Задача с неизвестными

Как стало известно из источника, близкого к руководству Общественной палаты Иркутской области, второй доклад о положении гражданского общества опубликован не будет -- просто потому, что не будет подготовлен.

Причина банальная: нет денег. Официально никто из сотрудников аппарата и членов

палаты не смог ни подтвердить, ни опровергнуть эту

информацию, так что остается предположить, что она близка к

истине...

Казалось бы, почему бы не поверить в лучшее и не

предположить, что информация ложная, доклад -- единственный

всеобъемлющий и общедоступный документ, описывающий

положение общественных организаций, -- готовится. И будет

явлен миру, когда придет его время.

Увы, как раз в хорошее верить повода нет: если бы доклад

готовился, как раз сейчас в Общественной палате должен быть

дым столбом, раскаленные телефоны и бешеный информационный

обмен через Интернет. Ничего этого нет: аппарат палаты

пребывает в полном покое и даже не сразу понимает, о каком,

собственно, докладе идет речь.

Стоит, вероятно, напомнить, что первый (и, похоже,

последний) доклад был представлен на суд общественности 22

мая 2009 года. По форме это был очень большой и довольно

небрежно обработанный социологический опрос, в котором

приняли участие 1100 человек, поделенных на три группы:

население области, члены некоммерческих организаций (НКО) и

эксперты.

Группа экспертов состояла из девяти категорий специалистов,

в числе которых в докладе были упомянуты руководители

органов государственной власти, представители политических

партий, прошедшие на последних выборах в Законодательное

собрание, ректоры иркутских вузов, бизнесмены, директора

институтов Иркутского научного центра Сибирского отделения

Российской академии наук, общественные деятели. Для более

равномерного представления оценок и мнений в опросе приняли

участие жители всех 14 городов области и 14 сельских

районов.

Сразу после публикации те немногие, кто все-таки осилил

полный текст доклада, высказали в адрес редакционной группы

ряд замечаний. В частности, не соответствовало

действительности количество общественных организаций, не

рассматривалось сразу несколько направлений общественной

активности, а весь доклад в целом не содержал в себе анализа

ситуации -- это был просто набор мнений и разрозненных

фактов, не складывающихся в единую картинку. Доклад, если

говорить образно, сыграл роль ширмы, заслонившей от органов

власти реальное положение дел в области. Не этим ли

объясняются промахи, допущенные "партией власти" во время

мартовских выборов 2010 года?

Общественная палата Иркутской области, как и все сходные

формирования в стране, состоит из людей, имеющих богатый

опыт работы в органах власти, политических партиях,

спортивных и общественных объединениях. Этот опыт,

безусловно, имеет большое значение, -- но с каждым годом оно

становится все меньше: общество объединяется по новым

принципам, вокруг новых лидеров и совершенно иначе

взаимодействует с властью и бизнесом. Элементы гражданского

общества по-новому сочетаются друг с другом, образуя

коалиции и объединения, имеющие, подобно трансурановым

элементам таблицы Менделеева, совершенно разные периоды

полураспада и интенсивность "радиоактивного излучения".

Чего стоят одни только социальные сети и блоги, о которых

большинство членов палаты, вероятно, вообще не имеет

представления. Благодаря блогам общественности удалось

добиться справедливости в деле о "живом щите" на Московской

кольцевой автодороге (уволен командир полка ДПС), предать

огласке дело об убийстве в вытрезвителе томского журналиста

(отправлен в отставку начальник ГУВД области), поставлена

под сомнение официальная версия ДТП с участием

вице-президента "ЛУКойла" (заправкам компании объявлен

бойкот, имиджевые издержки учету не поддаются).

Попытки отмахнуться и заявить, что нас это не касается, ибо

происходит где-то далеко, больше не принимаются.

Двухтысячный (как минимум) митинг в защиту Байкала 13

февраля был собран за счет рассылки сообщений через

интернет-сайты и размещение анонсов в блогах -- в

традиционных СМИ информации было крайне мало. Победа на

выборах в Иркутске члена фракции КПРФ в Законодательном

собрании Виктора Кондрашова и лидерство в предвыборной гонке

(вплоть до момента снятия) члена фракции "Единая Россия"

самовыдвиженца Антона Романова в значительной части

обусловлены тем же фактором.

