21 декабря Законодательное Собрание Иркутской области приняло поправки в Закон о предоставлении налоговых льгот, включив в число «льготников» предприятия нефтедобывающей и химической промышленности. Насколько, говоря современным языком, инновационно это решение? А насколько оно соответствует сложившимся стереотипам экономического поведения? Об этом чуть ниже.
Оказывается, налоговые льготы предоставляются во многих регионах РФ. Но поскольку этот вопрос сейчас коснулся Иркутской области, есть смысл изучить чужой опыт. Что дало применение льгот другим регионам? Почему они добровольно идут на сокращение бюджетом доходов? И сокращение ли это?
Кировская область.
В Кировской области налоговые преференции инвесторам предоставляются с 2003 года. При ставке по налогу на имущество 2,2 проц. частные инвесторы, реализующие инвестпроекты объёмом от 20 до 50 млн. рублей, уплачивают налог на имущество по ставке 1,1 проц., а от 50 до 100 млн. рублей — 0,5 проц. Инвестпроекты свыше 100 млн. рублей освобождены от уплаты налога на имущество. Экономический эффект - на один рубль государственной поддержки прирост налоговых поступлений в прошлом году составил 2,17 рубля, а по итогам первой половины 2011 г. этот показатель составляет 3,95 рубля.
Ростовская область.
В Ростовской области в прошлом году общая сумма льгот, направленных на поддержание инвестиционной активности, составила 303,6 млн рублей, в том числе по налогам: налог на прибыль – 24, 8 млн рублей; налог на имущество организаций – 278,8 млн рублей. От предоставления налоговых льгот получен следующий эффект: общий объем капитальных вложений по окончании реализации инвестиционных проектов составит 42 млрд рублей; объем налоговых платежей в бюджет области – 1,8 млрд рублей. Экономический эффект – шесть рублей на каждый рубль господдержки. И это не учитывая социального эффекта.
ХМАО
Одним из самых богатых регионов в стране является Ханты-Мансийский автономный округ. Точнее, он самый богатый – после Москвы. Одна из причин бурного развития ХМАО – введение бывшим губернатором Александром Филипенко налоговых льгот, в том числе по налогу на прибыль и налогу на имущество. Льготы были введены по инициативе Филипенко в 2008 году, в разгар экономического кризиса. Эта мера помогла экономике ХМАО выстоять, хотя в момент ее принятия было много недовольства со стороны «штатной» оппозиции, утверждавшей, что это «вывод денег из бюджета». Как следствие – администрации ХМАО не пришлось поступиться ни одной из ранее принятых социальных льгот.
Красноярский край
Льготы как антикризисная мера, были введены администрацией Александра Хлопонина в Красноярском крае в начале 2009 года. Тогда в пожарном порядке был разработан и принят пакет антикризисных законопроектов, позволивший не допустить обрушения отдельных отраслей, в том числе машиностроения и лесопромышленного комплекса.
Тюменская область
В свое время по такому же пути пошла Тюменская область, предоставившая льготы предприятиях нефтяной и нефтехимической отрасли, инвестирующих в развитие производства в области. Несмотря на то, что решение тюменских властей в свое время критиковалось, теперь уже совершенно ясно, что оно было той основой, которая вывела Тюменскую область в лидеры экономического развития России.
Таким образом, мы можем констатировать две вещи.
Первая – введение налоговых льгот для субъектов инвестиционных вложений в экономику региона не является чем-то необычным, экзотичным. Это даже не инноватика. Но вряд ли по этому поводу стоит огорчаться. Как оказалось, это весьма распространенная практика в наиболее продвинутых и богатых регионах. Взаимосвязь между их применением и процветанием региона очевидна…
Вторая – умелое применение налоговых льгот особенно актуально в предкризисной или непосредственно кризисной ситуации. Чем раньше будут созданы условия для привлечения инвесторов на резко сужающемся рынке, тем сильнее экономический эффект.
В этой связи стоит задуматься и о последствиях иного, альтернативного сценария. Что будет, если сегодня занять позицию «собаки на сене»? Погнаться за прибылью в виде « выпадающих налоговых доходов»? По прогнозам специалистов уже летом 2012 года прибыль крупных предприятий и, соответственно, их налоговые поступления в существующих фискальных рамках могут привести к тому, что нынешний поток налоговых поступлений окажется слабо бьющим ручейком доходов. С этим уже столкнулись в странах Европы. Вряд ли у нас будет свой особый, уникальный и безопасный путь. И тогда, мы оказаться как та старуха у разбитого корыта: ни налогов, ни инвестиций в развитие.
И, если смотреть с этой точки зрения, то решение иркутских законодателей, оперативность в принятии решения о льготах - это не прихоть, а показатель понимания властями сложности ситуации и умение ориентироваться в быстроменяющихся условиях. Остается надеяться, что интуиция и оперативность им не изменят и впредь.
Виталий Смирнов
"Байкал24"