Совсем недавно, в конце марта, художественный руководитель драматического театра имени Н.П.Охлопкова Геннадий Шапошников, рассказывая о предстоящих в этом сезоне премьерах, уверял: «…да не хочу я рассказывать историю Жанны, она мне не столь интересна, про нее и без меня много рассказано и много написано; но поступок человека, который, понимая, что он обречен, продолжает делать свое дело, — вот это мне сегодня интересно…» И далее: «Это должна быть зрелищная, метафоричная, яркая история. Действительно, хочется зажигательной истории — и не потому, что героиню сжигают на костре, а по своему воздействию на зрителя».
15 апреля премьера спектакля состоялась. Вечером зал был заполнен зрителями, днем же на сдачу спектакля пришли коллеги по сцене, друзья театра, журналисты.
История, представшая перед нами на сцене, была захватывающая… Сначала она потрясала своей визуальной картинкой и «картинкой» звуковой. Сценическое пространство в красно-черных тонах настраивает на сверхдраматизм событий…
…Подумалось: ну нельзя же начинать с кульминации. Если с первых сцен спектакля на зрителя обрушивается эмоциональный удар такой силы — что же ожидать дальше?
А дальше… События, известные каждому со школьной скамьи, но известные уже только в общих чертах, обрастают подробностями человеческих судеб. В центре внимания — она, Жанна, простая французская девушка из провинции, увидевшая «знаки» свыше, услышавшая голоса, которые говорят ей об ее избранности. Она легко верит всему, потому что знает: это так. Люди трезвые и приземленные настроены скептически, ее легче счесть за сумасшедшую, чем принять всерьез.
И тот эмоционально высокий градус, который был взят с первых минут, не понижался, а укреплялся все новыми впечатлениями. Вот Жанну уговаривают остаться, приводят здравые доводы… Но «голоса» укрепляют ее решимость. Вот она уже разговаривает с дофином, будущим королем Франции… Вот она уже добивается результатов…
А вокруг плетутся интриги, интриги… Огромный шар хитросплетений катится на нее, катится на всех нас. Задник зеркалит всю ситуацию в зрительный зал, как бы говоря: никто не застрахован от чудовищных интриг, от чудовищной несправедливости… Не зарекайтесь! Никто!
В конце концов Жанна пала жертвой этих интриг — и в самом деле, кому во власти нужны живые герои? Они сделали свое дело — они могут уйти. При необходимости им уйти помогут. Если же они и впрямь чего-то стоят, если заслуги их помнятся — их, героев, можно возвеличивать сколько угодно. Хоть святыми объявить! Но — после смерти. Вот и Жанну канонизировали. Правда, сперва сожгли на костре как еретичку…
Трудно сказать, предвидела ли такой исход событий провинциальная девочка Жанна, «избранная» то ли высшими силами, то ли судьбой. Но иначе она не могла — и в этом, как заявлял еще в процессе работы режиссер Геннадий Шапошников, для него главная загадка этой личности, и притягательность, и повод для восхищения.
Такова основная канва событий, и, думаю, я не особенно раскрыла здесь интригу спектакля: как-никак, хоть что-то из истории помнят сидящие в зрительном зале. Но интересна не только сверхидея спектакля, но и его форма.
Это не просто заявленная на афишах рок-опера — это рок-опера, рожденная в театре, можно сказать — всей постановочной группой. Любители иркутской драмы знают: в труппе театра немало поющих артистов, которые уже не раз показали себя. Ни одна концертная программа не обходится без вокальных номеров дуэта Евгений Солонинкин — Степан Догадин, без выходов на сцену Анны Дружининой и Надежды Савиной, Александра Братенкова, Дмитрия Акимова, Олега Матэрна и других артистов. Есть и своя рок-группа, которая также была уже задействована в молодежном проекте «Ромео&Джульетта». И было совершенно очевидно, что музыкально-вокальным дарованиям актеров тесновато в рамках обычных, драматических спектаклей, уже и зритель ждал от них «чего-то эдакого»…
И вот форма найдена. Музыкальный спектакль. Тема тоже определилась. Не буду вторгаться в загадки и непредвиденные повороты творческого процесса: почему поводом к размышлениям и театральным построениям послужило именно это событие в истории, а не какое-то иное, почему не готовый материал взят к постановке. Допускаю, что театру так было интереснее. И вот — создавалось либретто (Шапошников), стихи (привлеченный автор — коллега из музыкального Александр Айдаров), сценография… Музыку к действию написали гитарист Олег Запорожец и барабанщик Александр Армаш. Постановку осуществил художественный руководитель театра Геннадий Шапошников (опыт постановок музыкальных спектаклей у него уже есть, и опыт удачный). В результате совместного творчества рождаются несколько основных музыкальных тем, красивых в вокальном отношении, — думаю, зритель оценит их, запомнит и полюбит. Это и сольные партии, и ансамблевые — и все звучит в исполнении артистов безупречно.
В центральной роли Жанны заняты две артистки — Анна Дружинина и Надежда Савина (мне довелось увидеть Анну). И в связи с этим образом хочется заметить следующее. То, что в спектакле заняты драматические артисты, делает его психологически глубоким; то, что артисты поют и вокал их достаточно профессионален, — добавляет новые краски и черты их героям. Анна Дружинина вокально одаренный человек, как и многие ее коллеги, поэтому ее героиня так потрясает зрителя.
На сцене в других ролях — Александр Ильин, Степан Догадин, Евгений Солонинкин, оба Алексеи Орловы, Алексей Лобанов, Олег Матэрн, Дмитрий Акимов.
Дополнительные пластические образы демонов, или, точнее, всякой нечисти вообще, не обязательно сверхъестественной — немало таких и среди обывателей, — создаются артистами для того, чтобы убедить зрителя в сложности ситуации вокруг Жанны. Это те же интриги, зависть, неверие, подлость — словом, все те пороки, которые мешают человечеству быть совершенным. Серость и посредственность не выносят яркости чьего-то таланта, благородства, высоты помыслов и поступков. Постановщик пластических номеров Ольга Семаева выражает это образно и убедительно. Целая актерская группа столь же блистательно, как и вокалисты, выполняет эту задачу.
Костюмы для «демонов» — полуфантастических существ, воплощения пороков, — соответствующие: они кажутся выходцами из ада… Художник по костюмам Оксана Готовская реализовала свои (и режиссерские?) фантазии также на уровне.
Замечательна вся сценография спектакля. Можно даже сказать, что перед нами разворачивается световое представление (художник по свету Сергей Скорнецкий). Мы уже говорили о красно-черной гамме, которая временами сменяется черно-белой графикой, затем снова — эти кроваво-огненные сполохи. Прожектора добавляют реальной истории символичности, доведенной до мифологии, — не случайно тема Жанны и сегодня муссируется в среде «исследователей», которые взялись разоблачать всё и вся. «Клеветнические нападки на образ Жанны Девы можно назвать частным проявлением настоящей эпидемии дискредитации великих имен, которая в наше время распространяется по планете», — цитирует театр в программке.
В собственных действиях театра можно увидеть стремление обратное — реабилитацию одного из таких имен. Реабилитацию Жанны Орлеанской.
Премьера была бурной — зрители аплодировали истово, долго не отпуская артистов. Первая проверка на публике прошла успешно! Есть все основания считать, что репертуар театра пополнился ярким спектаклем, который не останется незамеченным.
Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Фото Анатолия Бызова, специально для «Байкальских вестей»