В Федерации парусного спорта Иркутской области – новый председатель. 16 мая 2025 года в Иркутске состоялось общее собрание членов ФПСИО и прошли выборы главы. Федерацию возглавил Алексей Алексеевич Боровик – на ближайшие три года.
Ника ПЕСЧИНСКАЯ
Предыдущий руководитель Александр Московских в нынешних выборах не участвовал – он решил передать дело молодому поколению, поддержав кандидатуру своего преемника. Но Александр Анатольевич не отошел от дела совсем: он продолжит заниматься работой городской парусной станции и матчевыми гонками.
А Федерация под руководством нового председателя сейчас принимает дела. В ее составе – больше ста человек, а в городе насчитывается пять яхт-клубов и три детские парусные школы. В совете ФПСИО пока три человека Совет состоит из трёх человек плюс председатель, который автоматически становится членом Совета. Не исключено, что состав будет меняться и расширяться, а пока представим действующих участников. Это Виктор Макушев, главный тренер Иркутской области и директор детской спортивной школы «Оптимист», он отвечает за направление детского спорта. Это Андрей Гришин, который состоит в техническом комитете, его основное направление – регламент мероприятий. И Алексей Шерстобитов, на котором – крейсерское направление.
А теперь расскажем подробнее про нового председателя. Алексей Алексеевич Боровик родился 3 июня 1985 года. Женат, трое детей. Спортивный судья по парусному спорту 2-й категории. Имеет 3-й спортивный разряд по парусному спорту.
- Алексей Алексеевич, расскажите, как Вы вообще пришли в этот спорт?
- Сам я из города Нерюнгри. И это интересный момент – заниматься парусным спортом в Якутии, где вечная мерзлота. Только два месяца у нас в Нерюнгри было жарко, и вот в эти два месяца я каждое лето, с десяти до шестнадцати лет, занимался в парусной школе. Занятия проходили на техническом водохранилище при местной ГРЭС, там очень хорошая роза ветров – направление ветра меняется каждый час. И для парусного спорта это очень подходящие условия. Шесть лет я там занимался, начинал с «Оптимиста», затем «Кадет», «Луч», «Луч-двойка», «Финн». Ездил на всероссийские соревнования на Дальний Восток. После два года работал в этой школе тренером, пока не уехал поступать в Иркутск. Окончил НИИ ИрГТУ в 2009 году. А в 2010-11 годах я работал тренером детской парусной школы яхт-клуба «Иркут» в Солнечном. Старался принимать участие в регатах, подключил к парусному делу своих друзей. Мы собрали экипаж, купили первую яхту и назвали ее «Эдельвейс».
- А почему именно так?
- Название мы выбирали очень долго, перебрали множество вариантов. Хотелось что-то необычное, красивое, и в то же время характеризующее нашу команду. Эдельвейс – это высокогорный цветок, чтобы увидеть его красоту, надо подняться на вершину. Вот так и в парусном спорте: мы идем вперед, достигаем цели и потом наслаждаемся победой. На этой яхте мы ходили четыре года, потом поняли, что нужно расти – и нам как экипажу, и в отношении размера лодки. И в прошлом году мы пригнали из Японии яхту «Сириус».
- Но однажды Вам показалось мало быть просто участником, и Вы стали подключаться к работе Федерации...
- Если говорить в целом, то в общественную жизнь я вовлечен давно. Я был председателем городского студенческого совета при администрации города Иркутска, а сейчас состою в Союзе отцов города Иркутска, являюсь координатором в Октябрьском округе. Когда вовлекаешься в какой-то процесс, то уже видишь, что полезного можно сделать и для себя, и для окружающих. Это принцип социально ответственного человека. Когда я начал разбираться в тонкостях проведения гонок, судейской работы, то сначала сам обучился и получил судейскую категорию. А потом из этого родился проект с наставничеством, и четыре молодые спортсменки тоже получили категории, проходили практику на наших регатах.
- В любой работе немало критики, но одни только советуют, а другие берутся сами. Вы пошли по второму пути.
- Если что-то хочешь изменить – начни с себя, и к тебе подключатся неравнодушные. Так и начала создаваться команда единомышленников. Кто-то мог дать дельные подсказки, это даже не критика, а практическая помощь – «я знаю, как это сделать, держи мой совет». Другие давали ресурс. В Союзе отцов есть такой принцип: у тебя есть ресурс – используй его во благо общества. И я мыслю такими категориями: если надо что-то сделать для себя, то сделай это и для других в том числе. И получится гораздо удачнее! И вот что происходит: во-первых, сразу видишь, сколько людей в этом нуждается, а во-вторых, находишь тех, кто может помочь. У нас очень мало коммуникаций между первыми и вторыми. А начинаешь что-то делать – вокруг появляются и те, и другие, и ты выступаешь связующим звеном.
- Расскажите, чем Вы еще занимаетесь, кроме парусного спорта?
