22–24 апреля в Улан-Удэ состоялась межрегиональная туристская выставка «Туризм и отдых в Бурятии-2011». В этом году она прошла уже в восьмой раз, и в ее работе приняли участие свыше 80 участников из разных регионов страны. На этот раз выставку отличало особое внимание к туристским маршрутам по Бурятии: прошли презентации и награждение победителей республиканского конкурса «Лучший туристский маршрут». Компании рассказали о своих услугах, участники смогли поделиться опытом и мнениями. Главное, выставка вновь заставила задуматься, в каком направлении стоит идти Бурятии, чтоб стать полноценным туристским регионом.
Природа Бурятии и ее этнокультурный потенциал настолько разнообразны, что, знакомясь со всеми этими возможностями, хочется посетить каждый уголок, узнать и увидеть все собственными глазами. И, пожалуй, именно такое ощущение должна и вполне способна вызывать Бурятия у жителей других регионов России и других стран. Однако въездной туризм республики все еще находится на стадии своего становления, и причин этому множество. Данная выставка тоже представляет всю широту туристского потенциала республики, но пока находится на межрегиональном уровне, а в качестве ее гостей представлен, в основном, Байкальский регион.
Среди посетителей выставки был замечен лишь один западный иностранец, который оказался преподавателем из США, работающим в Бурятии по обмену. Он с радостью поделился своим впечатлением о туристском потенциале Бурятии.
– Я родом из штата Монтана, и меня очень удивило сходство природы и даже культуры Бурятии с моей родиной, – рассказал Джим Хэйфер. – Я вижу огромное разнообразие во всем, что дает массу возможностей. Хорошо, что сейчас развиваются разные виды отдыха в Бурятии. Но чего пока точно не хватает вам для привлечения людей – это информации. Люди за рубежом зачастую не знают ничего о России, поэтому, думаю, большая работа должна вестись в этом направлении.
В доказательство Джим показал буклеты и путеводители, которые взял на выставочных стендах и которые он не смог прочитать: все они были на русском языке. Получается, что даже если житель Европы или Америки узнает о таком крае, как Бурятия, и приедет сюда, он остается ограничен в информации и на месте. Обнадеживающим в этом плане стал лишь представленный на выставке проект Республиканского визитно-информационного центра, на сайте которого www.visitburyatia.ru должна быть в перспективе представлена всевозможная туристская информация и услуги, в том числе на английском языке.
Но не только информационно пока не готова республика к принятию иностранных туристов. Подготовка кадров в сфере туризма оставляет желать гораздо лучшего, что подтверждают многие туристские компании, каждый раз сталкивающиеся с проблемой поиска нужных кадров.
– Бывает, что на собеседование приходят молодые люди, получившие специальность «туризм», и не могут ответить ни на один профильный вопрос, – отметил директор компании «Жемчужина мира» Денис Игумнов. – Направление деятельности нашей компании – экотуры, а значит, специалист должен многое знать и уметь, чтобы повести группу людей по самым разным маршрутам. Но доверить такое, оказывается, можно лишь малой толике людей.
Соглашаются участники выставки и во мнении, что для становления въездного туризма как такого придется приложить еще очень много усилий. Стоит высоко отметить старания Республиканского агентства по туризму, благодаря которым туристский потенциал и количество туристов растут с каждым годом. Победители в разных номинациях республиканского конкурса «Лучший туристский маршрут» получили материальную поддержку, внимание к этому виду туризма само по себе говорит о приоритете сохранения природы и культурных традиций.
Работа на улучшение статуса и благосостояния республики, несомненно, должна начинаться с государственных инициатив. Но банально забытыми органами власти все еще остаются такие основные понятия, как современный аэропорт, доступность цен на билеты и хорошие дороги. Все эти факторы не просто отпугивают туристов, они напрямую ограничивают развитие республики.
– Чего не хватает для развития туризма Бурятии, так это достаточной информации для иностранцев и хорошей инфраструктуры, – рассказала директор визит-центра «Северный Байкал» Дарья Цыганкова. – Посмотрите, насколько богат Северобайкальский район: горячие источники, водопады… Места эти уникальны. Но скольких затрат стоит туристу добраться до нас! Сам перелет до Улан-Удэ, а если отсюда к нам тоже самолетом, то это еще 5 тыс. рублей в один конец. Не удивительно, что даже жители нашей республики предпочитают купить путевки «все включено» в Турцию и другие теплые страны.
Ограниченность инфраструктуры формирует и ограниченный туристский сезон: отсутствие на сегодняшний день горнолыжного курорта в Бурятии сказывается на популярности курорта «Гора Соболиная» в г. Байкальске. Впрочем, иркутяне продолжают «выигрывать» у нас по всем туристским позициям, даже не имея такого богатого природного и культурного потенциала.
– Государству пора понять, что туризм создается, прежде всего, для местного населения: это отрасль экономики, которая в Бурятии может быть очень успешной, – сообщил директор компании «Большая Байкальская тропа – Бурятия» Андрей Сукнев. – Я всегда говорю, что Бурятия – это море: море Байкал и море разнообразия. Поэтому по Бурятии нужно активно путешествовать, но когда отсутствуют дороги и пешие тропы, это сделать очень трудно и дорого как для приезжих, так и для коренных жителей.
Пожалуй, туризм – это не только путешествие, но еще и активный образ жизни, возможность выразить каждому что-то свое. И туризм в Бурятии не может и не должен быть одинаковым. Развивая, мы должны сохранить, а не разрушить нашу экологию потоками туристов и строительством туристских зон. Конечно, стать развитым туристским регионом не просто, но так хочется верить, что мы движемся. И движемся в верном направлении.
Анастасия Рожкова