Госкорпорация по развитию Сибири и ДФО может ущемить права других регионов

Пока законопроект о создании корпорации по развитию Восточной Сибири и Дальнего Востока подготавливается в недрах федеральных министерств, вокруг него уже разгорелась острая дискуссия. Некоторые эксперты и политики выступают с жесткой критикой еще не существующей структуры. Им оппонируют не менее авторитетные специалисты. Декан Высшей школы телевидения МГУ имени М.В.Ломоносова, политолог Виталий Третьяков считает, что пока рано выставлять какие-то твердые оценки, поскольку ввиду отсутствия официальных документов, например, законопроекта, идея корпорации вызывает больше вопросов, чем позволяет дать четких ответов, сообщается в статье эксперта на сайте "Помни Россию".

Ну, например, почему комплексные действия нового освоения Дальнего Востока и Восточной Сибири, планируется осуществить силами именно госкорпорации? Ведь еще в 2009 году Дмитрий Медведев заявил, что считает такую форму, как госкорпорация "бесперспективной" в современных условиях, и предложил ликвидировать существующие структуры по окончанию срока их действия или преобразовать в акционерные общества. Однако ни одной госкорпорации не было ликвидировано, а теперь опыт их работы поднимается на качественно новый уровень - восточносибирско-дальневосточной госкомпании собираются передать в распоряжение не только беспрецедентные по размерам государственные активы, но и делегировать важные государственные функции.

Поэтому освоение Восточной Сибири и Дальнего Востока силами специальной госкорпорации не является нонсенсом для политики Путина. Насколько это будет эффективно и насколько нужна именно эта форма - покажет время. Но ясно другое: отдавать освоение гигантской территории России в частные руки, создавать государство в государстве - нельзя.

Передать большую часть страны в экономическое управление, а за ним неизбежно последует и политическое, частной структуре - это все равно, что отделить эту территорию от страны, вывести ее из подчинения центральной власти.

Некоторыми политологами высказывается мнение, что создавая госкорпорацию, во многом подчиненную лишь президенту и имеющую особый статус, Владимир Путин

предполагает создать своего рода "экономическую опричнину", чтобы нивелировать те уступки, которые были сделаны оппозиции в период после выборов в Думу и до президентских выборов (в частности, ввести институт выборности губернаторов). Полагаю, что для таких сомнений есть основания.

Другие эксперты утверждают, что таким образом не только нивелируется большая власть, которую опять получают губернаторы, но и вообще эти территории выводятся из-под управления центральной власти. Дальше это выльется в концессии иностранных государств, в первую очередь Китая. Т.е. этот регион будут выведен из юрисдикции России и передан де-факто под экономическую юрисдикцию третьих стран, в частности, Китая.

Существует и третья точка зрения. Некоторые эксперты вспоминают опыт царской России и СССР. Скажем, в дореволюционный период территорию Сибири, включая и Восточную, а также Дальний Восток небезуспешно осваивали частные структуры, получившие на это императорский мандат. Есть и советский опыт, когда создавались специальные министерства и соответствующие структуры, например, такие как "Дальвостокстрой".

Несомненно, географическая и временная оторванности этого региона от Москвы фактически обуславливают наличие там некой, конечно, подчиненной центральной власти, но достаточно свободной в оперативном управлении структуры. Ее руководители будут непосредственно заниматься освоением этого региона, а не летать регулярно в Москву из Владивостока, Хабаровска или Красноярска за утверждением каждой бумажки, каждого решения.

Еще один аспект этой проблемы. Создание госкорпорации с особыми полномочиями, особыми привилегиями и особыми условиями экономической, а следовательно, и во многом административной и политической деятельности на этой территории и отношение к этому иных субъектов РФ.

Будут ли ущемлены слишком сильно права остальных регионов по отношении к этому либо, наоборот, будут ущемлены права тех субъектов федерации, которые попадут под экономическую деятельность этой госкорпорации?

Есть и такие опасения. В рамках создания новой госкомпании уже предполагается отменить действие федерального закона о гражданстве в этих регионах. Не может ли это привести к радикальному изменению этнической структуры населения и к появлению в результате реальной угрозы для потери российского контроля над Дальним Востоком и Сибирью?

Собственно демографическая проблема Сибири и Дальнего Востока помимо развития их экономического потенциала - это именно та проблема, ради решения которой и создается данная корпорация. Во всяком случае, как я понимаю, именно так предполагается. И если окажется, что в начале действия этого механизма (это сразу станет заметно в течение нескольких месяцев, от силы одного-двух лет) эффект прямо противоположный - русских там все меньше, а иностранцев, неважно какого происхождения, все больше - это приведет к негативным политическим последствиям.



Упрощенно говоря, эта госкорпорация должна способствовать тому, чтобы избыточное трудовое население из центральной части России переезжало в Сибирь и на Дальний Восток. Должны быть созданы такие условия, чтобы не китайцы или другие иностранцы получили от этого выгоду, а Россия в целом и те ее жители, которые по разным причинам не имеют возможности зарабатывать, скажем, в европейской части страны.

Я не знаю, что точно задумал Путин, пока тут не все ясно, кроме общих позиций. Но если (или когда) решение о создании госкорпорации будет принято, то все экономические и тем более политические документы, касающиеся реализации этого проекта, должны пройти самое основательное обсуждение. Без давления и нажима из Кремля. Эти документы должны обсуждаться в Государственной Думе, в Совете Федерации, в Общественной палате и в Академии наук России, в данном случае, в ее дальневосточном и сибирском отделениях. Это тот минимум людей и структур, который необходимо задействовать в этом серьезном, откровенном обсуждении. Иначе неизбежно начнут возникать кривотолки и подозрения. Если какая-то значимая часть общества будет считать, что с помощью этого инструмента из-под юрисдикции России выводятся гигантские богатейшие территории, то это просто вызовет политический кризис общенационального масштаба с более чем опасными последствиями.

Напомним, что глобальный проект развития Восточной Сибири и Дальнего Востока, получивший условное название "Восточная корпорация", по мнению, дальневосточных ученых, не в полной мере учитывает интересы коренного населении региона и нуждается в широком обсуждении общественности и ученых.

"Байкал24"

опубликовано в



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