С 2009 года ЕГЭ - единственная форма выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы. Впервые эксперимент по ЕГЭ был проведён в 2001 году. За восемь лет существования единого экзамена противников у него стало больше, чем в первый год. Да и результаты, которые показывают студенты-первокурсники, в том числе и «стобалльники», удручают преподавателей вузов. Даже такие престижные факультеты, как факультет журналистики МГУ, не могут похвастаться грамотностью своих студентов. «Нез наю», «генирал» и «через-чюр» - такие слова стали нормой для первокурсников. Об этом доцент кафедры стилистики русского языка МГУ Анастасия Николаева заявила в интервью газете «Московский комсомолец».
На вопросы о том, какие результаты в учёбе показывают читинские студенты-первокурсники, и как в Забайкалье обстоит дело с грамотностью, ИА «Чита.Ру» ответили кандидат филологических наук, профессор кафедры литературы ЗабГГПУ имени Чернышевского Людмила Камедина и кандидат филологических наук, доцент кафедры литературы ЗабГГПУ Олеся Баранова.
- В вузах подходит к концу первое полугодие. Какие знания показали читинские студенты-первокурсники?
Людмила Камедина:
- Удручает, что из года в год к нам в вуз идут студенты всё безграмотнее. Не мы их делаем безграмотными, а они приходят к нам такими. Ясно, что-то происходит в школе.
Мы обучаем школьников в лицее при университете. В этот лицей мы набираем учеников восьмых-девятых классов – это два последних года, когда в школах изучается русский язык. В 10-11-х классах русский язык идёт факультативно. Фактически мы набираем детей, которые уже должны быть грамотными. Мы только должны доработать с ними какие-то элементы в области русского языка. И в восьмых-девятых классах сейчас пишут не сочинения, а небольшие эссе, которые необходимы для ЕГЭ в части «С». Например, берут эпизод из романа «Отцы и дети». Предполагается, что дети прочитали роман и должны выразить своё отношение к этому эпизоду. Я в восьмом классе давала такое эссе. Они в одном предложении делают по три-четыре ошибки! Если школьники пишут страницу эссе, то она вся «красная». Я не проверяю эссе, а исправляю ошибки.
Раньше редко встречались такие грубые ошибки, как «потомушто». Когда я встречала такое слово – просто не могла понять, что написано. Слова соединили в одно и букву «ш» добавили. Сейчас так пишут практически все. Могут и «по» отдельно написать, мне страшно предположить, что ещё могут. Совершенно причудливые ошибки, каких раньше просто не было. Если раньше писали «карова», то это понятно – пишет, как слышит. Сейчас ошибки вычурные – как надо так извернуться, чтобы написать? Видимо ребенок хочет выразиться грамотнее, а получается смешно, неузнаваемо.
Грамотность дается нам генетически. Обучить грамотности невозможно, она заложена в нас. Мы – богословесные существа. Мы же не называем богословесными животных. Животные – не говорящие. Если попугай что-то и произносит, то он просто повторяет. Ни один попугай ещё не начал писать дневники. Только человек обладает словом. Что происходит с человеком, когда он теряет слово? Да, он теряет личность, свою человеческую сущность. Раньше к нам на факультет приходили дети, среди которых уже были личности. Сейчас студенты приходят все одинаковые – личностей нет. Я не могу выделить среди них человека, с которым можно было бы вступить в диалог, поговорить. Они одинаково шумят, они одинаково что-то делают. Трудно среди них сейчас формировать личности. И я сейчас понимаю почему. Потому, что они перестали владеть словом.
Слово формирует, ведь именно по слову мы узнаём друг друга. Психологи проводили эксперимент. Одевали в одинаковые фраки, белые рубашки бомжа с вокзала и академика. Внешне они выглядели одинаково. А потом просто попросили их рассказать о себе. И академика узнавали по тексту – он говорил грамотно. А второй не мог связать двух слов, рассказывая о себе. В слове проявляется человек. Мы – словесны. А сейчас ребенок теряет это, он не умеет говорить. И ЕГЭ это показывает.
- C чем это связано? Ведь не многое изменилось – учителя остались прежними, и занятия проводятся…
Людмила Камедина:
- Занятия как раз и стали проводить по-другому с тех пор, как отменили сочинения и ввели ЕГЭ. Учитель поменял методику преподавания. Раньше мы «натаскивали» на сочинения, писали, читали, говорили… Сначала дети учились рассуждать. У меня раньше писали блестящие сочинения по роману «Преступление и наказание» - сложнейшему тексту. Но сначала они проговаривали несколько занятий. Из того, что наговорили на занятиях, они должны были оформить текст. А сейчас? Нет сочинений, и учителя «натаскивают» на ответы. Не осталось осмысления текста. Что до нас хотел донести Пушкин в пьесе «Моцарт и Сальери»? Что гений и ремесленник – это разные типы творчества. Мы говорили: «Дети, вы должны стремиться к творчеству, не нужно подражать». А что делает сейчас учитель? «Найдите эпитеты, метафоры в тексте». Сейчас мы превращаем учеников в ремесленников – то, против чего боролся Пушкин. Мы говорим о гении, а готовим ремесленников.
