Объём потребления минтая в России может вырасти в 2025 году на 10%

Объём потребления минтая в России может вырасти в 2025 году на 5–10%, по прогнозам президента Ассоциации добытчиков минтая Алексея Буглака. То есть этот будет новый рекорд: в 2024 году россияне съели, в переводе на сырец, по четыре килограмма этого самого массового объекта морского промысла в стране. Получился самый высокий показатель более чем за 20-летний период наблюдений.

Более того, например, в январе–мае 2025-го продажи минтая в крупных федеральных торговых сетях выросли на 20 процентов в натуральном выражении. Ну и на 50 процентов в денежном выражении, о чем – ниже.

Рыбаки совместно с государством отмывают эту рыбу добела, борясь с прикрепившимся к полезному продукту имиджем «кошачьего» блюда. Впрочем, такой его статус даже можно считать прогрессом с исторической точки зрения. Ведь в энциклопедиях царского времени этот представитель отряда трескообразных назван несъедобной рыбой. Российские рыбаки начали вести его промышленный лов в водах Кореи с 40-х годов ХХ века. Продавали в азиатские же страны. Часть поставок доходила до отечественного рынка. Но вначале продукт на прилавках был настолько видавшим виды, что его и правда впору было предлагать разве что котам. Правда, имелись и полезные для повышения популярности факторы, например, продажа этой рыбы только без головы. Так что истинное «лицо» ее мало кто знает.

...В 2023 году на Международном рыбопромышленном форуме в Санкт-Петербурге Ассоциация добытчиков минтая представила профессиональному сообществу программу «Дальневосточный минтай». Был сформирован план по наращиванию потребления до 350 тысяч тонн в год.

Первый этап работы предполагал медийную активность, направленную на «перепозиционирование» минтая в сторону модного ЗОЖ-меню. Разработали фирменный стиль и платформу бренда, запустили сайт. Понесли идею в соцсети, используя инструментарий digital-маркетинга, включая коллаборации с топовыми блогерами и классическую рекламу. Амбассадором бренда стал шеф-повар, блогер-миллионник Василий Емельяненко. Сняли мини-сериал, отснятый при поддержке правительства Камчатского края и Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. Съемочная группа отправилась в море на траулере «Василий Каплюк», побывала на береговых производствах.

Сделали акцент на экологичность промысла и переработки. Приняли участие в выставке-форуме «Россия». Организовали мастер-классы и дегустации. Фуд-зоны с блюдами из минтая в современной подаче представили в разных регионах страны. За два года «Дальневосточный минтай» стал партнером 15 фестивалей по всей стране. Организовали и собственный фестиваль минтая «О!Мега Вкус», организуемый уже три года подряд Русской рыбопромышленной компанией. К событию присоединились торговые сети «Самбери», «Перекрёсток», «Ашан», «Окей», «Пятерочка» со спецакциями. Минтая ели на людях и нахваливали чиновники высокого ранга.

Охватили и представителей розничного рынка страны. Внедряли изысканно и модно приготовленную рыбу в меню кафе и ресторанов.

В общем, старались как могли. Ну и в самом деле минтай отличается большим количеством полезных свойств – одна способность снижать сахар крови чего стоит. Плюсом к армии поклонников этой рыбы присоединяется в принципе не испорченная советскими рыбными днями молодежь.

Апеллировали даже к патриотизму – ведь основная часть этого ресурса принадлежит именно России. Приводили для местных властей и обратный пример: в 2024 году американское правительство закупило у рыбаков Аляски продукции из минтая более чем на 130 миллионов долларов, для школьных обедов. Российские муниципалитеты пока от этой передовой практики отстают.

Ради справедливости надо добавить, что поставки отечественной продукции из минтая на внутренний рынок растут ежегодно уже десять лет, то есть задолго до старта рассмотренной программы. За 2024 год на российский рынок ушло около 30 процентов всего добытого в стране минтая (с 2022 года этот показатель вырос в полтора раза). Также потребители стали получать больше продуктов глубокой переработки. Поставки филе минтая выросли за 2024 год в 2,6 раза, минтаевого сурими (вид фарша, из которого делают крабовые палочки) — в 1,9 раза. По обычному минтаевому фаршу рост относительно 2023 года составил внушительные 73 процента.

Правда, омрачает ситуацию рост цен. Согласно данным мониторинга, за год с сентября 2024 года по минувший сентябрь минтай подорожал на 17,6 процента со средним итоговым ценником 390,1 рубля за килограмм. А за весь 2024 год – на 22 процента. При том, что в 2024-м в стране выловили рекордное количество минтая, около двух миллионов тонн. Так что демократичная рыба мигрирует в область рыбы ценной. А красная, соответственно, в недоступную область... Надо добавить, что себестоимость составляет только 58 процента от цены рыбы на прилавке. Остальные 42 – это фасовка, логистика, наценка торговой сети.




Сувениры
Книгамарт
РСХБ
ТГ
нацпроекты