По накатанной колее

На рынке готового бизнеса Иркутска с 2010 года выявились две противоположные тенденции: количество предприятий, выставляемых на продажу, заметно выросло, но объем рынка при этом столь же заметно упал. Наш анализ показал, что причина этого – резкое снижение средней стоимости продаваемого бизнеса. В 2011 году количество предлагаемых предприятий и объем рынка увеличились. Динамика отмеченных изменений различна: предложение готового бизнеса выросло в 1,5 раза, объем рынка – лишь на треть. Количество предприятий, выставленных на продажу, составляет 870-920, объем рынка - 2,4-2,5 млрд рублей. Отмечу, что число выставленных на продажу предприятий в 2011 году было почти таким же, как в 2009 и 2010 годах вместе взятых.

«Красивый» бизнес сдал позиции, пищевой – укрепил

Структура предложения в производственной сфере по сравнению с предшествующим годом осталась практически неизменной. Тройка лидеров прежняя: пищевая промышленность, производство стройматериалов и деревообработка. Обращу внимание лишь на существенный рост количества предприятий пищевой промышленности: в 2011 году их предложение увеличилось почти на треть. Как и в предыдущие годы, впечатляет разнообразие предлагаемых производственных предприятий – от изготовления ароматизаторов воздуха до свинофермы в окрестностях Иркутска.

В сфере услуг произошли существенные изменения. В 2010 году лидером по числу предложений в сфере услуг стал «красивый» бизнес (салоны красоты, парикмахерские, студии загара и т.п.). Он потеснил с первого места традиционного лидера – предприятия общественного питания. При этом «красивый» бизнес и общепит, занимая первое и второе места, шли практически рядом, с разницей лишь в один процент (23 и 22 процента соответственно). В 2011 году общепит вернул утерянные позиции: теперь по числу предложений на рынке он опережает «красивый» бизнес в два раза. Других революционных изменений в сфере услуг в 2011 году не случилось. Отмечу только, что эта сфера каждый год «отличается» новыми и необычными бизнесами, впервые предлагаемыми на продажу в нашем регионе. Вот лишь некоторые из них: экстрим-парк на берегу Байкала; служба аварийных комиссаров; пейнтбольный клуб; букмекерская контора; фирма по организации свадебных прогулок; салон татуировки и пирсинга.

Распределение торговых предприятий по товарной номенклатуре представлено следующим образом: список возглавляют продукты питания, напитки, одежда и обувь. Интересно, что в сегменте торговли напитками 81 % приходится на торговые точки разливного пива. В два раза выросло предложение предприятий, торгующих обувью и одеждой. Опережающими темпами здесь растет число магазинов секонд-хэнд и сток. Все чаще предлагаются на продажу интернет-магазины. Сегодня это бизнес, как правило, копеечный (стоимостью от 10 тысяч рублей), но тенденция устойчивая.

Сфера строительства не претерпела ни количественных, ни качественных изменений. Как и ранее, предлагаемые на продажу строительные фирмы трудно - за редким исключением - назвать полноценным действующим бизнесом: у них нет ни инфраструктуры, ни реальных заказов, ни оформленных земельных участков.



Самый дешевый бизнес - интернет-магазины

В 2011 году самый дешевый бизнес - интернет-магазин женского белья - предлагался всего за 10 тысяч рублей. Самое дорогое предприятие – леспромхоз на севере Иркутской области – стоил 594 млн рублей. Средняя стоимость предприятий, выставленных на продажу в прошлом году, составила 2,75 млн рублей. Заметна тенденция: год от года предлагаемый бизнес неуклонно дешевеет. Так, в 2009 году средняя его стоимость снизилась в 1,27 раза, в 2010 - в 2,97, в 2011 – 1,2 раза. В итоге за последние четыре года средняя стоимость действующих предприятий, предлагаемых на продажу в нашем регионе, уменьшилась в 4,5 раза. Подавляющее большинство таких предприятий можно отнести к малому и даже к микробизнесу. Средняя стоимость готового бизнеса по сферам деятельности в 2011 году выглядит так: производство - 14,2 млн руб.; услуги - 2,9 млн руб.; торговля - 0,8 млн руб.; строительство - 3,1 млн руб.



Спрос – на кафе и автомойки

2011 год не стал периодом ажиотажного спроса на готовый бизнес. Как и ранее, продолжается падение спроса на предприятия в сфере торговли, в производственной и строительной сферах он сохраняется на уровне прошлых лет. Исключением остается лишь сфера услуг. Традиционно ликвидными являются кафе, салоны красоты, автосервисы, автомойки, но продать их по достойной цене непросто. Из-за обилия предложений потенциальные покупатели весьма разборчиво подходят к выбору объектов для своих инвестиций. Снижается спрос на строительный бизнес и предприятия, производящие стройматериалы, невысок спрос на турбазы, базы отдыха и другие туристские объекты. Основная причина этого - проблемы с оформлением прав собственности (либо долгосрочной аренды) на земельные участки. Инвесторы по-прежнему неохотно вкладывают средства в бизнес, расположенный на арендованных площадях, если срок аренды менее года. Особенно это относится к тем предприятиям, где требуются значительные капиталовложения – производство, общепит, автосервисы и т.п.



Причины продажи - тайна, покрытая мраком

Причины, по которым предприниматели выставляют свой бизнес на продажу, из года в год практически неизменны. Варьируется лишь частота их упоминания в разные периоды времени. В 2011 году они расположились (по убыванию популярности) следующим образом: переезд на постоянное место жительства в другой регион; желание вложить средства в новые проекты; нехватка времени, обусловленная наличием другого бизнеса (основной работы); разногласия между учредителями; нехватка оборотных средств и/или средств на дальнейшее развитие бизнеса; потеря интереса к своему бизнесу, разочарование в предпринимательской деятельности, накопившаяся усталость. Но наша повседневная практика убеждает, что за официально декларируемыми причинами часто скрываются более реальные и правдивые. Самая очевидная – неудовлетворенность доходностью бизнеса и результатами его деятельности. Вместе с тем, актуальны и общие причины объективного характера. На мой взгляд, основные из них - невозможность (за редким исключением) кредитования на условиях, приемлемых для малого бизнеса; рост налоговой нагрузки на малый бизнес. Поэтому неспроста большинство продаваемых предприятий относятся к малому и микробизнесу.

Несмотря ни на что, рынок готового бизнеса в Приангарье активно развивается. Тот факт, что он выстоял в предшествующие кризисные годы, позволяет с уверенностью смотреть вперед и делать оптимистичный прогноз его развития.

Олег Змановских, руководитель консалтинговой компании «Бизнес-Эксперт».

Опубликовано «Иркутский бизнес-журнал».

«Байкал24»



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