Как стало известно из источника, близкого к руководству Общественной палаты Иркутской области, второй доклад о положении гражданского общества опубликован не будет -- просто потому, что не будет подготовлен.
Причина банальная: нет денег. Официально никто из сотрудников аппарата и членов
палаты не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эту
информацию, так что остается предположить, что она близка к
истине...
Казалось бы, почему бы не поверить в лучшее и не
предположить, что информация ложная, доклад -- единственный
всеобъемлющий и общедоступный документ, описывающий
положение общественных организаций, -- готовится. И будет
явлен миру, когда придет его время.
Увы, как раз в хорошее верить повода нет: если бы доклад
готовился, как раз сейчас в Общественной палате должен быть
дым столбом, раскаленные телефоны и бешеный информационный
обмен через Интернет. Ничего этого нет: аппарат палаты
пребывает в полном покое и даже не сразу понимает, о каком,
собственно, докладе идет речь.
Стоит, вероятно, напомнить, что первый (и, похоже,
последний) доклад был представлен на суд общественности 22
мая 2009 года. По форме это был очень большой и довольно
небрежно обработанный социологический опрос, в котором
приняли участие 1100 человек, поделенных на три группы:
население области, члены некоммерческих организаций (НКО) и
эксперты.
Группа экспертов состояла из девяти категорий специалистов,
в числе которых в докладе были упомянуты руководители
органов государственной власти, представители политических
партий, прошедшие на последних выборах в Законодательное
собрание, ректоры иркутских вузов, бизнесмены, директора
институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения
Российской академии наук, общественные деятели. Для более
равномерного представления оценок и мнений в опросе приняли
участие жители всех 14 городов области и 14 сельских
районов.
Сразу после публикации те немногие, кто все-таки осилил
полный текст доклада, высказали в адрес редакционной группы
ряд замечаний. В частности, не соответствовало
действительности количество общественных организаций, не
рассматривалось сразу несколько направлений общественной
активности, а весь доклад в целом не содержал в себе анализа
ситуации -- это был просто набор мнений и разрозненных
фактов, не складывающихся в единую картинку. Доклад, если
говорить образно, сыграл роль ширмы, заслонившей от органов
власти реальное положение дел в области. Не этим ли
объясняются промахи, допущенные "партией власти" во время
мартовских выборов 2010 года?
Общественная палата Иркутской области, как и все сходные
формирования в стране, состоит из людей, имеющих богатый
опыт работы в органах власти, политических партиях,
спортивных и общественных объединениях. Этот опыт,
безусловно, имеет большое значение, -- но с каждым годом оно
становится все меньше: общество объединяется по новым
принципам, вокруг новых лидеров и совершенно иначе
взаимодействует с властью и бизнесом. Элементы гражданского
общества по-новому сочетаются друг с другом, образуя
коалиции и объединения, имеющие, подобно трансурановым
элементам таблицы Менделеева, совершенно разные периоды
полураспада и интенсивность "радиоактивного излучения".
Чего стоят одни только социальные сети и блоги, о которых
большинство членов палаты, вероятно, вообще не имеет
представления. Благодаря блогам общественности удалось
добиться справедливости в деле о "живом щите" на Московской
кольцевой автодороге (уволен командир полка ДПС), предать
огласке дело об убийстве в вытрезвителе томского журналиста
(отправлен в отставку начальник ГУВД области), поставлена
под сомнение официальная версия ДТП с участием
вице-президента "ЛУКойла" (заправкам компании объявлен
бойкот, имиджевые издержки учету не поддаются).
Попытки отмахнуться и заявить, что нас это не касается, ибо
происходит где-то далеко, больше не принимаются.
Двухтысячный (как минимум) митинг в защиту Байкала 13
февраля был собран за счет рассылки сообщений через
интернет-сайты и размещение анонсов в блогах -- в
традиционных СМИ информации было крайне мало. Победа на
выборах в Иркутске члена фракции КПРФ в Законодательном
собрании Виктора Кондрашова и лидерство в предвыборной гонке
(вплоть до момента снятия) члена фракции "Единая Россия"
самовыдвиженца Антона Романова в значительной части
обусловлены тем же фактором.
