамках контрольного мероприятия Контрольно-счётная палата Иркутской области проанализировала соблюдение законодательства и меры, принимаемые органами государственной власти Иркутской области и органами местного самоуправления для обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение бесплатного и общедоступного общего образования в 2023–2024 годах.
Анализ нормативного правового регулирования системы отношений по формированию, распределению и предоставлению субвенции на образование в Иркутской области показал, что оно не является достаточным и не в полной мере учитывает требования федерального законодательства.
В результате неполноты и несогласованности с федеральным правовым актом (Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2015 № 973) правового регулирования отношений, связанных с повышением оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, при расчёте бюджетных ассигнований при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период вместо показателя среднемесячной начисленной заработной платы работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности, далее — СМНЗП), который рассчитывается Росстатом, в Иркутской области используются значения прогнозного показателя СМНЗП, который не урегулирован региональным законодательством.
Использование в определении объёмов финансового обеспечения государственных гарантий на образование в Иркутской области прогноза СМНЗП, актуальные значения которого не всегда учитываются при формировании проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период, приводит к недофинансированию объёмов субвенций на образование с последующей их корректировкой (увеличением) в течение текущего финансового года, — отмечает Елена Петрова.
В этих условиях министерство образования Иркутской области своими распоряжениями без достаточных правовых оснований доводит до муниципальных образований указания о необходимости достижения установленных целевых показателей среднемесячной заработной платы педагогических работников, которые рассчитаны с учётом актуального прогноза СМНЗП. Механизм правового регулирования определения целевых показателей СЗП педагогов в Иркутской области также отсутствует — порядок их расчёта правовыми актами не утверждён.
В результате значительное несоответствие объёмов субвенций, доведённых из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий на образование, и объёмов расходных обязательств муниципальных образований приводит к тому, что муниципальные образования организуют предоставление образования в условиях нестабильности. Это, в свою очередь, влечёт за собой ряд системных нарушений бюджетного законодательства (отражено в Отчёте от 28.04.2025 № 16/5-КМ).
Областная контрольно-счётная палата отметила, что ранее уже обращала внимание на отсутствие в Иркутской области установленного порядка учёта показателя СЗП для целей его применения в финансовом обеспечении государственных гарантий на образование.
По результатам контрольного мероприятия контрольно-счётная палата Иркутской области подготовила перечень рекомендаций для Правительства Иркутской области. В частности, предлагается урегулировать нормативным правовым актом порядок учёта значений показателя СМНЗП, рассчитываемого Росстатом, по состоянию на 1 января текущего финансового года (или значения квартальной оценки этого показателя по состоянию на 1 апреля текущего финансового года) для целей его применения как при обеспечении сохранения соотношения оплаты труда специалистов отдельных бюджетных сфер (в том числе образования) со СЗП в Иркутской области, так и при осуществлении финансового обеспечения государственных гарантий на образование. Также предлагается урегулировать нормативным правовым актом отношения, связанные с необходимостью обеспечения достижения целевых показателей СЗП отдельных категорий работников бюджетной сферы с применением того же значения показателя СМНЗП, определённого Правительством Иркутской области для этих целей.
Погода