«Творцы» Марины Свининой

Открылась персональная выставка Марины Свининой. На этот раз ее герои — люди творчества, и сама выставка называется «Творцы».

Творческая лаборатория фотографа сегодня — это менее всего мастерская, оборудованная фотоувеличителями с ванночками (устарели!) или даже компьютерами с «Фотошопом». Творческая лаборатория фотографа — это камера с хорошим объективом, отображающая то, что происходит вокруг — и в голове. Или даже: в голове — и вокруг.

Потому что при всем том, что многие из нас не приемлют «головное искусство», то есть все придуманное, надуманное, хорошая фотография все равно — не просто выхваченный кусок действительности. Это кусок действительности в найденном ракурсе, в нужном освещении, в нужной динамике (или статике), композиционно организованный, отсекающий все случайное и лишнее, согретый или одухотворенный именно его, автора, видением и пониманием.

Марина Свинина перепробовала разные подходы к искусству фотографии. У нее были выставки с сериями, идущими, на мой взгляд, более от замысла, слишком постановочные, потому попахивающие неким авангардом-декадансом, излишней «притянутой» метафоричностью; были и работы, в которых она слишком буквально следовала за своими учителями или кумирами. Но в то же время она сложилась в такого автора, который на протяжении многих лет интересен зрителю. Ее персональная выставка, только что открывшаяся в областной филармонии, — тому подтверждение.

На этот раз ее герои — люди творчества, и сама выставка называется «Творцы». Работы здесь тоже различаются. С одной стороны, это целая портретная галерея знаменитых (без преувеличения!) людей — музыкантов, художников, артистов. Это совершенно узнаваемые музыканты — Денис Мацуев и Владимир Спиваков, Франсис Гойя и Георгий Гаранян, Гарри Гродберг и Борислав Струлев; это поэты Лев Рубинштейн, Бахыт Кенжеев, Анатолий Кобенков; эпатажный художник Никас Сафронов.

Но это и люди театра — они тоже творят красоту, хотя мы не всегда знаем их в лицо. Это артисты балета на сцене; это подрастающие балерины, репетирующие у станков в балетном классе; наконец, это юные танцовщицы — у них все завтра, все — в будущем, но их уже отличает особая осанка, стать и, надо полагать, особый характер...

Как отметили на открытии выставки ее многочисленные гости, Марина Свинина живет в непрерывном поиске, она динамична и неуемна, постоянно меняет углы и точки съемки, она работает то в реалистическом русле, то в подчеркнуто театрализованном, а то и в фантастическом.

Как отметила Ольга Соболева, для нее главной работой экспозиции стала фотография «Маленькая балерина». На ней снята девчушка лет пяти в балетной пачке, где-то во взрослой раздевалке увидевшая взрослую туфельку. Она держит ее в руках, как бы представляя, как легко порхает на пуантах взрослая балерина, и мечтает быть такой же...

Марина Свинина, по ее собственному признанию, не привыкла быть в центре внимания:

— Когда я с камерой, я стараюсь быть незаметной, а здесь ситуация как бы перевернулась... Но хочу сказать вам об одном своем ощущении. Когда я развесила эту выставку и оглянулась, я ощутила идущую на меня со стен такую благодать... Я не помню, чтобы какая-то другая выставка так сильно резонировала во мне.

Марина Токарская отреагировала на то обстоятельство, что многие герои портретной галереи Марины Свининой — музыканты:

— Мы счастливы, что музыка, которая звучит в филармонии и уходит в пространство, здесь, в этих фотографиях, оказывается запечатлена и как бы остается с нами. Они, эти кадры, помогают продлить эти счастливые мгновения, сохранить их. 27 лет Марина создает свою фотолетопись — какой громадный, какой серьезный труд!

Что касается театральной съемки, то здесь, по признанию автора, открывается вообще особая сфера. В музыкальный театр, в его репетиционные залы и балетные классы, к музыкантам и вообще артистам Марина приходит часто, когда появляются творческие сомнения, когда хочется проверить и отработать какие-то идеи и вообще — посмотреть, проникнуться настроением, поработать.

На выставке Марины Свининой было немало ее коллег-фотографов — они не без интереса всматривались в работы, и этот профессиональный интерес их более чем понятен.

Можно заранее сказать, что у своих коллег не просто добиться признания, а единомыслие в творчестве и вовсе неприемлемо: зачем нужны одинаково думающие и одинаково что-то делающие мастера? Художник ведь и интересен своей индивидуальностью.

Даже саму идею проведения выставки портрета приветствует не каждый. Вот, например, точка зрения профессионального художника и дизайнера Веры Дунаевой:

— С некоторых пор я перестала воспринимать органично любые сборные выставки портретов — много ликов на одной стене, как коллекционные пришпиленные бабочки. Тем более фотопортрет — это «пойманный» образ. В альбомах портретам живется уютнее — ведь там они окружены страницами тишины. Выставка названа «Творцы», но творцы не могут жить в толпе.

У каждого свой мир, своя тишина, своя музыка вокруг. Наверное, и экспозицию можно составить, но лишь сохраняя личное пространство портретируемого, которое также составляет его образ.

Возможно, автор высказывания по-своему права: альбом имеет эти преимущества, равно как еще и другие, ею не названные. Скажем, альбом можно всегда иметь под рукой — и открывать на той странице, которая тебе больше нужна в ту или иную минуту жизни. Альбом более долговечен по сравнению с ограниченным сроком работы выставки. Может быть, этим объясняется тайное или открытое желание каждого художника зафиксировать свое творчество именно в альбоме.

Но и у выставки есть свои плюсы. Она — как концерт, где скомпонованы разные фрагменты. Она позволяет окинуть галерейный ряд сразу, одним взглядом, и, может быть, тоже что-то понять. Выставка может одномоментно зарядить своей энергетикой сразу многих людей.

Ну и, наконец, вернемся к названию выставки (а, кто его знает, может, впоследствии и альбома?) — «Творцы». И вспомним, что человек создан по образу и подобию Его, Творца. И это очень хорошо, если творчество становится образом жизни человека, формой выражения его сущности, его мыслей и чувств. В этом — его земная божественность, если можно так выразиться.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