Александр Мохов: Училище — это котлован

Недавно в Иркутске побывал известный актер, заслуженный артист РФ Александр Мохов. В его активе роли в популярных фильмах и сериалах, таких как «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина», «Сибирский цирюльникЪ», «Мужская работа», «Дальнобойщики», «Две судьбы», «Есенин», и многих других. Александр Мохов является лауреатом театральной премии «Чайка», в последние годы пробует себя в качестве кинорежиссера.

В Иркутск он прибыл с киносъемок из Киева, чтобы возглавить государственную экзаменационную комиссию на дипломных спектаклях четвертого курса отделения «Актер драматического театра и кино» Иркутского театрального училища. Мало кто знает, что он сам является выпускником этого училища 1982 года. Мы встретились и побеседовали с актером перед его отъездом.

— Александр Анатольевич, вы уже посмотрели все дипломные спектакли, выставили оценки. Хотелось бы знать ваше мнение о качестве подготовки молодых актеров, тем более что вскоре мы увидим их на сцене Иркутского ТЮЗа.

- Знаете, как говорят: «Если в театре есть два-три талантливых актера, то театр уже состоялся». Я посмотрел на ребят и вижу — тут больше, чем два-три человека, то есть уже можно сказать — будет толк. Коэффициент полезного действия высок. Я смотрю меркантильно, как режиссер, кого бы я хотел взять к себе для работы, и получается, что «этого, этого, этого, ух ты, и этого»!

— Дважды вы приезжали в Иркутск с целью набора абитуриентов для колледжа Олега Табакова. Как складывается судьба у иркутских ребят в Москве?

— По-разному. Они все очень талантливые — это ведь редкий случай, чтобы дважды был проведен набор в одном городе. Но просто в первый раз «улов» был такой «жирный», что Олег Павлович сказал: «Поезжай еще». Однако многие начинают «ломаться», не справляются со столичными ритмами и требованиями. Это в силу возраста происходит, ведь они поступают в 15 лет, когда у многих еще не сформирован жизненный стержень. И потом, ведь «раз на раз не приходится». Как говорит Олег Павлович: «Бог пролетает над страной и разбрасывает таланты: кого-то чуть-чуть зацепило, кого-то шлеп — и всего обрызгало. Вот только маршруты у Бога каждый раз разные». Но двое ребят зарекомендовали себя очень хорошо, думаю, что скоро вы о них услышите, — это два Макса: Максим Очков и Максим Иванов. Они снялись в кино и получили много предложений сниматься дальше, играют в театрах — и во МХАТе, и в «Табакерке».

— Вы говорили о возрасте. Когда полвека назад по стране создавались театральные училища, то все они набирали ребят с 14—15 лет. Теперь ситуация изменилась, почти все училища преобразованы в высшие учебные заведения. В связи с этим Иркутское театральное становится во многом уникальным, поскольку продолжает набирать ребят после девятого класса. Как вы думаете — в этом больше плюсов или минусов?

— Человек рождается с талантом. За четыре года дети меняются, взрослеют, и я думаю, что чем раньше они попадут к нам с улицы, тем лучше. После одиннадцатого класса они уже более косные и циничные. Как один студент мне сказал: «Вы знаете, у нас считалось «западло» читать. А сейчас учишься, и приходится так много читать!». Это было и в царской России. Да и Ромео с Джульеттой должны играть в 18 лет, а не в 35! Ниша этого возрастного ценза даже в Москве — пустая, их хотят брать сразу и в театры, и в кино. Поэтому я думаю, что положительных сторон в раннем приобретении актерской профессии все же больше.

— Сколько лет нужно ходить по сцене, чтобы почувствовать актерскую силу?

— Если по большому счету, то про себя могу сказать, что я это почувствовал только в 42 года! И случилось это во время работы над спектаклем Александринского театра «Царь Эдип», где я исполнил главную роль. К постановщику спектакля Т.Терзопулосу я поехал знакомиться прямо в Афины. Когда я пришел к нему на первую репетицию, он сказал: «Ты не готов!». Я не готов?! Засмеяться, заплакать — это же «на раз»! А он говорит: «Нет, не готов. Ты должен ко мне прийти как чистый лист». Я возражаю: «А как же мой опыт, багаж?». И тогда он начал со мной работать, в психологическом плане он делал со мной что угодно, и только дней через десять сказал: «Вот теперь ты готов».

А мой учитель Олег Павлович Табаков утверждает: «Жизнь человека коротка, а жизнь творческого человека еще короче». Сам про себя он говорит, что его пик пришелся на довольно молодые годы. А я себя по-настоящему начал осознавать как актера, который может все, вот именно тогда, в 42 года, а какой же был процесс накопления — не годы, а десятилетия!

