Ожидая ответа на вопрос : «Как вырастить чемпиона?», многие родители будут искать в статье «волшебную таблетку», такие практические советы и конкретные действия и слова, применяя которые, они увидят свое чадо на пьедестале. Однако самое главное - понимать, что вырастить Чемпиона – это в первую очередь значит вырасти самому как родителю, вложить в своего ребенка все лучшее. И дать ребенку выбор идти своим путем. Это большая многолетняя командная работа, к которой готовы немногие.
Что все это значит? Давайте разберемся по порядку.
Первое, в чем стоит разобраться родителям и тренерам – это в основных психологических потребностях ребенка в разных возрастах. Иначе велик риск того, что мотивируя его на результат, вы будете травмировать его психику. Ведь все вы приводите ребенка в секцию в разных возрастах, и ваши с ребенком взгляды на то, почему нужно и интересно заниматься данным видом спорта, могут сильно расходиться.
Возраст от 4-7 лет - самый маленький возраст для начала занятий спортом в секциях. Основной потребностью ребенка в это время является потребность в любви, безопасности и игре. Отдавая ребенка в секцию в это время, вы должны понимать, что он должен чувствовать себя в безопасности, любить тренера и много играть. Игровые моменты должны присутствовать на каждой тренировке. Это развивает фантазию, креативность и смелость ребенка в разных ситуациях.И дома у ребенка должна быть возможность наиграться. Он может любить свою секцию за красивый купальник, возможность погонять мяч или попрыгать на батуте.
В возрасте от 7-12 лет основные потребности ребенка – это обучение и общение. И он будет с удовольствием бежать в секцию, если там будут его друзья, и если ему будет интересно обучаться разным новым навыкам и умениям. Будь то выполнять сложные элементы на коньках, акробатической дорожке или в бассейне. Именно формирование навыка, а не завоевание медалей критически важно в это время. На деле же в этом возрасте уже начинаются первые детские соревнования, родители и тренеры увлекаются в конкуренцию, включаются в гонку за медали, а навыки у спортсмена еще «сырые». И взрослые начинают «в хвост и в гриву» мотивировать детей на победу. Что наносит непоправимые душевные травмы ребенку. Он наедается этого эмоционального насилия, и к подростковому возрасту, когда самое время для роста мастерства, совсем бросает спорт.
От 12 до 18 лет – это подростковый возраст. И основной потребностью здесь является осознавание своих личных границ или ответ себе на вопрос: «Кто я?». Кто я без мамы, без папы, без тренера? Что я представляю из себя как самостоятельная личность? Что я могу? Чего я хочу? И в это время ваш спортсмен будет эти границы отстаивать. Хотеть делать так, как надо ему, и, скорей всего он будет замыкаться или огрызаться, если вы будете эти границы проламывать своими нравоучениями, настаиваниями, указаниями как надо, критикой, сравнениями и сожалениями.
Это тот самый возраст, когда родители и тренеры максимально влияют на уверенность в себе и самооценку спортсмена –подростка. И будьте уверены, если вы наорете на него после проигрыша, он запомнит это надолго и будет бояться соревноваться.
ТОП советов « КАК ВОСПИТАТЬ ЧЕМПИОНА» будет выглядеть для вас, возможно, довольно странно, но я прошу подумать об этом максимально осознанно.
1. Когда вы выбираете вид спорта, важно, чтобы он был по душе ребенку, а не только вам, родителям. Как узнать, что нравится ребенку? Наблюдайте.
Он любит бегать, прыгать, быстро срывается с места? Значит, ему подойдут сложно-координационные, «взрывные» виды спорта. Такие, как гимнастика, фигурное катание, аэробика, акробатика, спортивные игры.
Любит играть в компании? Часто организует всех друзей во дворе или в садике? Попробуйте командные виды. Футбол, волейбол, баскетбол и т д.
Любит лазить по лестницам и турникам? Возможно , ему понравится скалолазание.
Любит играть один, читать, бывать со своими мыслями? Тогда ему подойдут цикличные виды спорта. Такие, как плавание, бег, лыжи, где есть время подумать на дистанции. Ну, или шахматы и дартс.
