из досье "ЗР"
Виталий Евгеньевич ВИШНЯКОВ родился 2 мая 1940 г. в городе Пенджикент Таджикской ССР.
В 1961 г. окончил Северо-Кавказский горно-металлургический институт по специальности “Геология и разведка рудных месторождений”, в 1998-м — Российскую академию государственной службы при Президенте России, получив диплом юриста — специалиста по государственному строительству и праву.
В 1961-1994 годах — лаборант, научный сотрудник, начальник экспедиции, заведующий отделом специсследований (1964-1991 гг.), директор (1991-1994 гг.) Забайкальского комплексного научно-исследовательского института Министерства геологии СССР. Основное рабочее место (1961-1991 гг.) — подземные горные выработки разведываемых и эксплуатируемых месторождений урана Советского Союза. Основные научные труды (более 80) посвящены структурно-геологическим условиям образования, поискам и разведке урановых месторождений. В 1981 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР “За создание уникальной сырьевой базы высококачественных руд”. Доктор геолого-минералогических наук.
С 1966 г. — член КПСС. Избирался депутатом Читинского городского Совета народных депутатов (1975-1989 гг.). В 1994 г. избран депутатом, председателем Читинской областной Думы 1-го созыва, в 1996-м — вновь избран депутатом, председателем Думы 2-го созыва. С 1996 по 2005 годы — член Совета Федерации Парламента России: заместитель председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике, 1-й заместитель председателя Комиссии по методологии реализации конституционных полномочий Совета Федерации, член правового комитета Межпарламентской Ассамблеи СНГ, член парламентской депутации России во Всемирном Межпарламентском Союзе и Парламентском форуме стран Азиатско-Тихоокеанского региона, заместитель председателя группы межпарламентских связей Совета Федерации с Всекитайским Советом Народных представителей.
Один из инициаторов и активный участник объединения Читинской области и AБАО — создания Забайкальского края, разработки соответствующего Федерального Конституционного Закона, Устава края, законов “О символике Забайкальского края”, “Об Уполномоченном по правам человека в Забайкальском крае”, “Об Общественной палате Забайкальского края”.
Членом Общественной палаты Забайкальского края избран от Забайкальской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов. На первом пленарном заседании Палаты (28 июня 2010 г.) избран ее председателем. Работает на общественных началах.
В канун Нового года аппарат Общественной палаты Забайкальского края (в дальнейшем для краткости будем употреблять аббревиатуру ОП) наконец-то разместился в предназначенном для него административном помещении в Чите по ул. Богомягкова, 23. И хотя разговор в редакции “Забайкальского рабочего” с председателем этой Палаты Виталием Вишняковым состоялся несколько раньше, журналисты поздравили с новосельем. На что Виталий Евгеньевич в очередной раз проявил свойственную ему юридическую точность в выражении мысли:
— Если говорить о новоселье Общественной палаты, то такая постановка вопроса несколько некорректна. ОП не имела, не имеет и вряд ли будет иметь свое помещение по одной простой причине, которую пока не хотят уяснять жители нашего края. Дело в том, что все члены ОП работают исключительно на общественных началах, в свободное от основной работы время. Все рабочее время они посвящают тому рабочему месту, где им деньги платят. А на исполнение полномочий членов ОП они тратят свое свободное время.
Новоселье, с которым вы поздравляете, имеет отношение к очень небольшому аппарату ОП. Это государственное учреждение в составе пяти человек. Их обязанности очень сходны с таким государственным органом, как Законодательное Собрание. Только число их во много раз меньше. Нам выделены три комнаты. Все члены нашего рабочего аппарата — это, попросту говоря, многостаночники, в какой-то мере подвижники, с учетом той зарплаты, которую им положили. Это не госслужащие, и никаких доплат им не предусмотрено.
Как вы знаете, численно Общественная палата была сформирована в конце июня 2010 года. И вот потребовалось полгода для того, чтобы оформить документы, получить в аренду помещение, провести ремонт и т.д. В связи с такой длительностью всех процедур мы, члены ОП, делаем по этому поводу определенные выводы. Я вспоминаю процесс объединения Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа и подготовку нормативных актов по этим вопросам, которыми тогда я занимался. У меня лично на подготовку проекта конституционного закона, Указа президента, постановления Центризбиркома и ряда других документов, на их разработку и принятие ушло в два раза меньше времени.
На собственном опыте я убедился, насколько сложна и далеко не всегда оправданна система принятия решений в органах государственной власти. В данном случае — в органах исполнительной власти. Причем у нас в Забайкалье эта система не уникальна. Это общероссийская практика. Полагаю, есть очень большие резервы для увеличения эффективности работы этой системы.
— Виталий Евгеньевич, нашим читателям, в общем-то, известно, какие общественные организации представлены в ОП. А вот каков партийный состав Общественной палаты Забайкальского края?
