Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые участники заседания!
Провозглашённый Президентом страны курс на модернизацию невозможен без совершенствования политических механизмов, без совершенствования системы местного самоуправления. В обществе с большим ожиданием в 4–5-м годах следили за подготовкой проекта Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В 5-м году Закон был принят, подписан Президентом и стал, по сути дела, базой по совершенствованию системы местного самоуправления. При, безусловно, верной философии Закона, направленного на мобилизацию и объединение усилий людей по обеспечению достойных условий проживания в своём городе, посёлке, деревне, Закон за четыре года своей работы получил 200 дополнений и изменений. И совершенно понятно, что те переданные на местный уровень исполнения полномочия, которые на самом деле, безусловно, повышают авторитет местной власти, не могут быть исполнены, потому что ни законодателем, ни Министерством финансов, ни возможностями областных бюджетов полностью эти обязательства обеспечены быть не могут.
И мы отмечаем, что власть стала ближе к населению, власть стала внимательнее к людям, но порой финансово-экономическая база, скорее всего, и в ряде случаев в не очень сильных муниципальных образованиях ставит под сомнение возможности самой власти.
Сегодня руководители политических партий, в том числе партий и прежде всего партий так называемой цивилизованной оппозиции, очень много, критично говорили о том, сколь печален опыт работы и становления политического механизма в нашей стране и сколько бед у нас ещё за углом. Но мало прозвучало слов, которые касались интересов конкретного человека, мало прозвучало предложений, которые позволяют жизнь в муниципальном образовании отдалённой, далёкой территории, Владимир Вольфович, в 5 тысячах километров, а не в 100 метрах отсюда делать по-настоящему близкой к стандарту достойной жизни российского гражданина в ХХI веке.
И мы считаем очень важным, в том числе с привлечением лидеров всех (кроме «Единой России», я думаю, нас там поддержат) оппозиционных партий, обсуждение практики работы 131-го закона за эти четыре года. Он трактовался и воспринимается сегодня как базовый фундамент повышения роли людей в том месте, в котором они живут, где они работают, где они растят своих детей.
И только один пример, понимая, что регламент очень жёсткий. До введения 131-го закона на территории Приангарья число работников органов местного самоуправления составляло менее 9 тысяч человек. Из них чуть более 4,5 тысячи являлись муниципальными служащими. В 2009 году, после того как закон уже набрал силу, число работников муниципального управления 2,5-миллионной области – 11,5 тысячи человек, из них около 6 тысяч – муниципальные служащие. А увеличение финансирования на образованные муниципальные образования, прежде всего первого уровня, составило 4 миллиарда 137 миллионов рублей. Если мы говорим об эффективности власти, я считаю возможным привлечь внимание федерального законодателя к тому, как работает этот закон и какие меры необходимо предпринять по его совершенствованию.
И, к слову сказать, высшее образование в муниципалитетах имеют чуть более 50 процентов человек. При этом среди глав первого уровня – менее 60. А опыт муниципальной работы более пяти лет имеют лишь около 40 процентов, а каждый третий менее трёх лет руководит муниципальным образованием. И это один из поводов обратиться к руководителям и представленных в парламенте, и не представленных в парламенте партий, чтобы работа с людьми была приоритетом. Не укоры бесконечно, в том числе в адрес любого правительства субъекта и главы исполнительной власти, не попытка, безусловно, может быть, в ряде случаев, и справедливо, укорять правящую партию в несоблюдении справедливости, прозрачности и объективности выборов, но при этом задолго до самих выборов, а возможность показать партнёрскую работу с исполнительной властью регионов и муниципальных образований по реализации интересов и базовых задач, которые люди вынуждены, порой не имея на это реальных возможностей, решать, не опираясь на власть.
И, конечно, мы просили бы обратить внимание, может быть, и обсудить на одном из заседаний Государственного совета как один из сопутствующих вопросов вопрос федеральной целевой программы по подготовке кадров для органов муниципального, местного самоуправления.
Важное направление модернизации политической системы – это совершенствование судебной системы, и прежде всего института мировых судей. Мы считаем, что институт мировых судей состоялся и успешно функционирует. Так вот только в нашем субъекте за последние пять лет число рассмотренных мировыми судьями дел увеличилось почти в три раза. Но вместе с тем не всегда у нас есть возможность оптимально распределять, в том числе и по нашей громадной территории, формирование судебных участков и возможность обеспечить равномерную профессиональную нагрузку между судьями, работающими в сельских районах, по сравнению с городскими. Так, например, у нас разрыв в шесть раз. Видимо, возможно, законодателю либо определить критерии образования судебных участков в дополнение в федеральный закон, либо разрешить субъектам Федерации право самим устанавливать порядок образования таких участков и число должностей мировых судей. Мы считаем, что мировой судья должен быть наиболее близкой и доступной фигурой для населения, и вера в него – один из факторов сопротивления правовому нигилизму и факторов становления большего уважения к закону, что является основой любого реформирования, в том числе и политической системы.
И также, говоря об этом, считаю возможным остановиться на тезисе о становлении ювенальных судов как одного из перспективных направлений совершенствования судебной системы. Так, у нас в Ангарском районе третий год существует судебный состав, специализирующийся на рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних. К рассмотрению дел привлекаются психологи и социальные работники, практикуется проведение выездных судебных заседаний в образовательных учреждениях. Судьями реализуется специальная программа воспитательных мероприятий в отношении несовершеннолетних. Не случайно, что в этом районе снижается рецидив преступлений, совершённых несовершеннолетними. Если в 2006 году вновь совершали преступления почти 22 процента несовершеннолетних, в 2007-м – 13,5, в ушедшем – 2,5 процента от ребят.
Конечно, мы уже говорили и в ходе этого заседания, и в ходе тех встреч, которые всегда глава региона, нам кажется это важным, проводит не только с депутатами в ходе сессий, но и, безусловно, до этого с представленными в региональном парламенте фракциями, о том, что прогноз уважения людей к политической деятельности, к партийной деятельности, недопущение того, чтобы люди отвращали свой взор от ежедневной практики, в том числе и работы местной власти, – это тот ресурс доверия, который пока ещё недостаточен и по отношению к работе власти субъекта Федерации. Путь здесь только один – путь повышения открытости, становления большего партнёрства. Конечно, мы готовы к тому, чтобы все те партии, которые порой и справедливо во многом сегодня, жестковато оценивали то, что уже сделано всеми, совместно идти в муниципальные образования, совместно решать без политической окраски и без политического партийного пиара вопросы жизни миллионов людей, которые очень много ждут в том числе от нынешнего заседания Государственного совета.
Спасибо за внимание.
Источник: Пресс-служба Губернатора Иркутской области и Правительства Иркутской области