Полный текст интервью заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления генерал-лейтенанта юстиции Сорочкина Александра Сергеевича Информационному агентству «Гарант», состоявшегося 22 апреля 2011 года
Краткая биография
С 1 декабря 2007 года по 15 января т.г. Александр Сергеевич Сорочкин исполнял обязанности заместителя Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации – руководителя военного следственного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 31 марта т.г. № 372 генерал-лейтенант юстиции Сорочкин А.С. назначен на должность заместителя Председателя Следственного комитета Российской Федерации – руководителя Главного военного следственного управления.
Александр Сергеевич родился в 1958 году в г. Старый Оскол Белгородской области. С 1977 по 1980 год проходил срочную службу в пограничных войсках КГБ СССР. В 1985 году окончил следственный факультет вуза, в 1991 году – аспирантуру. Является кандидатом юридических наук по уголовному праву. В общей сложности около 10 лет проработал
на оперативных и следственных должностях в органах государственной безопасности. До прихода в Следственный комитет занимал должность заместителя начальника следственного управления ФСБ России.
В 2008 году за заслуги в укреплении законности и правопорядка Указом Президента Российской Федерации присвоено почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации». Женат, имеет 2 детей и внука.
* * *
Военные следственные органы, являющиеся составной частью Следственного комитета Российской Федерации, созданы 15 января т.г. в соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации». Указом Президента Российской Федерации от 14 января 2011 года № 38 установлена предельная численность военных следственных органов Следственного комитета в количестве 2034 единицы. Три четвертых
от указанного количества составляет штатная численность офицеров.
Структура военных следственных органов приведена в соответствие с новым военно-административным делением Российской Федерации, установленным Президентом Российской Федерации. В частности, помимо Главного военного следственного управления, организационно входящего в состав центрального аппарата Следственного комитета, она включает в себя 9 военных следственных управлений по военным округам и флотам,
в состав которых входят 140 военных следственных отделов гарнизонного звена. Шесть из них в настоящее время дислоцируются на территории иностранных государствах, где в соответствии с международными договорами находятся российские войска, в их числе:
- Армения (г. Гюмри),
- Украина (г. Севастополь),
- Таджикистан (г. Душанбе),
- Абхазия (г. Гудаута),
- Южная Осетия (г. Цхинвал),
- Казахстан (г. Приозерск).
В соответствии с Федеральным законом «О Следственном комитете Российской Федерации» военные следственные органы Следственного комитета осуществляют свои полномочия в сфере уголовного судопроизводства в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
- Каждый из нас зачастую сталкивается с разрозненной информацией по тем или иным уголовным делам. Вам же видна общая картина состояния преступности в силовых ведомствах. Если, конечно, это не военная тайна, то какой она была в 2010 году?
- Согласно требованиям федерального законодательства сведения о фактах нарушения законности органами государственной власти и их должностными лицами не подлежат засекречиванию. Так что в этой информации нет ничего секретного.
В минувшем году в производстве военных следственных органов Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации находилось более 24 тысяч уголовных дел. Из этого количества непосредственно в 2010 году принято к производству около 21 тысячи уголовных дел, окончено производство по 11 тысячам уголовных дел.
Общее количество преступлений, зарегистрированных в 2010 году, сократилось более чем на 17 %. Впервые за много лет лидером этого процесса стали Вооруженные Силы РФ – уровень преступности за минувший год снизился здесь почти на 20 %. Второй год подряд позитивные сдвиги на этом направлении демонстрируют внутренние войска МВД России – здесь снижение составило более 11 %. Улучшилась криминогенная обстановка
в Спецстрое России, несколько ухудшилась в пограничных органах ФСБ России, организациях МЧС России и ФСО России.
- Какие преступления совершались чаще всего?
- В 2010 году во всех федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, совершено немногим более 14 тысяч преступлений. Почти 37 % от этого количества составили преступления против военной службы, четверть – преступления против собственности, около 23 % – преступления против интересов государственной службы.
- Какие тенденции выявило подведение итогов работы военных следственных органов за минувший год?
- Продолжилось снижение количества преступлений, совершенных офицерами. Так, если в 2009 году по сравнению с 2008 годом было зарегистрировано на 4 % меньше преступлений, совершенных этой категорией военнослужащих, то в минувшем году этот показатель уменьшился уже на 17 %.
Следует отметить также снижение уровня преступности среди рядового и сержантского состава, проходящего военную службу по контракту. В 2010 году за этой категорией военнослужащих зарегистрировано на 44 % меньше преступлений, чем годом ранее. Одновременно с этим во всех военных округах и флотах произошел всплеск числа преступлений, совершенных военнослужащими по призыву.