- Мое первое образование – это химфак. Кроме того, я психолог, занимаюсь коучингом. А еще делаю одежду для яхтсменов, есть свой бренд. Это красивые вещи, в которых удобно: повседневные костюмы, лонгсливы для яхтсменов с правилами на спине. Сейчас разрабатываем специальные шорты и штаны для любителей парусного спорта.
- Оцените «наследство», которое вам досталось. Над чем планируете начать работать в первую очередь?
- Есть яхтсмены с горящими глазами, есть уже наработанная практика организации событий, традиционные мероприятия, которые набирают обороты. Те же «четвергонки», над которыми я взял шефство два года назад: они насчитывали 4-5 лодок, а сейчас уже по 15-16 – это на уровне городских соревнований. Развиваются дополнительные направления – как круизные, так и спортивные: матч-рейс, гонки спортивные на СВ. Сейчас надо наращивать информационное наполнение, больше рассказывать о себе. Иногда на массовых мероприятиях нам говорят: «Мы вообще думали, что парусный спорт – это максимально недоступно для обычного человека».
- А как и куда обращаться обычному человеку, если он пожелает подключиться?
- Есть сайт Федерации парусного спорта Иркутской области, сейчас мы его активно его наполняем, рассказываем обо всех мероприятиях. Лучше начать с его посещения, там есть контакты федерации, календарь событий и рубрика для обращений. Можно задать вопрос, получить информацию, принять участие в наших мероприятиях. Там же есть информация о детских парусных школах, они также самостоятельно рассказывают о себе в соцсетях: «Исток», «Оптимист» и Байкальская парусная школа. Там работают профессиональные тренеры, у каждого – свой подход, свой характер. И это прекрасно, что школ несколько, и у родителей есть возможность подобрать подходящего тренера.
- Расскажите о новых проектах, которые планируете развивать.
- Сейчас мы будем делать акцент на экологию, на поддержку и защиту Байкала. Это Мекка для сибирского паруса, и нужно не только пользоваться водными ресурсами, но и оберегать их. Если говорить о гонках, то количество стартов растет: в прошлом году было около 50, в этом – больше 80. Но наша задача – не просто заполнить календарь, а привлекать как можно больше участников. Для этого мы и стараемся делать события разнообразными: одни – для опытных гонщиков, другие – для начинающих. А кому-то подойдут парусные походы, такие, как регата «Baikal Race». Она в 2025 году стала еще масштабнее и сейчас состоит из четырех этапов: из Листвянки до Чивыркуя, второй этап – до Северобайкальска, третий – до МРС, и четвертый до Иркутска. Тот же фестиваль «Вальс яхт», или «Алые паруса» в Иркутске: когда ты на лодке, это невероятное напряжение – надо выполнить все элементы, пируэты, при этом не сбить общий ритм, а еще соблюдать безопасность, так как лодки близко друг к другу. Но со стороны это просто невероятно красивое зрелище – и это уже другая вовлеченность иркутян: как зрителей.
Третий год у нас работает «Байкальский клуб морских навыков» – для тех, кто зимними вечерами тоскует по воде. Мы собирались по четвергам, и кто-то давал знания, кто-то их получал, а кому-то просто важно было пообщаться. Большое внимание будет уделено подготовке тренерского состава, мы планируем организацию курсов повышения квалификации для тренеров.
- На сайте Федерации парусного спорта России говорится, что в планах также – привлечение людей с ограниченными возможностями, а еще – про парусный спорт как возможный элемент реабилитации для участников СВО. Можно об этом подробнее?
- На протяжении нескольких лет я сотрудничаю с фондом, который помогает детям с ограниченными возможностями, на своей яхте катаю детей. И они могут прикоснуться к тому, что не всем взрослым доступно: управлять настоящей яхтой и почувствовать себя в роли капитана! Дети, которые в восемнадцать лет могут произнести всего несколько слов, в эти минуты рулят своей жизнью! И это невероятно круто. Тем самым мы показываем доступность парусного спорта для всех. У нас есть возможности развивать это новое направление, есть опытные инструкторы и капитаны, которые могут обеспечить обучение.
Что же касается участников СВО, то ребята, когда приходят из-за «ленточки», могут закрыться, почувствовать себя одинокими. Это я уже говорю как психолог. А парусный спорт – это возможность взглянуть на прекрасные закаты, увидеть командную работу, когда ты в составе экипажа достигаешь цели. Когда ты договариваешься со стихией – ветер и волны могут быть против тебя или стать друзьями, и ты ощущаешь гармонию единения. Плюс тактика, азарт соревнований. Все это помогает «перезагрузиться», вернуться на прежние рельсы жизни или сделать свою жизнь еще ярче, интереснее! Словом, сейчас наша задача – привлекать новых людей, влюбленных в парус, и показывать социальную значимость парусного спорта в жизни людей.
Погода