РЖД инвестирует 30 млн долларов в экологический проект

24 апреля в Москве состоялась презентация совместного проекта ОАО "РЖД" и Организации объединенных наций по промышленному развитию (UNIDO) в области природоохранной деятельности. 

В мероприятии приняли участие старший вице-президент ОАО "РЖД" Валентин Гапанович, директор центра международного промышленного сотрудничества ЮНИДО в РФ Сергей Коротков, директор подразделения Стокгольмской конвенции отделения экологического менеджмента ЮНИДО Клаус Тиркко, заместитель директора департамента международных организаций МИД России Виктор Загреков, заместитель директора департамента международного сотрудничества Министерства экологии и природных ресурсов РФ Ирина Фоминых, начальник управления государственного экологического надзора Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Наталья Соколова, депутаты Государственной думы РФ, Росприроднадзора, бизнес-партнеры и другие.

В ходе презентации было отмечено, что в настоящее время проблема обращения с веществами и материалами, содержащими стойкие органические загрязнители (СОЗ), является одной из наиболее острых экологических проблем во всем мире. Она актуальна и для российских железных дорог: диэлектрические жидкости в высоковольтном конденсаторном и трансформаторном оборудовании в значительном количестве насыщены присадками на основе полихлорбифенилов (ПХБ). Масла по завершении эксплуатации необходимо очистить от ядовитых присадок для предотвращения загрязнения окружающей среды или обезвредить.

Решение данной проблемы и легло в основу проекта "Экологически безопасное регулирование и окончательное уничтожение ПХБ-содержащего оборудования и материалов на предприятиях ОАО "РЖД" и других владельцев ПХБ", который реализуется при поддержке Глобального экологического фонда в рамках выполнения Стокгольмской конвенции о стойких органических загрязнителях, ратифицированной Россией 17 августа 2011 года.

По словам Валентина Гапановича, ОАО "РЖД" имеет большое количество трансформаторов, которые произведены до 1988 года и где использовались ПХБ.

- Используя лучший зарубежный опыт, у нас появилась возможность реализовать проект по ликвидации опасных стойких органических загрязнителей и применить самые современные технологии, - подчеркнул старший вице-президент ОАО "РЖД".
По словам Клауса Тиркко, утилизация ПХБ, представляющих опасность для живых организмов, является приоритетной задачей во многих странах мира.

- ЮНИДО имеет длительный опыт экологически безопасного регулирования ПХБ. Мы сотрудничаем приблизительно с 20 государствами с целью оказания технического содействия. В большинстве случаев в рамках совместных программ предусмотрено внедрение технологий, позволяющих осуществлять эту деятельность и после завершения проекта, - отметил Клаус Тиркко.

Напомним, 23 октября 2013 года ОАО "РЖД" и ЮНИДО заключили соглашение о взаимопонимании и сотрудничестве, целью которых является улучшение экологической обстановки, развитие природоохранных технологий, экологически чистых производств, создание предпосылок для их внедрения и совершенствования.

Подготовка проекта шла с участием всех заинтересованных сторон: представителей федеральных и региональных органов законодательной и исполнительной власти, международных экспертов ЮНИДО, специалистов ОАО "РЖД" с тщательным изучением опыта и "ноу-хау" ведущих мировых компаний. Значительную роль в продвижении этого проекта принадлежит Московскому представительству ЮНИДО.

В целях реализации проекта ОАО "РЖД" проведет инвентаризацию и сбор информации об объемах, сроке службы, основных характеристиках используемого в ОАО "РЖД" оборудования, содержащего вещества, которые относятся к стойким органическим загрязнителям.

Кроме того, предусматривается организация аккредитованных лабораторных центров по анализу ПХБ, создание технических мощностей по ликвидации ПХБ-содержащего оборудования и масел, позволяющих обезвредить загрязненное СОЗ-оборудование в соответствии с нормативами и методиками, указанными в Стокгольмской конвенции.

Министерством природных ресурсов и экологии РФ планируется гармонизировать российское законодательство в соответствии с требованием Стокгольмской конвенции.

Проект рассчитан на 4,5 года. Всего предстоит провести инвентаризацию 50 тыс. трансформаторов, обезвредить или уничтожить порядка 3800 тонн загрязненных веществ. Кроме того, планируется организовать работу мобильных установок для очистки и утилизации отходов.

Инвестиции ОАО "РЖД" в проект составят 30 млн долларов, из них около 11 млн долларов – средства в натуральной форме, представляющие собой два действующих завода по обезвреживанию опасных отходов (на станции Тагул Восточно-Сибирской железной дороги и Научно-производственный центр по охране окружающей среды в Ярославле), а также лабораторную базу.

Всего на реализацию проекта в России будет направлено 40,4 млн долларов США, в том числе Глобальный экологический фонд внесет 7,4 млн долларов, Министерство природных ресурсов и экологии РФ – 2 млн долларов, Ульяновская область – 1 млн долларов.

Проект является демонстрационным, его результаты станут основой для распространения полученного опыта на предприятиях других отраслей промышленности, где эксплуатируется ПХБ-содержащее оборудование.

СПРАВКА
Стокгольмская конвенция – это глобальное международное соглашение по защите здоровья людей и окружающей среды от стойких органических загрязнителей (СОЗ).
СОЗ представляют собой промышленно произведенные химические вещества, а также химические вещества, образующиеся в качестве побочных продуктов антропогенной деятельности. СОЗ — высокотоксичные химические вещества, которые могут оставаться в окружающей среде в течение длительного времени, не подвергаясь разложению.
Полихлорированные бифенилы производились для нужд электротехнической промышленности. В настоящее время их производство запрещено почти повсеместно, однако только в России запасы ПХБ составляют около 30 тыс. тонн. ПХБ поступают в окружающую среду в результате процессов хлорорганического синтеза, высокотемпературного хлорирования органических веществ, сжигания хлорорганических соединений и твердых бытовых отходов, хлорирования воды, высокотемпературных процессов плавления меди и проката, утилизации ПХБ и отходов, их содержащих, газообразных выбросов автотранспорта.


Пресс-служба ВСЖД


РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