На прошлой неделе в Улан-Удэ прошел Второй международный музыкальный фестиваль «Голос кочевников. Байкал-Бурятия». Как отметили в пресс-службе министрества культуры Республики Бурятия, несмотря на отсутствие бешеного зрительского ажиотажа, событие это оказалось необычным и полезным: фестиваль своим появлением, по мнению профессионалов, дал возможность разобраться в том, что имеется в культурном (а порой и бескультурном) настоящем и к чему надо стремиться в будущем.
В основу концепции форума легла идея этнофутуризма – особого отношения к этническому многообразию культуры, обращенного не в прошлое, а в будущее. Этнофутуризм – это слияние этнического материала с современным мировосприятием. Национальная культура, с точки зрения этнофутуризма, рассматривается как динамичная и меняющаяся во времени, и «кочевники» – это символ динамики, движения и свободы. В этой концепции принцип отбора участников фестиваля прост – это профессиональные музыканты высокого уровня, которые на основе народной музыки создают современное музыкальное искусство.
Заявленный принцип отбора сработал пусть и не на 100 процентов, но количество и качество приглашенных артистов увеличилось в разы. В прошлом году единственной настоящей звездой была Урна Чахар-Тугчи из Внутренней Монголии. В этом году приглашенных артистов стало гораздо больше и практически все они являются известными и оригинальными в своих жанрах исполнителями.
Норвежская группа Adjagas, пожалуй, являет собой наиболее яркий пример для подражания в деле продвижения и развития традиционной культуры небольших народов. Эта группа творит на основе песенных традиций своих северных предков – саамов, называемой «йойк» (норв. Joik). Особенности этой традиции – особый ритм, повторения на протяжении всей песни одних и тех же красиво звучащих, но часто лишённых прямого смысла слов. «Йойк» – это неотъемлемая часть обрядовой жизни саамов, почти шаманские песнопения. Песня может посвящаться духам места, культовым зверям или конкретному человеку.
Но главное в их выступлении – не сама фольклорная традиция, а то, как она преподносится. Вокалисты в национальных костюмах на переднем плане, неброско одетые музыканты в современной одежде – сзади. Это своеобразная, но очень четкая грань между прошлым и настоящим, но они вместе, в одной группе создают неземную, странную и привлекательную музыку, сохраняя и распространяя по миру знание о своем народе.
Внутренняя Монголия на этот раз была представлена абсолютно отличной от Урны группой. Фолк-рокеры Nomadic играют достаточно простую, тяжелую музыку и главным в их выступлении стала бешеная энергетика, от которой зал завелся, как спортивный BMW. Эти ребята как будто бросают вызов всему оседлому, в музыкальном бою доказывая свое право оставаться теми, кто они есть, – кочевниками и степняками.
Этноджаз монгольского коллектива «Буртэ» (Boerte) – это музыка уже совершенно иного рода, гораздо более высокого исполнительского мастерства, композиторского таланта и очень тонкого понимания музыкальной науки. Своими композициями они доказывают, что для музыки неважно, на чем ее играют, и народные монгольские инструменты выдавали такие джазовые пассажи, что нашему известному саксофонисту Игорю Бутману впору задуматься о смене музыкальной специализации.
Не менее интересными оказались участники, связанные с Украиной: американский композитор, певец и бандурист Джулиан Китасти – через предков и инструмент, а этно-хаос бэнд «ДахаБраха» – напрямую через музыку и национальную принадлежность. Но при единой базе их творческие подходы диаметрально противоположны.
Возвышенно-интеллигентный седовласый Джулиан с национальными украинскими инструментами – бандурами – и окладистой бородой, сам похожий на былинного сказителя, исполнил традиционные песни украинских бандуристов. А «ДахаБраха» – группа-эксперимент, не боящаяся смешения жанров и стилевого разнообразия, доходящая в своих творческих поисках до провокаций. Три девушки в ослепительно-белых свадебных платьях с гуцульскимипапахами-кушмами на головах выдавали феерические вокальные пассажи народных украинских песен, отбивая бешеные ритмы на всевозможных бонгах и барабанах, подыгрывая на виолончели, рояле и игрушечных гармошках. А единственный мужчина в коллективе – Марко Галаневич – ослеплял бритой головой и завораживал трактовками народного фольклора в стиле три-хоп.
Дэвид Браун, безусловно, самый известный артист и подходит на роль кочевника как никто другой из присутствовавших в зале – по крайней мере, по количеству посещенных им мест он идет где-то рядом с Чингисханом, или, как минимум, с Федором Конюховым. И, думаю, именно на него пришла большая часть зрителей финального дня «Голоса кочевников». Но, честно говоря, после взрывающего сознание перфоманса «ДахаБраха» его мелодичные песни казались контрастно безэмоциональными. Нет, профессионализм Дэвида не подлежит сомнению, а тому, как мастерски он работал с залом, можно только позавидовать. Но слишком велика была разница между фонтанирующими энергией украинскими дивчинами и мягким, приятным вокалом романтической звезды.
К сожалению, приходится констатировать, насколько бледными и творчески беспомощными, практически лишними элементами на фоне иностранных гостей выглядели местные артисты. Особенно это касается тех, кто пытался осовременить традицию. Это проявлялось во всем: в качестве аранжировок и исполнения, в разнице отстройки звука при одной и той же аппаратуре. Практика «чёсов» и стабильно дающее результат «пипл все схавает» на этот раз сыграли злую шутку с нашими деятелями искусства. В отличие от них, все приглашенные артисты поразили не просто искренним и глубоким уважением к собственным корням и традициям, но и естественной органичностью. При этом их творческие эксперименты поддерживаются высочайшим профессионализмом. Большинство же наших музыкантов давно променяли искренность творчества на погоню за модой или копейкой. А профессиональное отношение подменили заученным автоматизмом.
Фестиваль должен стать базой для повышения профессионального уровня местных музыкантов и затем популяризации культуры Бурятии, уверены в Минкульте Бурятии. «Голос кочевников» не может быть просто культурным событием местного розлива, он должен работать на развитие территории. Такой фестиваль является мультифункциональным и мультизадачным проектом, выходящим далеко за рамки ежегодного концерта. Это тем более важно, что прошедшим фестивалем организаторы сами себе поставили новую планку, опускаться ниже которой нельзя.
"Байкал24"
по материалам пресс-службы Минкульта РБ