По некоторым составам преступлений этой категорией лиц совершено основное количество уголовно наказуемых деяний. Ими, например, совершено более 90 % из всех учтенных нарушений уставных правил взаимоотношений и вымогательств.
Мне самому довелось служить срочную службу в пограничных органах. Поэтому не понаслышке знаю, на чем и как строятся отношения между ровесниками в воинском коллективе. Но тогда все служили два года и основное количество случаев «казарменного хулиганства» приходилось на долю военнослужащих последнего (четвертого) периода службы, количество которых не превышало 25 % личного состава. Сокращение срока службы до одного года привело к тому, что теперь «старослужащими» себя считают чуть ли не половина из тех, кого призвали. А если на эти амбиции еще накладываются пробелы в воспитании, с которыми молодой человек уже пришел в армию, то командиру за таким «защитником Отечества» глаз да глаз нужен.
Отчасти эти изменения произошли вследствие сокращения численности офицеров-воспитателей в войсках. Свято место, как известно, пусто не бывает. Анализ следственной практики показывает, что образовавшуюся брешь в системе воспитания неминуемо занимают неформальные лидеры, которые влияют на психологический климат
в воинских коллективах.
- Коррупционные проявления в нашей стране отнесены к системным угрозам безопасности самого нашего существования. Как военные следователи защищают наше общество от этой угрозы?
- Активной работой на этом направлении. Судите сами, несмотря на тенденцию последних лет к снижению общего количества учтенных преступлений, ситуация с этой категорией преступлений отличается с точностью до наоборот. В общей массе удельный вес преступлений коррупционной направленности постоянно растет. Так, если в 2007 году
он составлял 7 %, в 2008 – 11,3 %, в 2009 – 14,3 %, то в 2010 – уже 17,5 %. Цифры, что называется, говорят сами за себя.
Только за 1 квартал т.г. размер материального ущерба, причиненного государству преступлениями коррупционной направленности, по уголовным делам возбужденным военными следственными органам Следственного комитета превысил 176 миллионов рублей.
В 2010 году военные следователи возбудили 16 уголовных дел в отношении высших офицеров, совершивших коррупционные преступления. В этот же период в суд направлено 12 уголовных дел в отношении указанной категории лиц, в текущем году еще 1 уголовное дело. В настоящее время в производстве военных следователей находится 11 уголовных дел в отношении 11 высших офицеров.
- Раньше считалось, что офицерский корпус - это становой хребет российской армии. Теперь же получается, что он все более начинает смахивать на её «могильщика». Неужели офицерская преступность захлестнула нашу армию?
- Давайте для начала разберемся в понятиях. Я, например, считал
и считаю, что выражение «офицерская преступность», которое с легкой руки журналистов стало распространяться в нашем обществе, мягко говоря, неточно. Это ведь не то же самое, что воинские преступления. Их круг строго очерчен Уголовным кодексом Российской Федерации, где они, кстати сказать, именуются преступлениями против военной службы. К их числу отнесены такие специфические преступления как, например, неисполнение приказа, дезертирство, нарушение правил несения боевого дежурства, оставление погибающего военного корабля и целый ряд других. Коррупционные же преступления, о которых мы с вами говорили, не относятся к тем преступлениям, которые совершают исключительно военнослужащие.
Не так давно, например, стало известно, что согласно статистики больше всего мздоимцев среди врачей, преподавателей вузов и рядовых сотрудников органов внутренних дел. Но даже после этого никому и в голову не придет начать использовать выражение типа «учительская преступность» или «врачебная преступность». В свете этого, скажите мне, в чем провинились офицеры? Чем вызвано такое неуважение к ним?
Безусловно, есть в офицерском корпусе те, кто позорит это высокое звание. Например, почти 87 % всех коррупционных преступлений, учтенных за первый квартал т.г., совершили военнослужащие и гражданский персонал Вооруженных Сил Российской Федерации. Вместе с тем, на 50 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось количество данного вида преступлений в Спецстрое России, на 46 % -
в пограничных органах ФСБ России, на 45 % - во внутренних войсках МВД РФ.
Да и в самих Вооруженных Силах не все столь однозначно. Так, например, за три месяца т.г. наибольшее количество преступлений коррупционной направленности зарегистрировано в военных следственных органах по Южному, Восточному, Западному и Центральному военным округам. В то же время в военных следственных органах по Балтийскому
и Северному флотам этот показатель по сравнению с аналогичным периодом 2010 года сократился на 44 и 16 % соответственно.
