Военный летчик из Улан-Удэ провел в небе 18 лет
— Война была тяжелой. Сверху мы видели разрушенные города и сожженные деревни. На такое было страшно смотреть, — вспоминает 88-летний житель Улан-Удэ Абрам Матвеев.
Снабжая наши войска продовольствием и боеприпасами, он долетел до Кенигсберга, освобождал Китай и Корею от японских захватчиков, помогал строить аэродромы в далекой Арктике.
«Небесная» мечта
Семья Матвеевых жила в селе Мухор-Тала Заиграевского района. Маленький Абрам забывал обо всем, наблюдая за летящим по небу самолетом. Детская мечта воплотилась, когда наступило время призыва в армию. В феврале 1941 года он стал курсантом летной учебной школы в Улан-Удэ, но на фронт попал лишь через три года. Из старательного юноши готовили пилота первого класса. После окончания начального курса его стали обучать полетам в ночных условиях. Получив удостоверение, Матвеев стал управлять четырехмоторным транспортным самолетом.
В июне 1944 года Абрама отправили в Минеральные Воды на курсы высшей летной подготовки. Через четыре месяца военный летчик Матвеев стал служить в 50-м гвардейском авиационном полку 21-й воздушно-десантной дивизии.
Две войны
День Победы Абрам встретил в Кенигсберге. В ночь на 9 мая девушки-связистки с радостными криками прибежали в казарму: «Война закончилась!».
— Что началось! Кто-то побежал к самолетам, кто-то стрелял в воздух, кто-то плакал, — вспоминает Абрам Яковлевич.
После празднования Победы в Москве дивизия была перекинута в Монголию. А 9 августа подняли по тревоге — началась война с Японией.
Как-то экипаж Матвеева загрузился в Монголии грузом и вылетел в ночь, чтобы на рассвете быть в Китае. Только подлетели к Хингану, как началась фронтальная гроза. За иллюминаторами сверкала молния, гремел гром.
Сели на кукурузное поле. Подбежали рабочие-китайцы. Они принесли продукты и стали потчевать нежданных гостей. По карте определили место, где приземлился самолет, оказалось, что в 12 км от нужного аэродрома.
3 сентября была объявлена капитуляция Японии. До 1949 года летчики находились в Китае: возили мирные грузы, помогали восстанавливать народное хозяйство.
С будущей супругой Машей Абрам познакомился на свадьбе у друга, а потом, простудившись, стал ее пациентом. Мария служила начальником лазарета военного госпиталя. 5 декабря 1945 года ребята поженились. В 1947-м родилась дочь Нина. А в 1949-м молодая семья приехала в Улан-Удэ. Через три года появился сын Виктор.
40 лет Мария Вавиловна, заслуженный врач, лечила детей. Больше года прошло, как ее не стало.
Самолет остался памятником
— Военные не считали часы, проведенные в воздухе, это пилоты аэрофлота знают, они за это деньги получают, — отмечает Абрам Яковлевич.
Военные летчики зависят от приказа. И когда Матвеев получил приказ получить новый более мощный транспортный самолет ИЛ-12, он не стал задавать лишних вопросов. В июне 1955 года эскадрилья, в которой служил Абрам Яковлевич, получила задание отправиться в Арктику.
Как-то экипаж Матвеева, доставив очередной груз на остров Франца Иосифа, возвращался в Тикси. Предстояло лететь около восьми часов. Через два часа началось северное сияние. Из-за сильнейших магнитных бурь отказали радиоприборы. Шли вслепую. Возможности связаться с аэродромом не было. Посадку производили с невыпущенными шасси, на живот, как положено по инструкции. Как на лыжах, прокатились метров 300, уткнулись в какой-то бугорок, самолет подпрыгнул и остановился. После резкого удара, едва очухавшись, запустили движок запасной радиостанции. На сигнал SOS откликнулись три аэродрома. Когда пришла помощь, военные сняли с самолета необходимое оборудование и вывезли экипаж.
— Мой самолет так и остался памятником в тундре. Наверное, до сих пор там находится, — говорит Абрам Яковлевич.
Вынужденная посадка сказалась на здоровье. Из-за травмы головы Матвеева комиссовали.
После этого Абрам Яковлевич, награжденный многими орденами и медалями, 23 года проработал в республиканском военкомате.
Автор: Татьяна Анхонова