В Улан-Удэ повсеместно нарушают авторские права

Представитель российского авторского общества (РАО) работает в Улан Удэ всего несколько месяцев, но уже выявил массу нарушений в соблюдении прав на интеллектуальную собственность. Незаконно используют объекты авторского права и известные телекомпании, и радиостанции, и театры, и кинотеатры, и питейные заведения города.

Несмотря на то, что управление авторскими правами в России существует уже более 130 лет, для Улан-Удэ это что-то из разряда сверхнового и непонятного. Что уж говорить об обычных гражданах, если даже профессиональные юристы иногда не понимают, о чем им хочет сообщить инспектор РАО.

Юрист Борис Матюшенко, вступив в общественную общероссийскую организацию по управлению правами на коллективной основе и начав работать в Улан-Удэ, и не предполагал, что тема его научной работы, связанная с законом об авторских правах, является столь актуальной.

- В России настоящих специалистов по авторскому праву – единицы, а работы – непочатый край. Я, начав работу в январе, решил широко взяться за рестораны, бары и кафе, потому что здесь наиболее часты нарушения авторского права, - рассказывает Борис.

Учитывая то, что объектов внимания представителя РАО в городе большое количество, и фронт работ у инспектора внушительный, можно понять, почему в разные годы, начиная с 2002 года, представители РАО в Бурятии попросту «ретировались», проработав какое-то время. Так, к примеру, войну нарушителям авторского права объявляла несколько лет назад Ирина Орсоева. Она, в частности, добилась иска к различным кинотеатрам города, которые враз открывшись, параллельно начали и нарушать авторские права. Незаконно используя саундтреки известных фильмов, идущих тогда в прокате. Судилась Ирина и с кинотеатром «Прогресс», и с «Саган Морином», и с «Октябрем». Кстати, большинство исков были удовлетворены. Хотя кинопрокатчики до сих пор не могут понять, в чем они нарушают права, и в чем несанкционированность публичного исполнения музыки фильмов, которые они прокатывали.

Был период, когда в городе попросту не было инспектора РАО. Естественно, это и повлекло массу нарушений. Борис Матюшенко считает, что причиной всему – правовая безграмотность, и при каждом посещении интересующего заведения он вручает, в первую очередь выписку, из законодательных актов и информацию о РАО. В этом случае, хоть в тысячный раз не нужно объяснять людям, что и зачем.

- Я работаю один и достаточно тяжело отслеживать то, что происходит в городе, не говоря уже о районах республики. Вот, мне, к примеру, в план работы поставили еще и контроль над общественным транспортом. А ведь для прокуратуры нужны будут доказательства того, как происходит, к примеру, демонстрация музыки в маршрутном такси – из радио или с диска, - говорит Борис.

Горожане, каждый день слушая музыку в «маршрутках», и не догадываются, что при этом происходит грубейшее нарушение прав автора звучащей песни. Но отследить каждый автобус просто не представляется возможным. Вначале своей работы Матюшенко сделал рейд по городу и попросту составил длинный список нарушителей. Затем с этим списком обратился в прокуратуру с просьбой провести проверку. На это правоохранительные органы задали массу вопросов как вообще об авторских правах, так и о дополнительных доказательствах нарушений.

- Хотя даже сейчас мы сидим в этой кофейне, и здесь незаконно звучит мелодия, - замечает Борис.- А в клубах, например, в ответ на мои претензии, говорят, что купили лицензионный музыкальный диск и потому имеют право его использовать на дискотеке. В том-то и дело, что имеют право только слушать сами. А как только диск начинают слушать третьи лица, тем более многочисленная аудитория клуба, начинается нарушение авторских прав. Ну, это же даже на самом диске написано, если он лицензионный.

Конечно, есть владельцы заведений, которые вполне с пониманием относятся к этой теме и готовы делать ежемесячные отчисления в пользу правообладателей. Но их в городе пока единицы.

Что уж говорить, если даже театры, с которыми уже давно заключены договоры об использовании интеллектуальной собственности, стараются обойти закон. В Улан-Удэ, например, этим отличается Театр оперы и балета. В частности, в театре не включили в списки отчетности широко разрекламированный спектакль «Кармен». А, следовательно, не сделали отчисление в пользу автора спектакля. Он, в свою очередь, обратился с этим в РАО. Однако представители театра, по словам инспектора, упорно пытаются обойти закон. Автору из театра посылались формальные отписки, хотя спектакль прошел с успехом, и его можно назвать коммерческим проектом.

Что касается кинотеатров, то только с кинотеатрами господина Покацкого у РАО заключены договоры о предоставлении прав на соответствующие способы использования объектов авторских прав. У остальных кинотеатров договоров нет и заключать их они пока не торопятся. В общем, работы инспектору в Улан-Удэ хватит на многие годы. Если он, конечно, тоже не оставит это дело.

Творческие люди в республике, хоть и вяло, но начинают задумываться о своих правах. Так, например, заключить договор с РАО собирается Цырен Шойжонимаев, директор продюсерского центра «Ветер Востока» и автор знаменитой «Туруушн Дуран».

Конечно, не только известный хит стал причиной обращения Шойжонимаева в российское авторское общество. Где только нынче не звучит эта песня. Но за 20 лет со дня создания хита автору лишь один раз была выплачена некоторая сумма от компании, занимающейся созданием рингтонов.

Борис Матюшенко надеется, что авторы произведений в Бурятии все же, наконец, поймут, что только им принадлежит исключительное право использовать свое творение.

- Меня мой предшественник, передавая дела, который, судя по всему, не смог работать дальше, даже спрашивал, смогу ли я с этим работать. Я все же надеюсь серьезно взяться за соблюдение авторских прав в городе. Пока начну с малого. Но надеюсь, что в дальнейшем расширю филиал, открою офис, которого сейчас просто нет. А у меня столько документации… Только по ресторанам две большие китайские сумки. И если бы не мама-бухгалтер, которая помогает мне, не знаю, как бы я с этим разобрался, - признается Борис.

Он считает, что и в законе об авторских правах есть свои просчеты. Такие, например, как равная юридическая ответственность ресторана и какого-нибудь хора ветеранов. При этом ресторан получает прибыль, а старики просто поют на праздниках бесплатно. Впервые на такой казус обратили внимание в Самаре, где хору ветеранов предъявили иск. И в Улан-Удэ такое тоже возможно. Впрочем, известно, что недавно РАО выступило с инициативой к правительству РФ внести изменения в закон, где как раз такие нюансы будут разграничены

Российское Авторское Общество (РАО) - некоммерческая общественная организация, созданная авторами для реализации и охраны авторских прав в сфере интеллектуальной деятельности. Общество действует на основе принципов добровольного и равноправного членства и демократического самоуправления. РАО осуществляет свою деятельность на всей территории Российской Федерации, в соответствии с Уставом РАО. Согласно 4-й статье Гражданского кодекса все учреждения, где звучит музыка, транслируются телеканалы или радиостанции, будь то ночной клуб, ресторан или маршрутное такси, обязаны заключать договоры с РАО и отчислять авторские гонорар. За соблюдением авторских прав в Бурятии следит Дальневосточный филиал (г. Хабаровск). Информацию о представителях (инспекторах) на указанных территориях пользователи произведений могут получить по тел. (4212) 32-54-95.

"Вечерний Улан-Удэ-Неделя"

впервые опубликовано на сайте



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