- Итогом работы любого следователя является направление уголовного дела в суд. Скажите, чего добились в борьбе с коррупцией военные следователи за прошедший год?
- В суд направлено 775 уголовных дел коррупционной направленности в отношении 879 лиц. Если же говорить не только о коррупционных преступлениях, то всего в 2010 году военные следователи направили в суд чуть более 9 тысяч уголовных дел в отношении почти 10 тысяч обвиняемых.
- Опыт показывает, что даже реальная угроза лишения свободы не удерживает коррупционеров от совершения преступления. Они больше боятся потерять наживу, нежели свою свободу. Выступая осенью минувшего года перед членами Федерального Собрания Президент высказался за введение кратных штрафов за взятки. А есть ли у Вас предложения, которые, на Ваш взгляд, помогли бы переломить ситуацию в этом вопросе?
- Прежде всего, хочу сказать, что мы полностью поддерживая идею Президента о введении кратных штрафов. Судите сами, только за 2010 год преступлениями коррупционной направленности, предварительное следствие по которым вели военные следователи, составил 1,5 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 года данная сумма выросла более чем в 2 раза!
На наш взгляд, для повышения эффективности борьбы
с коррупционными проявлениями нужно «реанимировать» механизм конфискации имущества преступников. До 2003 года, например, конфискация применялась в отношении всего имущества виновного лица, сегодня же, в соответствии с положениями ст. 44 УК РФ, она даже не является видом наказания.
Состав преступлений, на которые распространяется конфискация сегодня, предусмотрен главой 15.1 УК РФ. Однако он носит ограниченный перечень и не охватывает основные составы коррупционной направленности, в том числе, например, легализацию доходов, полученных преступным путем.
В этой связи полагаю было бы целесообразно ввести конфискацию имущества в качестве вида наказания за совершение особо тяжких преступлений, а также преступлений коррупционной направленности.
К слову сказать, аналогичная норма заложена в рекомендациях группы государств против коррупции (ГРЕКО) о введении в уголовное законодательство Российской Федерации понятия «конфискация in rem».
- В последнее время в СМИ все чаще стали появляться сообщения о конфликтах между военнослужащими на межнациональной почве. Насколько остро стоит сегодня этот вопрос в армейской среде?
- Действительно, конфликты на межнациональной почве имеют место в воинских коллективах. У каждого из них свое начало, а вот финал зачастую одинаков.
В свое время, например, много шума наделала история с появлением
в Интернете фотографии на которой телами 26 военнослужащих на земле было выложено слово «KAVKAZ». По результатам рассмотрения в суде данного уголовного дела, предварительное следствие по которому провел военный следственный отдел Следственного комитета России по Калининградскому гарнизону, семеро военнослужащих Балтийского флота, проходивших военную службу по призыву, признаны виновными
в совершении преступления, предусмотренного п.п. «б» и «в» ч. 2 ст. 335 УК РФ (нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности, совершенное группой лиц в отношении двух и более лиц). Шестеро из них приговорены к лишению свободы на срок от 1 года до 3 лет, один осужден
к 1,5 годам лишения свободы условно с испытательным сроком 2 года.
Или другой пример. В том же Интернете появилась фотография на которой «горе-вояка» сфотографировался на фоне восьми своих сослуживцев на головах которых латинскими буквами пеной для бритья было написано слово «Dagestan». По результатам рассмотрения в суде данного уголовного дела, предварительное следствие по которому провел военный следственный отдел Следственного комитета России по Тоцкому гарнизону, указанный военнослужащий признан виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «б» ч. 2 ст. 335 УК РФ и приговорен к лишению свободы сроком на 1,5 года с содержанием в дисциплинарной воинской части.
Военным следственным отделом Следственного комитета России по Псковскому гарнизону окончено предварительное следствие по уголовному делу в отношении четырех военнослужащих войсковой части 29760. Как установило следствие, под угрозой насилия указанные лица забрались на плечи к четырем своим сослуживцам, вручили одному из них флаг республики из которой они родом, после чего начали фотографироваться. В настоящий момент данное уголовное дело направлено в Псковский гарнизонный военный суд для рассмотрения по существу.
Зачастую средства массовой информации очень бурно реагируют на каждый подобный случай. Порой даже можно услышать призывы к созданию воинских формирований по национальному принципу. Сразу оговорюсь, это не наша компетенция. Уверен, что Министерство обороны может и способно самостоятельно разобраться с этим вопросом.
