Полнеешь? Виноваты Facebook , «ВКонтакте» и «Одноклассники»

Социальные сети – причина полноты, депрессии, бессонницы и алкоголизма. Как насчет того, чтобы подхватить через компьютер «живой» вирус? Для этого нужно лишь одно: стать участником социальной сети. А заразиться здесь можно практически чем угодно. Спектр «социальной заразы» весьма широк: от заразной склонности к полноте, курению, выпивке, бессоннице до заразных чувств радости, одиночества или даже депрессии.

На первый взгляд, все это звучит как плохая шутка. Но увы, – это чистая правда. Концепция «социальной заразы» вошла в двадцатку самых прорывных научно-бизнесовых идей 2009 года, формируемую Гарвардским университетом. Авторы концепции «социальной заразы» – Николас Христакис и Джеймс Фулер.

Еще в 2007-м году в «Нью-Йорк Таймс» публикуется статья «Полнеешь? Виноваты друзья», сработавшая как информационная бомба (вслед за ней вышли публикации на эту тему и в «Вашингтон Пост», и в «Чикаго Трибун», и много еще где). В статье говорилось, что тучность может, подобно вирусу, передаваться от человека к человеку. Автором этого открытия был профессор медицинской социологии Гарвардского университета Николас Христакис, проведший детальный анализ эпидемиологической базы данных о социальной сети из более 12 000 человек, наблюдавшихся врачами в течение 32 лет (с 1971 до 2003).

Результаты работы Христакиса таковы:

• Социальная сеть принципиально отличается и от сети компьютеров, и от нейронной сети. Отличие в том, что узлами сети являются носители интеллекта.

• Взаимодействие между носителями интеллекта осуществляется информационными каскадами . Процесс передачи информации между носителями интеллекта подобен распространению инфекции.

• Социальная сеть подобна суперорганизму: топология социальной сети подобна анатомии организма, а динамика передачи информационных каскадов аналогична физиологии организма.

• В передаче информации, касающейся поведения человека и социальных норм, важнейшую роль играет т.н. социальная зараза (social contagion), распространяющаяся по кругам общения (ваш круг общения – это ваши близкие, ваши друзья и сослуживцы).

• Распространение «социальной заразы» уменьшается при переходе на следующий уровень общения и стремится к нулю после третьего перехода (то есть после перехода от вас к вашему другу Васе, затем переходу к другу Василия Пете и от него – к его другу Коле).

В чем выражается эта «заразность», проще всего понять на примере той же тучности. Если вы, например, худой, но кто-то из ваших друзей пополнел, то ваши шансы тоже пополнеть возрастают на 57%. Более того. Этот рост шансов характерен для «односторонней дружбы» (он в ваших друзьях числится, а вы в его – нет). Если же вы «двусторонние друзья», то ваши шансы пополнеть вырастут не на 57%, а на 171% (то есть социальная зараза учитывает направление распространения). При этом неважно, как далеко от вас живет этот друг (хоть за тысячу километров), и как часто вы видитесь (хоть раз в год). Мало того. Если пополнеет друг вашего друга, которого вы в жизни не видели и даже о нем не слышали, то ваши шансы пополнеть все равно вырастают более чем на 20%. И, наконец, если пополнеет друг того самого друга вашего друга (о котором вы даже ничего не слышали), ваши шансы пополнеть все равно вырастут более чем на 10%.

Аналогичным образом, как показало исследование профессора Христакиса, распространяются и другие виды «социальной заразы», относящейся либо к поведению человека, либо к восприятию социальных норм. Например: склонность к курению, депрессии, алкоголизму, предпочтения в еде, одежде, маркам авто и т.д. и т.п. Работа Христакиса также обнаружила в поведении людей эффект т.н. зеркальных нейронов, когда я смотрю, как вы, например, едите или бежите, и начинаю копировать ваши действия (забавную иллюстрацию подобного эффекта можно посмотреть на этом видео).

Конечно же, как у всякой прорывной научной концепции, есть у «социальной заразы» и оппоненты. Но их немного. Тогда как достоверность выводов Христакиса и Фулера за последний год проверили на базах данных Facebook, Wikipedia etc. профильные специалисты мирового уровня по социальным сетям. Вывод из всего рассказанного простой и понятный: предупрежден – значит вооружен. Предохраняйтесь граждане, иначе «социальная зараза» вас достанет. Посидишь годик-другой в Facebook и станешь толстым, страдающим от бессонницы и депрессухи алкашом. А все потому, что вовремя не узнал про «социальную заразу». Или узнал, да не воспринял всерьез. А зря!

В заключении отметим, что наиболее популярны социальные сети сейчас совсем не в США и в Европе, а в России и Бразилии.



"Байкал24"

по материалам



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