— Вопрос интересный. Может быть, это покажется вам невероятным, но я не могу с ходу на него ответить. По двум причинам. Во-первых, на сегодняшний день ни с чьей стороны эта партийность не проявляется. Во-вторых, по закону об Общественной палате Забайкальского края в формировании половины ОП, которая формируется из представителей общественных объединений, не вправе были участвовать политические партии. При этом членом ОП мог стать член любой партии. Но по нормам закона, как только он становится членом ОП, он обязан приостановить членство в своей партии.
Да и другие члены ОП, делегированные из органов власти (исполнительной, законодательной, местного самоуправления), как только становятся членами ОП, не связаны решениями органа, который их делегировал. Не связаны! Так записано в законе. Это тоже представители общественности, только назначенные этими инстанциями. Они действуют только по законодательству, Конституции РФ, по своей совести и в соответствии с Кодексом этики членов ОП. Более того, делегировавшие их органы не вправе напрямую отозвать члена ОП только потому, что он что-то делает или говорит не так, как хотелось бы руководителям этих органов. Они могут лишь инициировать процедуру отзыва члена ОП. Далее на пленарном заседании ОП это инициирование будет обязательно рассмотрено. Будут заслушаны все стороны, и ОП своим тайным голосованием примет соответствующее решение: прекратить полномочия досрочно или не прекращать.
Вы правильно задали вопрос о партийности членов ОП. Но из моего ответа должны почувствовать, насколько мы далеки от политизации. Помимо закона об ОП и Конституции РФ для нас одним из основных правовых документов является Кодекс этики, которым мы добровольно возлагаем на себя дополнительные обязательства или ограничения прав и свобод.
Надо, чтобы публика это знала. Мы — не политизированная организация. Хотя совершенно очевидно, что мы будем сотрудничать со всеми общественными объединениями, включая политические партии. Вот в работе мы будем в обязательном порядке привлекать и партии, и органы госвласти, и религиозные конфессии (которые тоже напрямую не делегировали своих представителей в ОП, но ОП, когда половина ее была сформирована, сочла целесообразным, чтобы в составе ее были представители наиболее многочисленных религиозных конфессий. И это мы, 21 член Общественной палаты, которые были избраны на конференции общественных объединений края, обратились и к губернатору, и к Заксобранию, и к Совету муниципальных образований и попросили делегировать от них представителей конфессий. Сегодня в ОП есть представители и христианства, и буддизма, и ислама).
В формировании первой половины Общественной палаты принимали участие 157 общественных объединений Забайкальского края. От них было выдвинуто около 60 кандидатов. А мест, как известно, только 21. Выбор шел прямым тайным рейтинговым голосованием. Кое-кто из весьма достойных кандидатов не набрал буквально несколько голосов, чтобы стать членом ОП. Понимая, что эти люди были бы очень полезны в работе ОП, мы обратились к тем субъектам права, которые могли бы их выдвинуть, с просьбой об их выдвижении. И к нам прислушались. Таким образом несколько человек были назначены в ОП.
В итоге две трети членов ОП являются прямыми представителями общественных объединений, остальные — тоже представители общественности, пусть и не объединенные в какой-либо организации, но достаточно известные и пользующиеся доверием населения. Было бы очень хорошо, чтобы читатели “Забайкальского рабочего” это себе отчетливо представляли.
— Но кроме наших читателей существует множество пользователей другими источниками информации. Скажем, пользователи Интернета в своих оценках Общественной палаты довольно резки…
— Может, это прозвучит неожиданно, но я говорю абсолютно искренне: я благодарен даже за нелицеприятные отзывы об ОП. Хотя бы потому, что эти люди знают об Общественной палате, что им небезразлично ее существование. А это уже проявление гражданской позиции. Когда мы создадим собственный сайт в Интернете, я готов буду обсудить и оценить работу ОП с любым оппонентом.
— А что, собственно, пока оценивать, Виталий Евгеньевич? В чем, кроме решения организационных вопросов, заключалась деятельность ОП за полгода с момента ее создания?
— Для нас — увы! — на данном этапе оргвопросы очень актуальны, и все они решаются не так быстро и, следовательно, не так эффективно, как хотелось бы, и, с моей точки зрения, как их можно было решить. Но в этом не только и не столько наша вина. Мы вынуждены с этим считаться, и я хотел бы, чтобы люди нас поняли в этом плане.
Не стоит сбрасывать со счетов и то, что ОП для нас совершенно новый орган. Для нас — я имею в виду Россию. А для Забайкалья — особенно.
не дважды в жизни пришлось попадать в такую ситуацию абсолютной новизны. Впервые — в 1994-м, когда был сформирован законодательный орган Читинской области — Читинская областная Дума. Тогда это тоже был орган, новый для нас, с неизвестными для нас функциями, возможностями, обязанностями.
Сейчас с Общественной палатой ситуация один к одному. С той лишь разницей, что тогда это был орган государственной власти, чьи обязанности нормативно были прописаны несопоставимо лучше, чем сейчас для ОП. А если учесть, что на депутатов никого никогда не учили (и сейчас не учат), можно только опытом набрать это умение. Точно так же, как и в ОП.
