В Прибайкалье начался ледостав. Замерзают речки и озёра. На больших водоёмах льдом покрываются прибрежные участки. Государственная инспекция по маломерным судам готовится к зимнему сезону работы.
Горячая пора
Зима медленно, но верно вступает в свои права. Вместе с первым запоздалым снегом и сезонным понижением температуры в холодные месяцы изменяется и образ жизни людей: в одежде преобладают тёплые вещи, становятся актуальными зимние виды спорта и активного отдыха.
Реклама на радио и телевидении напоминает о приближении Нового года и зазывает купить в магазинах подарки, отметить с коллегами праздник в ресторанах и на загородных турбазах.
По опыту прошлого года можно сказать, что большинство происшествий на водоёмах случается именно в первые недели после того, как они замерзают. Увеличивается число несчастных случаев также в праздничные и выходные дни. Поэтому с наступлением холодов и с приближением праздников для всех структурных подразделений МЧС России, в том числе и для Государственной инспекции по маломерным судам, начинается горячая пора.
- Отдых на воде один из самых популярных у жителей Приангарья. – говорит начальник Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области Радик Субханкулов. – Наш регион занимает довольно большую территорию, на которой много водных объектов. Для обеспечения безопасности на них созданы 2 инспекторских отделения, 22 инспекторских участка, 15 групп патрульной службы, общая численность сотрудников ГИМС – 152 человека.
Байкальский вопрос
Байкал – одно из наиболее популярных мест отдыха, как у местных жителей, так и у приезжих. В будние дни на Хужирском и Западно-Байкальском инспекторских участках отдыхает несколько сотен человек, а в выходные их счёт идёт уже на тысячи. Поэтому отдельным вопросом для ГИМС остаётся обеспечение безопасности на озере.
- В наши обязанности входит не только регистрация фактов происшествий и нарушений, но и профилактика, - рассказывает Алексей Богдашкин, руководитель Западно-Байкальского инспекторского участка ГИМС. – Для этого мы регулярно расклеиваем на информационных стендах в администрации посёлков Листвянка и Большая речка, на рынках и в других людных местах обращения и напоминания о необходимости соблюдения осторожности на воде летом и зимой, устанавливаем знаки там, где выезд и выход на лёд запрещён, раздаём памятки местным жителям и приезжим. Работа ведётся и с главами муниципалитетов: мы им высылаем официальные письма с просьбами запретить на местном уровне выезды на лёд и обозначить опасные места, по возможности оградить либо срыть съезды на них и организовать там своё дежурство. Совместно создана специальная комиссия по безопасности на водных объектах, в которую помимо районных и поселковых чиновников входят сотрудники милиции, общественных организаций и добровольцы.
Действия инспекторов из Листвянки дают ощутимые результаты. Прошлой зимой на вверенной им акватории не зарегистрировано ни одного происшествия. Однако предпосылки к ним были: трижды под лёд проваливались передними колёсами легковые автомобили, а в марте вблизи судоверфи грузовик ушёл в воду по самую кабину. По счастливой случайности всё обходилось без погибших. Но, по словам сотрудников МЧС, при таком халатном отношении к собственной безопасности несчастные случаи – только вопрос времени.
- На всей акватории южного Байкала выезд на лёд запрещён, а выход возможен, только если его толщина превышает десять сантиметров, - продолжает Алексей Богдашкин. – Тем не менее, в прошлые годы мы регистрировали неоднократные попытки автолюбителей сократить свой путь, выехав на замёрзшую поверхность озера, как в самой Листвянке, так и в Берёзовке и в Пади Крестовой. Со всех нарушителей мы брали объяснения, инструктировали их по технике безопасности. Однако отслеживать все факты несанкционированных поездок довольно сложно. Поэтому главная надежда – на здравый смысл самих жителей. Не попасть в ледовую западню просто: для этого достаточно просто не устраивать зимних забав на льду.
Экология – дело ГИМС?
Провалы под лёд приносят убытки автовладельцам, но также наносят ущерб окружающей среде: масло, бензин, а также противообледенительные вещества, которыми зимой посыпают дороги, попадая в чистую воду самого древнего в мире озера, представляют угрозу для обитающих в нём живых организмов. Даже если автомобиль не ушёл на дно, вредные соединения, которые он оставил после себя на поверхности, попадут в озеро весной, когда лёд растает. С учётом того, что в районе пади Крестовой каждой зимой по замёрзшей воде решает прокатиться несколько тысяч водителей, а некоторые из них неоднократно, экологический вопрос становится ещё острее. По словам Алексея Богдашкина, эта проблема очевидна многим специалистам. Как ни странно, в их число пока не входят экологи.
