Руководство иркутского аэропорта игнорирует рекомендации КСП и Заксобрания

Региональные власти и руководство АО «Международный аэропорт Иркутск» продолжают игнорировать результаты проверки Контрольно-счетной палаты Иркутской области, которая выявила многочисленные нарушения и прямой ущерб, нанесенный неэффективным руководством иркутского аэропорта после перехода авиапредприятия в собственность региона. 

После публикации материала «Иркутский аэропорт теряет сотни миллионов рублей из-за сомнительного менеджмента» ИА «Байкал24» обратилось в Законодательное собрание Иркутской области с рядом вопросов о принимаемых мерах по исправлению ситуации. Однако ответ, полученный агентством за подписью заместителя председателя Законодательного собрания Иркутской области Ольги Носенко, больше смахивает на формальную отписку, нежели на реальный план работы. 

В частности, в документе сказано, что по итогам рассмотрения отчета КСП, комиссия по контрольной деятельности областного парламента направила соответствующие рекомендации в профильные министерства и ведомства, а также руководству АО «Международный аэропорт Иркутск». В Заксобрание уже поступили ответы от министерств, в которых, фактически, содержатся общие слова и новые обещания.

Слова, слова… 

По версии чиновников, «губернатором Иркутской области утвержден план мероприятий по достижению показателя пассажиропотока аэропорта г. Иркутска до уровня не менее 3 млн пассажиров в год». В чем заключается этот план неизвестно.

Далее указано, что «отраслевыми министерствами Иркутской области прорабатывается вопрос финансирования мероприятий по реконструкции и строительству объектов действующего аэропорта г. Иркутска (в том числе аэродромной инфраструктуры, плоскостных сооружений)». В какие сроки будет «проработан вопрос», какие средства будут выделены для финансирования тех самых «мероприятий» и что это будут за «мероприятия» не сообщается. 

«Губернатором Иркутской области утвержден план мероприятий по формированию земельного участка с целью реализации проекта аэропорта «Иркутск-Новый». Напомним, «формированием земельного участка» под новый аэропорт Иркутска на тот момент чиновники занимались уже несколько лет, в течение которых поменялись целых три губернатора Иркутской области. А воз и ныне там…

В этом же пункте содержится небольшая конкретика, связанная с утверждением Росавиацией «задания на разработку документации по планировке территории аэропортового комплекса города Иркутска». Соответствующий документ поступил в министерство жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области 11 октября 2019 года. 

И последним пунктом в ответе Заксобрания на запрос ИА «Байкал24» указано, что областные чиновники прорабатывают «вопрос по установлению единого механизма арендных отношений в части аэродромов гражданской авиации независимо от их принадлежности к федеральной собственности либо собственности субъектов Российской Федерации». Это связано с повышенной арендной, которую платит аэропорт Иркутска Минимуществу после передачи аэропорта в собственность Иркутской области.

«Где деньги, Зин?..»

Примечательно, что в приведенных выше ответах ничего не сказано о мерах, принимаемых в связи с выявленными нарушениями, общая сумма которых составила почти 411 миллионов рублей. Похоже, руководство аэропорта, к которому по этой проблеме больше всего вопросов, вообще не сочло нужным ответить на рекомендации комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области. 

Складывается впечатление, что генеральный директор АО «Международный аэропорт Иркутск» Андрей Скуба, чувствуя поддержку со стороны правительственных чиновников и других авторитетных покровителей, решил не обращать внимания на мнение аудиторов и позицию областного парламента. Но вопросы о нарушениях на сотни миллионов рублей никуда не делись и требуют реальных действий по исправлению ситуации.

Напомним, в последние годы, когда АО «Международный аэропорт Иркутск» уже находилось в собственности Иркутской области, руководством авиапредприятия принимало довольно спорные и сомнительные по своей эффективности управленческие решения, связанные, в первую очередь с финансами компании. 

Так, свободные средства аэропорта размещались в малоизвестном банке с сомнительной репутацией под более низкие проценты, чем те, которые предлагали другие финансово-кредитные учреждения города. Злые языки утверждают, что АОКБ «Солидарность», где хранятся деньги иркутского аэропорта, просто входит в систему компаний, связанных с руководством КПРФ, а перевод средств в этот банк был политически мотивирован. 

