Равиль Гайнутдин дал эксклюзивное интервью

Духовные лидеры традиционных конфессий вниманием Читу не жалуют. Лишь раз, в 2004 году, в забайкальской столице побывал митрополит Кирилл – ныне Патриарх Русской Православной Церкви. Да и глава буддийской сангхи Хамбо Лама Дамба Аюшеев за последние годы в Чите был лишь раз – в 2010-м, на открытии Читинского дацана. Тем ценнее приезд в краевой центр председателя Совета муфтиев России, шейха Равиля Гайнутдина, который в плотном графике своего визита нашёл время для интервью «Забмедиа.Ру».

Равиль-хазрат, ваш визит приурочен к празднованию 105-летия читинской мечети. 13 декабря вы её уже посетили. Какое впечатление на вас произвёл главный мусульманский храм Забайкалья?

- Это мой первый визит в Забайкальский край. Два года назад мы утвердили в должности имам-хатыба читинской мечети молодого Ришата Сайдашева. За короткий срок он проявил себя, организовав новые мусульманские религиозные организации, сплотив актив и оживив работу соборной мечети.

Действительно, в этом году отмечается юбилей соборной мечети Читы. Мы удивлялись: как она сохранилась? Ведь из 14 300 мусульманских храмов, построенных на территории Российской империи к 1924 году, 14 150 были разрушены! Только 150 осталось. И ваша мечеть, хвала Всевышнему, сохранилась. Она уникальна в своей архитектуре. У неё прекрасный минарет. Я уверен, что летом будущего года начнутся ремонтные работы, и облик храма улучшится. Это здание станет украшением Читы. Храмы вообще украшают наш мир. Мы всегда радуемся, видя, как строятся православные церкви, буддийские дацаны, мечети. И в той дружбе между религиями, которая поддерживается в Забайкалье, есть заслуга и мусульман.

- 14 декабря при читинской мечети откроется медресе – мусульманское духовное училище. Каково значение этого центра?

- Открытие в Забайкалье учебно-образовательного центра, где будут готовить мусульманских священнослужителей для наших общин от Урала до Дальнего Востока, - событие историческое. Читинское медресе позволит нам решить кадровый вопрос. Мы нуждаемся в высокообразованных кадрах, и наши студенты должны владеть не только религиозными, но и светскими знаниями. И я надеюсь, что Забайкальский госуниверситет и его преподаватели помогут мусульманскому руководству в обучении верующих.

- Работа медресе укрепит позиции традиционного ислама?

- Безусловно. До 1991 года в России не было исламских учебных заведений. И куда только наша молодежь не отправлялась для получения знаний! Кто их посылал за рубеж? Для каких целей? Поэтому и возникли проблемы, с которыми мы столкнулись на Северном Кавказе и в других регионах. Ещё в разговоре с президентом Ельциным я просил создать в России конкурентно-способную систему исламского образования, чтобы прекратить обучение молодёжи в сомнительных центрах зарубежья. И вот, благодаря пониманию Владимира Путина, нам удалось создать Российский Исламский университет и другие учебные центры, в число которых теперь войдет и читинское медресе. Нам помогают ведущие ученые – исламоведы, корановеды, востоковеды. И мы заинтересованы в подготовке кадров в русле традиционного ислама.

- В этом году Духовное управление мусульман Забайкальского края вошло в состав возглавляемого вами Совета муфтиев. Что это означает как для местных мусульман, так и для самого Совета?

- Совет муфтиев России объединяет мусульманские религиозные организации от Камчатки до Калининграда. В отдельных регионах работают региональные духовные управления мусульман, объединяющие местных верующих. Духовное управление мусульман Забайкалья должно консолидировать и, главное, воспитывать верующих.

- 13 декабря вы общались с губернатором Равилем Гениатулиным. Чему была посвящена ваша беседа?

- Мы провели конструктивный и доброжелательный разговор. Я от лица Совета муфтиев поблагодарил Равиля Фаритовича за мудрую политику по сохранению межнационального и межрелигиозного мира. В вашем регионе уделяется равное внимание духовному возрождению традиционных конфессий – православия, ислама, буддизма. Вместе с губернатором мы посетили великолепный храм Казанской иконы Божьей Матери, новопостроенный буддийский дацан и соборную мечеть Читы. Это означает, что забайкальские власти внимательно относятся к нравственному воспитанию общества.

- Как вы можете охарактеризовать положение ислама в современной России? С какими трудностями приходится сталкиваться верующим в нашей стране?

- Наша страна уникальна. Мы, граждане России, с детства впитываем достижения культур и Востока, и Запада. Каждый татарин, башкир или дагестанец может сказать: «Я вырос не только на культуре своего народа, но и на великой русской культуре». Поэтому так широк наш менталитет. Российские мусульмане, в отличие от мусульман Европы и Америки, коренные граждане своего государства. Здесь могилы наших предков, здесь наша история. Мы гордимся тем, что мусульмане испокон веков живут бок о бок с представителями других религий и вместе с ними защищали нашу Отчизну во всех войнах. Проблемы? Они есть и у мусульман, и у христиан. Поэтому мы и взяли курс на духовное возрождение наших народов. Замечу, этой теме особое внимание уделил и президент Владимир Путин во время ежегодного послания к федеральному собранию.

- Равиль-хазрат, в своём послании президент затронул и тему трудовых мигрантов. Что мусульманское духовенство делает для их приобщения к традиционному исламу?

- Без участия трудовых мигрантов россияне не могут справиться с экономическими задачами. Поэтому государство и привлекает иностранных граждан. Но они – наши братья по бывшему Советскому Союзу. Они также нуждаются в духовном окормлении. И наши мечети ведут работу по адаптации мигрантов к российским условиям. Мы открываем курсы русского языка, традиций и законов, создаём юридические центры по изучению основных прав мигрантов. И я много раз слышал, что мигранты, вернувшись из России на Родину, демонстрируют свою воспитанность и богобоязненность.

Илья Баринов



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