Со своей стороны хочу обратить ваше внимание на один очень важный момент. С легкой руки некоторых журналистов в нашем обществе начало складываться мнение о том, что в последнее время нашу армию захлестнула волна конфликтов на межэтнической почве. При этом в несколько одиозном свете выставляются призывники из республик Северного Кавказа, якобы они главная причина всех этих неурядиц. Должен Вас разочаровать. Проведенный нами анализ показывает, что на протяжении последних трех лет количество неуставных посягательств, совершенных указанными лицами в отношении военнослужащих других национальностей, остается практически неизменным (в 2008 году – 359, в 2009-м – 330, в 2010-м – 337). Годовые колебания этого показателя изменяется в пределах от одного до двух десятков преступлений.
В то же время, должен отметить, что у самих конфликтов на национальной почве нет «национальности». И вот тому самый простой пример. В минувшем году на основании доказательств, собранных военным следственным управления Следственного комитета Российской Федерации по Сибирскому военному округу, суд признал военнослужащего войсковой части 3481 старшего лейтенанта Евгений Халепчука виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 1 и п. «б» ч. 2 ст. 282 УК РФ (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, в том числе с использованием своего служебного положения).
Следствие и суд установили, что используя свой персональный компьютер офицер разместил в сети Интернет видеоматериалы, направленные на возбуждение ненависти и вражды, на унижение человеческого достоинства по признакам расы, национальности, языка и происхождения. Идеологию превосходства одной нации над другой офицер высказывал и в беседах со своими подчиненными. Находясь на территории воинской части, носил одежду с изображением нацисткой символики.
За совершение указанных преступлений суд приговорил офицера к штрафу в размере 160 тысяч рублей, а также лишил его права занимать на государственной службе и в органах местного самоуправления должности, связанные с осуществлением организационно-распорядительных полномочий сроком на 5 лет. После вступления приговора в законную силу офицер был уволен.
Согласно данным социологического исследования, проведенного в конце 2010 года, каждый пятый опрошенный военнослужащий с неприязнью относился к своим сослуживцам других национальностей, примерно такое же количество опрошенных отметили, что данная неприязнь сформировалась у них именно во время прохождения военной службы. Подобные настроения в нашем многонациональном государстве и тем более в армейской среде не могут не вызывать беспокойство. Безусловно, данному вопросу нужно уделять как можно больше внимания и военные следственные органы не стоят в стороне от этой работы.
- Александр Сергеевич, по роду деятельности Вам приходится знакомиться с огромным количеством уголовных дел. Изучая их фабулу, мотив, в соответствии с которым действовал преступник, Вам, случайно, не приходил в голову рецепт сокращения количества преступлений?
- Рецепт есть, и он известен всем: каждому нужно честно исполнять свои обязанности. Одно только это позволило бы нам избежать огромного количества преступлений. Смотрите что происходит. Сейчас в производстве военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Балтийскому флоту находится уголовное дело в отношении служащего, а также командира одной из воинских частей, обвиняемых
в совершении преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ (хищение чужого имущества, вверенного виновному, совершенное с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере). Предварительно установлено, что с июля по декабрь минувшего года с территории склада незаконно вывезено около 50 тонн дизельного топлива, которое в последующем реализовано сторонним лицам. Указанными действиями государству причинен ущерб на сумму свыше 700 тысяч рублей.
Первые несколько месяцев злоумышленники использовали для этих целей гражданский автомобиль. Единственным препятствием, которое у них при этом возникло, явились матросы, несущие службу на контрольно-пропускном пункте. Добросовестно исполняя свои обязанности, они всякий раз останавливали гражданскую машину и требовали у водителя документы, подтверждающие законность въезда-выезда с территории склада. Командиру части приходилось лично всякий раз «решать» возникающую проблему, отдавая незаконные распоряжения о пропуске данного автомобиля.
Если обычные матросы смогли создать столько проблем у расхитителей, то можете представить себе, как могла бы измениться ситуация, если бы хотя бы один из тех, кому по долгу службы доверено охранять государственное имущество, не смалодушничал.
Или взять другой пример. Решением суда контролер пограничного управления ФСБ России по Омской области прапорщик Альберт Осепьян признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия).