Общественная палата Российской Федерации создана пять лет назад. За прошедшее с того момента время ОП сформированы в двух третях субъектов РФ. То есть Забайкальский край в этом отношении не бежит впереди паровоза, но и не плетется в самом хвосте. Вообще, я много раз имел возможность убедиться, что в законодательном плане Забайкалье находится далеко не на последних ролях в России. Могу это говорить со знанием дела. Я курировал в Совете Федерации прохождение закона об общих принципах организации государственной власти и могу доказать, что многие очень важные нормы и положения этого федерального закона переписаны с Устава Читинской области, прошедшего к тому времени апробацию в Конституционном суде РФ.
Поскольку с созданием ОП наш регион несколько задержался, наша задача сейчас — попытаться использовать опыт того, что уже сделано или делается в других субъектах. Но не останавливаться на этом, а привнести что-то новое. Самое главное: мы пытаемся точно определить свое место, задачи, цели и возможности в процессе формирования гражданского общества. Особенно важно определиться в своих возможностях, потому что от этого будет зависеть эффективность нашей работы и соответственно восприятие нашей работы гражданами.
Зададим себе несколько вопросов. Что такое Общественная палата Забайкальского края? Это орган государственной власти? Нет. Значит, административным ресурсом мы не обладаем в принципе. Это законодательный орган? Нет. Являемся ли мы распорядителями кредитов? Да ни копейки у нас нет. Обладаем ли трудовыми ресурсами? Нет, члены ОП действуют исключительно на общественных началах. Так чем мы располагаем, где наше место?
По закону ОП создается для участия в формировании гражданского общества и организации взаимодействия населения с органами власти, для согласования общественно значимых интересов между населением, общественными объединениями и властными структурами нашего края и местного самоуправления.
О формировании гражданского общества можно говорить особо. Это чрезвычайно важное направление нашей работы. Но сейчас я хотел бы обратить ваше внимание именно на согласовании интересов. Как мне представляется, здесь в завуалированной форме констатируется следующее: в настоящее время в нашем обществе интересы населения и интересы власти требуют согласования. Вот как! Значит, в какой-то части эти интересы расходятся. Отсюда и нет взаимодействия. Еще Крылов сказал, что если лебедь, рак да щука будут тащить телегу в разные стороны, то с места она не сдвинется.
Проблем в обществе много. Все их знают. Это и образование, и здравоохранение, и демография, и пенсии, и зарплаты, и т.д. Может ли Общественная палата решить любую из этих проблем, саму по себе? Конечно, нет. Для этого у нее нет ни административно-финансовых ресурсов, ни властных полномочий. Исходя из тех целей и задач, о которых я вам сказал, нам следует вычленить из тех проблем, о которых я говорил, те вопросы, которые являются наиболее актуальными, горящими. По которым нет единства взглядов населения и власти. И нет единства мнения, как решать этот вопрос.
Одной из функций ОП является возможность проводить общественную экспертизу нормативно-правовых актов и деятельности органов власти Забайкальского края, государственных или муниципальных. Например, мы участвовали в общественных слушаниях по проекту бюджета. Высказали свои соображения. Теперь, после принятия закона о бюджете, мы посмотрим, насколько учтены наши замечания и предложения, и как потом эти решения будут выполняться. И свое мнение обязательно выскажем. В том числе и публично.
Еще один пример. Послание президента. Оценки самые разные. Тема, которой президент уделил примерно половину своего выступления, — тема решения проблем детства. С постановкой вопроса президентом вполне корреспондируются многие проработки нашей Общественной палаты. Именно вопросы дошкольного и школьного образования мы рассматривали на первом заседании ОП в декабре.
Но — внимание! — мы и раньше слышали такие послания. Но ни в одном из них не проведен анализ того, что выполнено за прошедшее время. Я не могу сказать о Послании президента, но твердо обещаю, что уж послание губернатора у нас не останется без внимания. Мы обязательно поставим его на контроль.
Когда подавляющее большинство населения, в том числе высшие чиновники, станут гражданами в подлинном смысле этого слова, отпадет необходимость в вопросах и ответах на эту тему, и в Общественной палате тоже.
— Вы считаете этот новый для Забайкалья орган временной мерой или он пришел к нам всерьез и надолго?
— Я уже по существу ответил на ваш вопрос. А когда это произойдет? Когда у нас будет сформировано гражданское общество? Это будет зависеть от очень многих факторов. Подозреваю, что лично мне до этого счастливого времени не дожить. А вот вам — может быть. По большому счету, это зависит от того, насколько быстро мы поймем заповедь Некрасова: “Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан”. Еще полтора века назад Некрасову было очевидно: ты можешь не быть поэтом, геологом, журналистом, продавцом, чиновником, т.д., но обязан быть Гражданином. Задача Общественной палаты — чтобы этот завет был воспринят большинством наших земляков. Только тогда мы сможем считать, что у нас сформировано гражданское общество.
Сергей Забелин