Училище — это очень важный период, но это даже не фундамент, это вырытый котлован. Фундамент актерской профессии каждому придется закладывать самостоятельно в процессе творческой деятельности, и какое потом на этой основе получится «здание» — зависит только от самого актера.

У меня был такой случай в режиссерской практике, когда молодой актер играл нациста. Мы побрили его наголо, и в одной из сцен он должен был схватить ребенка за палец, прижать ножом к стене и сказать: «Сучонок, я тебе отрежу!». Он говорит: «Я не могу это играть, что мне скажет жена, что скажет моя мама!». Я ему отвечаю: «А тебе не надо переживать по этому поводу — это не ты, это твой персонаж!». «Ой, точно!» Вот так азы актерской профессии постигаются непосредственно в работе. И это дорогого стоит. Именно поэтому с возрастом мне стало больше нравиться стоять «по ту сторону камеры», быть режиссером, педагогом. Конечно, лицо все меньше узнают, но внутренние «дивиденды» больше. Как говорит Олег Павлович Табаков: «Успехи наших учеников дороже наших собственных успехов». Когда актер Юра Беляев получил награду за главную роль в моем фильме, то у меня было такое чувство, что это я получил, и не что-то, а Оскара!

— Можно ли говорить, что существует какая-то иркутская школа актерского воспитания, свои традиции?

— Традиции, безусловно, есть. Когда Мейерхольда обвиняли в том, что он формирует собственную школу, он отвечал: «Школа у нас одна!». У каждого учебного заведения есть свои традиции: Иркутское театральное, «Щука», «Щепка», «МХАТ»… Но все зависит не от учебного заведения, а от Педагога. Мне нравится выражение Петра Фоменко, я всегда его повторяю: «Не программа определяет курс, а курс определяет программу». Вот каких набирает студентов педагог, так, в зависимости от их индивидуальности, и составляет программу. Я посетил Дом семьи Волконских, они для своих детей, учитывая их способности, определяли индивидуальную программу — русского, литературы, иностранных языков... И это правильно!

А в нашей профессии, извините за выражение, каждый — это «штучный товар»! Мне повезло: когда я учился в Иркутском театральном, здесь были такие педагоги, как Б.Н.Преображенский, Б.С.Райкин, Б.Ф.Дубенский, В.П.Егунов и другие. Л.В.Мацуев — отец прославленного Дениса Мацуева — был моим педагогом по музыкальному воспитанию (///улыбается///). Поэтому задача руководства — собирать лучшие кадры: в городе делать «отжим» — творческий, педагогический, административный — в районе, области, может, из других регионов переманивать. Это колоссальная работа, трудная, в первую очередь, в плане финансирования. Простите за меркантильность — но это так! Я постарался во время работы здесь высказать свои соображения, предложил кое в чем содействие, потому что мое присутствие здесь не для галочки. Это большая честь для меня, и даже символично, что училищу 50 лет, и мне вот-вот будет 50 — это как подарок для меня!

— Напоследок расскажите о ваших творческих планах.

— Я сейчас больше занимаюсь кинематографом, у меня своя кинокомпания. Конечно, в этом есть минус — меньше времени уделяю студентам в колледже Табакова, поэтому сейчас, может быть, творческий отпуск придется взять, чтобы их не обманывать.

Как ни странно, если бы еще лет пять назад мне кто-то сказал, что я буду обходиться без театра, я бы, наверное, укусил этого человека (///улыбается///). А теперь как-то так все обернулось, и возник новый этап — мною полностью завладело кино. Причем мне сниматься не очень нравится, а нравится придумывать что-то, самому писать, снимать, создавать. Я сегодня посидел в кресле Вампилова, и думаю, что теперь мне будет лучше писаться (улыбается).

Сейчас я прилетел в Иркутск со съемок из Киева и возвращаюсь туда же. Идет работа над фильмом «Казаки», уже вышло четыре серии, которые я снимал как режиссер, и как актер снимался. Но каналу проект понравился, и они предложили снимать продолжение, я думал, что серий 8—12, а оказалось 250! Параллельно я закончил снимать фильм по роману Вадима Панова «Тайный город». Сейчас я «первую книгу» сдаю, и уже в августе начнем снимать «вторую книгу». Так меня «зашкаливает», бросает из крайности в крайность: от политических художественных фильмов, таких как «Ельцин. Три дня в августе», документальных, как фильм о Табакове, и вдруг – фэнтези! (улыбается).

На самом деле, у меня счастливая пора: много идей и прекрасные партнеры, с которыми удается это материализовать. Время от времени судьба подкидывает какие-то неожиданные предложения, так что работы хватает…

Беседовала Ирина Гладких, специально для «Байкальских вестей».

Фото Андрея Копанева



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