Форма подачи информации, акценты, расставленные авторами
сообщений, лексика, используемая в общении, могут шокировать
неподготовленного человека -- точно так же, как селевой
поток со стопроцентной гарантией собьет с ног любого
встречного. Стихия, похоже, уже разрушает рамки,
установленные обществом и государством: теперь не в
Интернете обсуждают новые фильмы и передачи -- телевидение
делает сюжеты, черпая темы из верхних строчек рейтинга
блогов.
Самое же главное здесь то, что Интернет оказался действенным
способом напрямую достучаться до самого президента: Дмитрий
Медведев примерно раз в месяц напоминает главам региона о
том, что личный блог -- хороший способ поддержания обратной
связи с населением, а регулярный просмотр местных форумов
даст более глубокое понимание ситуации, чем составленные
предвзятыми чиновниками аналитические записки. Из нескольких
тысяч поручений, данных президентом правительству и
региональным властям, как минимум десятка полтора появились
как реакция на самые оживленные дискуссии в Интернете.
Теперь зайдите на сайт Общественной палаты. Новости: самая
свежая -- двухнедельной давности. Мероприятия: традиционные
(встречи, круглые столы, конкурсы), большая часть связана с
органами власти или инициированы ими, а самое главное -- ни
одного действительно актуального. Общественная палата,
вопреки тому, что записано в областном законе о ней, редко
занимается экспертизой законов; не обращает внимания на
муниципальные выборы; полностью игнорирует проблемы
Байкальска и его градообразующего предприятия; очень
косвенно, на примере одной социальной группы, участвует в
обсуждении безработицы.
Словосочетание "экономический кризис" не упоминается ни разу
(кнопка "поиск" на сайте отсутствует в принципе). В рубрике
"СМИ о палате" восемь публикаций за весь 2009 год,
четырнадцать -- за 2008-й. И все. За весь 2009 год палата
сделала одно благое дело -- подготовила базу данных
действующих в области общественных организаций и вместо
того, чтобы выложить ее в свободный доступ, опубликовала в
собственном "Вестнике". Тираж издания, если ничего не
изменилось, составляет 200 экземпляров. С таким же успехом
базу можно было обернуть в три слоя полиэтилена и зарыть в
саду под кривой яблоней.
Палата, если верить статье 1 закона о ней, создана "в целях
обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации,
проживающих на территории Иркутской области, с органами
государственной власти Иркутской области и органами местного
самоуправления муниципальных образований области, для учета
потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод,
прав общественных объединений, иных объединений граждан,
осуществляющих деятельность на территории области, при
формировании и реализации государственной политики в
области, решении наиболее важных вопросов экономического и
социального развития области...". Прекрасный набор -- если бы
он еще реализовывался.
Пока ОП ИО живет по принципу "ни богу свечка, ни черту
кочерга": не оказывает никакого влияния на работу
общественных организаций, не представляет интереса для СМИ,
не помогает органам власти. Звание члена ОП, которое в
теории могло иметь не меньший вес, чем звание депутата
областного парламента, сегодня просто никому ничего не
говорит.
Вероятно, члены палаты ответят что-то вроде "сколько денег
-- столько песен". Придется напомнить, что они приняли на
себя дополнительный груз общественных работ, заранее зная,
что этот труд не оплачивается. Требование выделить деньги на
подготовку доклада означает лишь то, что в лучшем случае
Иркутская область получит очередную пачку листов, покрытых
диаграммами и таблицами, без комментариев, анализа и
рекомендаций.
Главное, чего не хватает такому докладу, так это конкретной
информации, с названиями, именами лидеров, адресами и
краткой справкой о каждой организации или хотя бы о каждом
направлении общественной деятельности. Между тем многие
члены палаты -- действующие преподаватели вузов, и, просто
раздав студентам задания подготовить к определенному сроку
доклад о той или иной организации (адреса можно взять из
телефонного справочника), уже через две недели они имели бы
на руках огромное количество информации. Только успевай
обобщать...
Борис Самойлов,