Я сейчас перед учениками ставлю вопрос о смысле жизни. А умом понимаю, что задаю вопрос, которого нет в ЕГЭ. У нас суицид детский растёт. Почему? Потому, что учителя перестали задавать вопросы о смысле жизни. А ведь из классической литературы мы это и узнаём. Через чужие судьбы узнаём своё. Как отличать добро и зло. А ЕГЭ учит ставить галочки на эпитетах, на стихосложении, на правильном варианте слов. Теперь и в вузах проводится тестирование, замена того же ЕГЭ – так мир через несколько лет будет наполнен ремесленниками. А где творцы? Мы обрекаем личность, если она будет, фактически на неисполнение своей жизни. Он будет ждать установок, галочек. Этот процесс только начинается, но он уже идёт. Мы через пять-шесть лет получим результат этого процесса – у нас исчезнут творцы собственной жизни. Просто ребёнок не будет знать, как жить. Казалось бы, мелкий ЕГЭ, а во что это выливается…
Олеся Баранова:
- Третья часть ЕГЭ как раз построена на поиск думающих школьников. Там оценивается умение мыслить, но не грамотность. И по русскому языку – если ребёнок может искать дополнительный материал, то и результаты другие. К сожалению, таких детей мало. ЕГЭ по литературе сдавали в 2007 году, затем отказались, результаты были смешными. Там заставляли запоминать текст на уровне дат, имён, фамилий, мест. Затем переработали задания и сделали проблемные вопросы по тексту. Сейчас результаты другие. Практически все школьники, кто ходил к нам на дополнительные занятия перед ЕГЭ, выбрали литературу и показали неплохие результаты.
- Первокурсники нынешние и первокурсники, которые пришли в вуз пять-шесть лет назад, отличаются?
Людмила Камедина:
- Если ещё пять-шесть лет назад, я не говорю уже о десяти, читая древнерусскую литературу, на вопрос об Александре Невском студенты говорили о Чудском озере, один-два человека называли XIII век, то сейчас говорят «Это актёр». У них русская история в голове отсутствует. Личности отсутствуют. Это люди, выброшенные из истории.
Олеся Баранова:
- Я считаю, что ЕГЭ – это плюс для тех детей, которые в силу разных обстоятельств не были замечены в школе. Таких детей много. ЕГЭ – это тот случай, где они могут себя проявить. Мне кажется, что склад ума современных детей таков, что они ориентированы на четыре варианта возможных ответов. Когда им задаёшь вопрос, который не имеет отношения к ЕГЭ, они ждут подсказки. Вся жизнь вокруг них – разновариантная. У них отношение к жизни не как к единожды данной, а как возможность ещё раз переиграть. Этот вариант не сработал – пробовать другой. Они, как мне кажется, игроки по ощущениям. Жизнь для них – игра. В этом смысле для них ошибки – это не конец света, у них нет ценности момента. У них есть ощущение другого варианта.
Людмила Камедина:
-У любого человека есть три варианта. Даже сказка, которой больше тысячи лет, даёт такие варианты. Правый путь – правильный, левый – неправильный. Прямой – лобовой путь, которым пошёл, например, Пушкин. Он прожил прямо, но мало, столько, сколько успел прожить. Но многие не успевают прожить этот лобовой путь. Существует один путь – правый. Вариативность – это тоже условный плюс. Мир полярный. Из этой вариативности мир будет наполняться «теплёнькими» людьми, которые будут приспосабливаться под обстоятельства.
- Вы видите перспективы?
Людмила Камедина:
- Я перспектив не вижу, только надеюсь. Надеюсь, что русский человек, как человек личностный, как человек, который создал собственную выдающуюся историю, осознает себя как творец жизни.
Сейчас нам мешают думать самим – даётся образец, а молодежь его усваивает. Молодежь перестаёт думать. Сейчас мало таких, кто думает самостоятельно, может рассуждать. Я прихожу на лекцию к первокурсникам, я не успела их воспитать, они только пришли ко мне, некоторые вступают в диалог, и думают как я. Надежда есть.
Я, например, отказалась от «натаскивания» по ЕГЭ, преподаю так же, как преподавала раньше. Из большого малое всегда можно выбрать. Если человек ориентирован на размышление, даже не зная точных ответов, путём творческого анализа он найдёт ответ.
Юлия Золотуева
<p align=right><a target=_blank href=http://www.chita.ru/articles/19747/>"Чита.ru"</a></p>