Форма подачи информации, акценты, расставленные авторами

сообщений, лексика, используемая в общении, могут шокировать

неподготовленного человека -- точно так же, как селевой

поток со стопроцентной гарантией собьет с ног любого

встречного. Стихия, похоже, уже разрушает рамки,

установленные обществом и государством: теперь не в

Интернете обсуждают новые фильмы и передачи -- телевидение

делает сюжеты, черпая темы из верхних строчек рейтинга

блогов.

Самое же главное здесь то, что Интернет оказался действенным

способом напрямую достучаться до самого президента: Дмитрий

Медведев примерно раз в месяц напоминает главам региона о

том, что личный блог -- хороший способ поддержания обратной

связи с населением, а регулярный просмотр местных форумов

даст более глубокое понимание ситуации, чем составленные

предвзятыми чиновниками аналитические записки. Из нескольких

тысяч поручений, данных президентом правительству и

региональным властям, как минимум десятка полтора появились

как реакция на самые оживленные дискуссии в Интернете.

Теперь зайдите на сайт Общественной палаты. Новости: самая

свежая -- двухнедельной давности. Мероприятия: традиционные

(встречи, круглые столы, конкурсы), большая часть связана с

органами власти или инициированы ими, а самое главное -- ни

одного действительно актуального. Общественная палата,

вопреки тому, что записано в областном законе о ней, редко

занимается экспертизой законов; не обращает внимания на

муниципальные выборы; полностью игнорирует проблемы

Байкальска и его градообразующего предприятия; очень

косвенно, на примере одной социальной группы, участвует в

обсуждении безработицы.

Словосочетание "экономический кризис" не упоминается ни разу

(кнопка "поиск" на сайте отсутствует в принципе). В рубрике

"СМИ о палате" восемь публикаций за весь 2009 год,

четырнадцать -- за 2008-й. И все. За весь 2009 год палата

сделала одно благое дело -- подготовила базу данных

действующих в области общественных организаций и вместо

того, чтобы выложить ее в свободный доступ, опубликовала в

собственном "Вестнике". Тираж издания, если ничего не

изменилось, составляет 200 экземпляров. С таким же успехом

базу можно было обернуть в три слоя полиэтилена и зарыть в

саду под кривой яблоней.

Палата, если верить статье 1 закона о ней, создана "в целях

обеспечения взаимодействия граждан Российской Федерации,

проживающих на территории Иркутской области, с органами

государственной власти Иркутской области и органами местного

самоуправления муниципальных образований области, для учета

потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод,

прав общественных объединений, иных объединений граждан,

осуществляющих деятельность на территории области, при

формировании и реализации государственной политики в

области, решении наиболее важных вопросов экономического и

социального развития области...". Прекрасный набор -- если бы

он еще реализовывался.

Пока ОП ИО живет по принципу "ни богу свечка, ни черту

кочерга": не оказывает никакого влияния на работу

общественных организаций, не представляет интереса для СМИ,

не помогает органам власти. Звание члена ОП, которое в

теории могло иметь не меньший вес, чем звание депутата

областного парламента, сегодня просто никому ничего не

говорит.

Вероятно, члены палаты ответят что-то вроде "сколько денег

-- столько песен". Придется напомнить, что они приняли на

себя дополнительный груз общественных работ, заранее зная,

что этот труд не оплачивается. Требование выделить деньги на

подготовку доклада означает лишь то, что в лучшем случае

Иркутская область получит очередную пачку листов, покрытых

диаграммами и таблицами, без комментариев, анализа и

рекомендаций.

Главное, чего не хватает такому докладу, так это конкретной

информации, с названиями, именами лидеров, адресами и

краткой справкой о каждой организации или хотя бы о каждом

направлении общественной деятельности. Между тем многие

члены палаты -- действующие преподаватели вузов, и, просто

раздав студентам задания подготовить к определенному сроку

доклад о той или иной организации (адреса можно взять из

телефонного справочника), уже через две недели они имели бы

на руках огромное количество информации. Только успевай

обобщать...

Борис Самойлов,



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