Навстречу мечте: как иркутянка Ольга Божко стала водителем автобуса

Ольга Божко хорошо знакома постоянным пассажирам автобусного маршрута №29 в Иркутске. Это, можно сказать, дачный маршрут, пассажиры хорошо знают и друг друга, и водителей. Тем более что женщина за рулем автобуса – большая редкость. И когда Ольга ушла с этого маршрута, пассажиры даже расстроились!..

…Тогда, в восьмидесятые годы, девочки чаще всего хотели быть учителями, артистками или врачами. Или же скромно писали в анкетах: «Еще не решила». А маленькая Оля удивляла, а порой и веселила подруг, рассказывая о своей мечте – стать водителем автобуса. Хотя ни в каких законах это не прописано – что женщинам нельзя ездить за рулем пассажирского транспорта, но неписаные законы порой сильнее. В Иркутске женщины не водили автобус, и все тут. Как с этим бороться? Очень просто: все равно идти навстречу мечте. И она обязательно пойдет к тебе навстречу.

Ольга родилась 4 апреля 1980 года в Иркутске, в Ленинском районе. Училась в школе №53. В те годы был очень популярен вопрос: кем ты мечтаешь стать?

- Вот это и есть мечта детства! – смеется Ольга, - об этом я и мечтала. Моя подружка, соседка, рассказывала: «Мы в детстве постоянно веселились, когда ты утверждала, что будешь водителем автобуса!»

- Окружающие удивлялись?


- Да, и говорили, что это невозможно, что водителями автобусов бывают только мужчины. Поэтому я могу быть в крайнем случае только водителем троллейбуса или трамвая.

- А откуда такая необычная для девочки мечта?


- Мой папа работал водителем автобуса, на 37-м маршруте. Он сорок лет в этой профессии, сейчас уже год как вышел на пенсию. А когда я была маленькая, то он постоянно брал с собой на работу, иногда разрешал посидеть за рулем.

Еще в школьные годы отец научил Ольгу ездить на «механике», на легковой машине. Мечта стала ближе. Пришла пора поступать учиться. Девушке еще не было восемнадцати лет, получать права было рано. Но стремление работать за рулем никуда не ушло. Женщин в водители автобусов тогда в Иркутске не брали. Хотя в других городах, том же Красноярске, Ольга слышала – такое возможно. И на дежурных автобусах работали женщины. Но у нас предрассудки были сильнее.

Как вариант – можно было освоить троллейбус. Но и тут пришлось подождать: на курсы водителей троллейбуса принимали только после 21 года. А когда Ольге исполнился 21 год, курсы закрыли. Нестабильно тогда было в стране…

- Только через три года курсы снова заработали, - вспоминает Ольга Божко, - в 2004 году я их окончила и пошла работать водителем троллейбуса. А в 2015 году ко мне подошел отец и говорит: «У нас набирают женщин на автобусы!» Я быстро собралась и пошла! Получила обучение и в 2016 году уже самостоятельно вышла на маршрут №29.

- Чем для Вас лично характерна работа за рулем автобуса?

- Автобус прежде всего отличается своими большими габаритами, и я сейчас не могу ездить на маленьких машинах. Мне кажется, что меня сейчас раздавят! А второе: когда возишь людей, то это повышенная ответственность. И правила надо знать назубок, чтобы не попадать в неприятности!

Автобусы по маршруту №29 ездят от центрального рынка до поселка имени Горького, он же – Селиваниха. Он имеет свои особенности. Эта дорога не так востребованна, как центральные улицы, и бывали времена, когда ее подолгу не чистили. Временами проезжая часть представляла собой колею, по которой двигался транспорт. Но сейчас таких проблем нет, дорога асфальтированная.

А как с выполнением плана? Ведь в том поселке живет не так много людей. Но когда автобус ходит по расписанию и нечасто, пассажиры, напротив, знают это расписание и ждут, и пустым автобус не бывает. Однако если попасть в затор и выбиться из расписания более чем на полчаса, то остановки пустеют, люди добираются как могут до Угольной, а там другими маршрутами. Словом, все имеет свои особенности.

На маршруте №29 Ольга Божко отработала два года, а потом перешла на маршрут №25, который пролегает из Жилкино в Ново-Ленино. Пейзажи этих микрорайонов Ольга наблюдала почти год, а потом вернулась на 29-й.

- По просьбам трудящихся, - смеется она.

- А что за трудящиеся попросили Вас об этом?


- Пассажиры! В моем телефоне сохранились номера постоянных пассажиров: кто-то звонил узнать, далеко ли автобус, с кем-то я просто хорошо общалась. И вот они просили вернуться.

Красоты этого маршрута забыть сложно: ведь там река Иркут, летом – цветущие луга, ароматная черемуха…

- Мне там очень нравилось, особенно летом, когда погода хорошая! Во время отстоя можно было на речке посидеть. Если очень жарко – то можно искупаться. Приезжаешь на конечную остановку поселка Горького, пассажиры сами советовали: «Сходи на речку, легче будет!» И я подумала: почему нет? Сделала это приятной традицией. Еще год я отработала там, а затем меня начали ставить на самые разные маршруты, без постоянного: и №10, №6, №26.

- Что в Вашей работе является праздником?


- Я каждое утро иду на работу с хорошим настроением! Мне она доставляет удовольствие. Да, пассажиры бывают всякие, если долго ждут транспорт и нервничают, то на водителя могут сорваться. Бывает и такое. Я стараюсь по-хорошему решать.

Вот еще момент: ведь водитель в автобусе – он же и охранник, и хулиганов усмирять должен. Как женщине с этим справляться?

- Приходилось и это делать, - вспоминает Ольга.

- А Вы спортом занимались?


- В школе – да: легкой атлетикой, три года рукопашным боем. Так что уверенность в себе есть. Но сильных сложностей не возникало. В основном все успокаиваются. Так что работа мне – в радость.

Если кто-то сомневается в профессиональных качествах женщины-водителя, то с этим Ольга справляется легко. В свой профессиональный праздник МУП «Иркутавтортранс» проводит конкурсы водительского мастерства, и Ольга без проблем выполняет все задания, сдает упражнения и экзамен на знание ПДД. 


А еще самая ее главная черта – это ответственность. Ольгу Божко нередко ставят в пример, и мужской коллектив ее уважает.



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