- В прошлом году мы писали обращения в Росприроднадзор, чтобы они в рамках своей компетенции нам помогли, - говорит инспектор. – А сделать они могут многое: провести анализ воды в местах, где на лёд выезжает больше всего автомобилей, и, основываясь на его данных, инициировать принятие новых областных законов о запрете такого загрязнения экосистемы Байкала, или просто организовать здесь свои патрули. Единственной реакцией на наше письмо послужила отписка. В этом году мы планируем повторно направить своё обращение. Ведь Байкал – уникальный объект. Если мы сохраним его первозданную чистоту, то внуки и правнуки скажут нам спасибо. Кто как не экологи это знает лучше? Надеемся, что наши письма не останутся без ответа, и предстоящей зимой противостоять загрязнению озера мы будем сообща. А пока наши обращения – глас вопиющего в пустыне.
Путь до Большой земли
Некоторые удалённые прибрежные населённые пункты с наступлением зимы сталкиваются с проблемами в транспортном сообщении. Так путь в Большие Коты вместе с похолоданием, когда начинается шуга и заканчивается навигация, становится закрыт для рейсовых катеров и других маломерных судов. Передвигаться на автомобиле по льду. Как уже было сказано, там запрещено.
Вопрос решается силами местной администрации, речного пароходства а также структурных подразделений МЧС России.
- Ежегодно мы заключаем договоры с индивидуальными предпринимателями, - комментирует и.о. главы Листвянского муниципального образования Татьяна Горбачевская. – Каждую неделю их судно на воздушной подушке производит два рейса из Больших Котов в Листвянку и обратно. Жители деревни могут съездить за товарами и по другим делам на Большую землю. Эти рейсы также доставляют почту и пенсию. Так что все услуги, несмотря на то, что добраться в населённый пункт можно только по воде, население получает вовремя. В случае экстренной ситуации в туда отправляется экипаж спасателей из Николы.
- Прошлой зимой наши спасатели выезжали в Большие Коты восемь раз, - рассказывает начальник Байкальского поисково-спасательного отряда Вадим Рейтер. – Шесть раз жителям деревни становилось плохо. Мы им оказывали первую медицинскую помощь и перевозили в Листвянку, где передавали их врачам. Одна из поездок была связана с транспортировкой пожилой женщины с плохим состоянием здоровья домой в Большие Коты. В феврале наше судно на воздушной подушке доставило специализированную технику и пожарных на место возгорания. На том пожаре в Больших Котах благодаря совместным действиям спасателей и борцов с огнём удалось избежать значительного ущерба и гибели людей. Удалённые населённые пункты являются для нас зоной особого внимания. Мы своевременно реагируем на любые несчастные случаи, которые там происходят.
- Помимо этого в Больших Котах делают остановку три рейсовых судна на воздушной подушке от Восточно-Сибирского речного пароходства, - продолжает тему руководитель Западно-Байкальского инспекторского участка ГИМС Алексей Богдашкин. – Различные ведомства постарались сделать всё, чтобы зимой деревня не оставался в ледовой ловушке, и поддерживала нормальную связь с внешним миром. Поэтому для желающих туда попасть просто нет смысла подвергать свою жизнь опасности, выезжая на лёд.
Подготовка к зиме
Каждой зимой все силы и средства ГИМС МЧС России по Иркутской области направляются на предупреждения происшествий на льду. Накануне в столице Приангарья прошли сборы сотрудников всех структурных подразделений инспекции со всего региона. Цель – подвести итоги весенне-осеннего и подготовиться к холодному времени.
Цифры официальной статистики говорят, что происшествий на воде становится меньше. Только за 11 месяцев 2010 года их число по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилось на 27 процентов, настолько же меньше в процентном соотношении погибло людей. Однако, по мнению инспекторов, дел у их ведомства от этого не убавляется.
- Рейды и патрули проходят и будут проходить постоянно, - рассказал нам во время сборов Алексей Богдашкин. – Идеал – это когда люди вообще не гибнут на воде. Но до этого ещё далеко. Когда мы выезжаем на места, то всегда стараемся объяснить населению, что положительная динамика в нашей работе становится совершенно бесполезной вещью для людей, если в числе утонувших окажется их ребёнок, родитель, супруг, или просто близкий им человек.
Василий Бучинский
"Байкал24" впервые опубликовано