Также в последние годы АО «Международный аэропорт Иркутск» внезапно стал благотворителем на крупные суммы. Однако часть таких договоров на сумму более 6 миллионов рублей аудиторы признали «сделками на невыгодных для Общества условиях», поскольку получателями денег были политические партии и кампании, религиозные организации и организации, зависящие от некоторых членов Совета директоров этого госпредприятия.

Наконец, более четверти от 411 миллионов рублей выявленных аудиторами нарушений пришлись на «уникальный» договор аренды площади в двух аэровокзалах иркутского аэропорта под аппараты для упаковки багажа и рабочие места операторов. В течение последних, как минимум, десяти лет монополией на эту услугу обладает ООО «Иркутск-Карго Плюс», принадлежащее сейчас опять одному только Игорю Островскому. 

В течение десяти лет договор аэропорта с его компанией ни разу не перезаключался, а лишь продлевался на прежних условиях без учета инфляции и изменения экономической ситуации. Более того, за последние девять арендная плата для этой компании менялась 18 раз. В половине случаев это было уменьшение стоимости аренды на несколько месяцев, а затем аэропорт восстанавливал сумму аренды до договорных значений. Причем, арендная ставка для «Иркутск-Карго Плюс» была в разы ниже средней арендной ставки для компаний, оказывающих данный вид услуг. 

В результате, недополученные доходы от аренды, то есть прямые потери аэропорта, за 9 лет составили более 108 миллионов рублей. И до сих пор руководство авиапредприятия не приняло никаких мер по изменению этой вопиющей ситуации. 

Рыба гниет с головы…

Демонстративное игнорирование и нежелание руководства иркутского аэропорта сокращать финансовые потери госпредприятия заставляют экспертов думать о личной заинтересованности в сложившемся положении топ-менеджмента иркутского аэропорта. Иначе трудно объяснить их явное безразличие к результатам проверки КСП.

Как следует из открытых источников, Андрей Скуба возглавил АО «Международный аэропорт Иркутск» в качестве генерального директора только летом 2018 года. До него на этом посту, только за то время, когда иркутский аэропорт уже был в собственности Иркутской области, сменились два руководителя. По сути, большинство выявленных нарушений допущено прежними директорами. Казалось бы, новый генеральный директор должен если не легко, то последовательно исправлять ошибки предшественников и улучшать положение вверенного ему предприятия. 

Однако, за время своего руководства Андрей Скуба почти ничего не сделал, чтобы хоть как-то изменить ситуацию. Он лишь прекратил раздачу благотворительной помощи, но продлил договор о размещении свободных денежных средств АО «Международный аэропорт Иркутск» с АОКБ «Солидарность» еще на год на невыгодных для компании условиях, не пересмотрел условия договора аренды с ООО «Иркутск-Карго Плюс» и оставил всё остальное как есть. 

Сейчас, по информации ИА «Байкал24», руководство АО «Международный аэропорт Иркутск», в том числе и его генеральный директор, озабочены сохранением своих постов в связи со сменой главы Иркутской области. Временно исполняющий обязанности губернатора Игорь Кобзев уже объявил борьбу с коррупцией в регионе одним из своих приоритетов. Стратегические проблемы иркутского аэропорта, доставшиеся Кобзеву от прежнего руководства региона, потребуют от нового руководителя Приангарья не просто использования административных рычагов и связей в столице, но и жесткости в принятии различных, в том числе кадровых решений в отношении генерального директора аэропорта и всего руководства. 

Ситуация в одном из крупнейших госпредприятий Иркутской области в ближайшее время станет предметом пристального внимания и правоохранительных органов, которым предстоит дать правовую оценку работе руководства АО «Международный аэропорт Иркутск». Тем более, что КСП еще летом направила материалы проверки в Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации. 

По информации Ольги Носенко, информация о результатах рассмотрения полученных материалов у депутатов Законодательного собрания Иркутской области отсутствует. Но можно быть уверенными, что с приходом нового главы региона у правоохранителей теперь не останется каких-либо формальных поводов для бездействия, и Андрею Скубе, все-таки, придется ответить на неприятные вопросы следствия. 

ЕДОК
остановки

пн вт ср чт пт сб вс