2. На этапе выбора секции важно ответственно выбрать тренера. Задайте себе вопрос: «Кому я отдаю ребенка, чтобы из него воспитали личность?» . Не просто Чемпиона, а Личность. Ибо с этим вашему ребенку жить потом всю жизнь. Тренер – тот человек, кто наряду с родителем закладывает в душу и характер ребенка основные качества и базовые ценности. И спорт когда-то закончится, с медалями, или без, а душа и характер вашего ребенка останутся с ним. Поэтому прежде чем отдать ребенка в конкретный вид спорта, к конкретному тренеру, узнайте, что он за человек, что за специалист. Не стесняйтесь задавать тренеру вопросы о его образовании, личном спортивном опыте, методах мотивации, что очень важно (он будет орать, обзывать, бить палкой и швырять ребенка, когда у того будет что-то не получаться, или действовать как то по-другому?). Спросите тренера, какая ваша роль, как родителя, чем вы сможете ему помочь, а чем помешать?
3. А дальше – доверьтесь. Доверьтесь тренеру как специалисту. Себе как родителю. И ребенку как отдельной личности. Дайте ребенку время полюбить свой вид спорт, полюбить тренера, полюбить своих спортивных друзей.
«Подводные камни» родителей спортсменов.
1. Родители целиком и полностью «сливаются» со своим юным спортсменом, посвящая всего себя и подстраивая всю семью под занятия ребенка. Это и расписание, и деньги, которых уходит немало, и бесконечная мотивация, когда часто ребенку дома «дотренировывают мозг».
2. На ребенка навешивается гипермотивация. «Ты должен постоянно выигрывать», «Мы в тебя столько денег вложили!», «Ты мало тренируешься», «Ты не стараешься».
3. Родители не дают ребенку права на ошибку. Ругают за проигрыши. Пытаются разобрать выступление и указать на ошибки, хотя не являются в этом специалистами. Спойлер: анализ спортивных выступлений спортсмен должен проводить только с тренером.
4. Родители не обращают внимания на состояние ребенка, его скрытое сопротивление, усталость, и продолжают настаивать на упорных тренировках тогда, когда спортсмену необходим отдых. Как это распознать? В том случае, если ребенок не может сказать прямо, он будет неявно сопротивляться. Перед тренировкой или соревнованиями у него может заболеть живот или голова, подняться температура, он может что-то забыть дома, забыть про тренировку или опоздать.
5. Родители сравнивают ребенка с другими спортсменами. «Вот Вася тренируется упорно, а ты не стараешься».
6. Родители недооценивают достижения своего юного спортсмена «Ты занял третье место, а мог бы и первое», « Ты проиграл слабому».
7. Пытаясь мотивировать ребенка перед стартом, навязвают ему свое тревожное состояние, чем усиливают тревогу ребенка. «Ты не готов, ты не настроился! Соберись! Что ты дрожишь!», «Нашел кого бояться!»
8. Родители не умеют правильно поддерживать ребенка после проигрыша. «Не плачь, ты не корову проиграл», «Да ты просто не старался!», «Не могу на тебя смотреть!», «Мне стыдно за твой результат!»
Какова же роль родителей, если вы действительно хотите способствовать тому, чтобы ваш ребенок достиг вершин в спорте?
Главное – это ВЕРА! Вера в своего ребенка, в то, что он идет своим уникальным Путем, в то, что он сможет справиться с любыми трудностями и травмами, прожить все те эмоции и чувства, которые ему суждено, и вырастет большой ЛИЧНОСТЬЮ в первую очередь, а значит, Чемпионом и в спорте и в жизни.
А ваша роль – ПРИНИМАТЬ. Принимать изменения, принимать эмоции, принимать дискомфорт, и возвращать это все ребенку верой в него , любовью и теплом.
Сколько бы волшебных фраз я здесь не написала, их будет недостаточно, и они не будут работать, если сам родитель , мама и папа не является внутри себя здоровой, взрослой, спокойной, уверенной в себе личностью. Только ваше внутреннее состояние, только ваше мнение о себе и о ребенке, только ВЕРА в себя и в вашего ребенка принесет свои плоды в виде побед и медалей.
Помните: на чемпионатах мира , на Олимпийских играх нет слабых личностей. Особенно среди спортсменов поднявшихся на пьедестал. По крайней мере, я там таких не встречала.
Наталья Иванова, спортивный психолог, чемпионка Европы , Победительница Кубка мира, серебряный призер Олимпийских игр в Сиднее. Страница Натальи Ивановой "Психология спорта".
@natalia.ivanova.ru