В 2009 году на берегу озера Ножий была возведена ступа «Лхабаб Шодон», с этого времени начались в этой местности «чудеса», превратившие ее в одну из культовых мест в Агинском округе.
В 2010 году члены общественного краеведческого клуба «Алтан Жаса», активно занимающиеся возрождением и развитием бурятской культуры и благодаря которым была возобновлена древняя традиция бурят – обряд встречи белых лебедей, в складе одной организации нашли скульптуру девушки, которая будто плакала. Они решили установить ее возле ступы и каменная девушка словно повеселела. После этого случая было найдено и каменное изваяние, напоминающее женскую фигуру, оно, по гипотезе ученых, является уникальным памятником эпохи гуннов. Было предположено, что этот камень один из 4-ых священных материнских камней, почитаемых среди монголоязычных народов, два из которых находятся в Монголии, а один в Туве.
В настоящее время на территории озера Ножий вырос целый комплекс с названием «Эхэ хада» - материнская гора, куда приходят люди попросить о помощи у «двух женщин» - современной скульптуры девушки и древнего камня «Эжы шулуун» - камня-матери.
Ученица 11 класса Агинской окружной гимназии, член общественной организации «Алтан Жаса» Оюна Цыдендоржиева проделала большую исследовательскую работу о камне-матери и приняла участие на Всероссийском научном форуме «Шаг в будущее».
Оюна, в ходе исследования ты встретилась с большим количеством людей, среди которых ясновидящие, целители…
- Мною было опрошено более 140 респондентов разного возраста, национальности и социального статуса. 75% респондентов согласны с мнением, что камень обладает священными свойствами исполнения сокровенных желаний. По данным моего опроса у 17 человек (12%) сбылась просьба, которую они просили у камня, у 19 человек (14%) сбылись просьбы у знакомых. Известно, что находка камня-матери вызвала ажиотаж не только среди агинских бурят, но и жителей Забайкалья, Бурятии, Иркутска.
Представители шаманской и буддийской религии - известный лама из Бурятии Матвей Чойбонов, тибетский лама Калсанг багша, Цырен-Доржи-лама, целитель Батор Жамбалов, лама-жодчи Валентина Шалхарова, ясновидящие Алена Эрдынеева, Лариса Дугаржапова, Болот Батоев - сошлись в едином мнении, что камень матери и другие каменные объекты, находящиеся на территории этнографического комплекса «Эхэ хада» обладают особой силой и энергетикой. В них хранится много информации, накопленной за тысячелетия. Например, ясновидящая Алена Эрдынеева призналась, что на камне с выгравированным старомонгольским текстом, который назвали камнем четырех стихий, она увидела Чингисхана, сидящего на камне. По ее мнению, именно гора «Эхэ хада» была одним из любимых мест монгольского хана. Другой ясновидящий сказал, что когда он проводил обряд возле камня-матери, перед ним явилась девушка с ликом богини-Янжимы, какой ее рисуют буддийские иконописцы. Некоторые люди заметили, что над камнем-матери постоянно находится одно белое облако. Но когда сделать шаг от камня, оно исчезает. Как в прошлом, так и в настоящем камень-матерь олицетворяет хранительницу материнства и с «охотой» исполняет просьбы женщин, мечтающих обрести детей.
Что говорят ученые?
- Находкой камня-матери заинтересовались читинские археологи под руководством доктора исторических наук, профессора Михаила Константинова. По их словам, камни культового комплекса представляют собой памятники археологии, еще их можно назвать памятниками истории и культуры, относящимися к 3 тысячелетию до нашей эры. Изваяние, по мнению ученых, сделано достаточно искусно и является редкой находкой, найденной в конструкции плиточной могилы, в окружении большого могильника эпохи бронзы. Каменное изваяние матери является антропомофорным, то есть форму ему придали люди. Это грубый камень, вытесанный из светло-серого гранита, редкого для этих мест, с высотой в полтора метра, ширину – полметра. Ниже головы видны круглой формы насечки, напоминающие женские украшения – бусы.
А сама ты, как представитель молодого поколения, какого мнения о камне-матери?
- Думаю, что культово-этнографический комплекс «Эхэ хада» таит в себе много чудес, которые можно наделять высшим смыслом или не принимать на веру, но относиться к ним с уважением.
Сэржуни Дашижапова