В ходе предварительного следствия, проведенного военным следственным отделом Следственного комитета России по Омскому гарнизону установлено, что в январе минувшего года военнослужащий за 1,5 тысяч рублей незаконно проставил в 3 паспортах и 3 миграционных картах граждан Республики Узбекистан оттиски, закрепленного за ним дата-штампа, свидетельствующего о якобы произведенном ими пересечении указанными лицами Государственной границы Российской Федерации. Полученными в качестве взятки денежными средствами военнослужащий распорядился по своему усмотрению. Решением суда Осепьян А.Р. приговорен к 1 году лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Вот и судите теперь сами, кому чего не хватает для того, чтобы честно исполнять свой воинский и служебный долг.
- Как бы Вы охарактеризовали работу своих подчиненных?
- Результативной и напряженной. На протяжении последних нескольких лет, например, нам удалось добиться раскрытия практически всех тяжких и особо тяжких преступлений.
При этом следственная нагрузка на военных следователей заметно превышает аналогичный показатель работы их гражданских коллег. Так, по находящимся в производстве уголовным делам в среднем она составила 4,5 уголовного дела на одного следователя в месяц, а по оконченным производством – 1,9 уголовного дела в месяц на одного следователя.
- Применялись ли в минувшем году меры государственной защиты в отношении участников уголовного судопроизводства?
- Если говорить в абсолютных цифрах, то практически каждый день. Судите сами, в течение 364 дней военные следователи вынесли постановления в отношении 358 лиц, нуждающихся в государственной защите. Учитывая специфику нашей деятельности, в 9 из 10 случаев мы прибегали к переводу лица из одной воинской части в другую.
В минувшем году данная мера применялась в отношении 334 лиц. По понятным причинам чаще всего ее использовали в отношении потерпевших – 181 человек. Применяли ее и в отношении свидетелей – 101 человек. Реже всего в отношении лиц, от которых могла исходить угроза защищаемому лицу, – 52 случая. Использование этой меры позволило эффективно нейтрализовать круговую поруку, а также предотвратить оказание давления на участников уголовного судопроизводства.
Еще одной мерой, которую применяли в минувшем году военные следователи, явилось обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице. Ее использовали в отношении 24 лиц. Зачастую это очевидцы совершения преступления. Данная мера защиты применялась к ним не только на стадии проведения предварительного следствия,
но и в ходе рассмотрения уголовного дела в суде. С этой целью обеспечивалась явка указанного лица в судебное заседание отдельно от других свидетелей и подсудимых. А его допрос происходил в режиме реального времени, но при этом «засекреченный» очевидец находился в отдельной комнате и давал показания через микрофон, подключённый
к аппаратуре, изменяющей голос.
Не обошлось в минувшем году и без применения мер государственной защиты в отношении 3 работников военных следственных органов. Во всех случаях угроза их жизни и жизни родных и близких явилась следствием выполнения ими своих профессиональных обязанностей. Для ее нейтрализации нам пришлось применять все установленные законом меры, вплоть до обеспечения личной вооруженной охраны указанных лиц.
Возможно, именно поэтому считаю, что главным итогом нашей работы на этом направлении в 2010 году является тот факт, что нам не пришлось применять меры социальной поддержки, потребность в которых, как известно, возникает в случае гибели или смерти защищаемого лица либо причинения ему телесного повреждения или иного вреда здоровью.
- 15 января т.г. Следственный комитет Российской Федерации вышел из системы органов прокуратуры. Какие еще изменения ждут военных следователей в этом году?
- Вы абсолютно верно описали главные для нас события наступившего года. Действительно, впервые за всю историю Советского Союза и Российской Федерации образован абсолютно независимый следственный орган, в функции которого входит осуществление предварительного следствия по очень широкой категории дел. С легкой руки Ваших коллег-журналистов его уже окрестили следственным локомотивом страны.
Мы гордимся тем, что руководство страны считает нас его неотъемлемой частью. В принятом Государственной Думой Федеральном законе «О Следственном комитете Российской Федерации» военным следственным органам, например, посвящена целая глава, статус нашего центрального аппарата поднят до уровня Главного военного следственного управления. Штатная численность военных следственных органов оставлена неизменной, что лично для нас является свидетельством высокого доверия, которое нам оказано. Не менее важным обстоятельством явилось и сохранение военной службы в военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации. Мы твердо убеждены,
что качественно расследовать преступления в отношении военнослужащих могут только те, кто знает об этой самой службе не понаслышке.
Что же касается Вашего вопроса относительно того, что же нас ждет дальше. Ответ один – трудная и кропотливая работа.
Пресс-служба Главного военного следственного управления Следственного комитета Российской Федерации
"Байкал24"