Они не смогут самовольно сойти с рейса и даже превысить скорость. За ними будет наблюдать навигационная спутниковая система ГЛОНАСС
В 2011 году всех перевозчиков пассажиров и грузов страны заставят подключиться к навигационной системе. Для этого каждой машине необходим бортовой терминал или датчик, которые водители будут покупать за свой счет. В среднем каждый аппарат обойдется им в 25 тысяч рублей. Тех, кто откажется от нововведения, ждет административное наказание.
Контролировать водителей маршрутных такси и автобусов будут в соответствии с Федеральным законом №22 "О навигационной деятельности".
Превышали скорость
В Улан-Удэ новые аппараты появились еще в прошлом году. Тогда муниципалитет затратил около одного миллиона рублей на покупку 76 спутниковых датчиков. Еще 15 ждут в ближайшее время, чтобы дооснастить ими муниципальные автобусы.
- Но даже в этом случае у нас будет подключено к системе только три процента от всего автопарка, - рассказал на пресс-конференции Василий Мадасов, начальник муниципального Управления службы контроля пассажирских перевозок Улан-Удэ.
Уже в первые дни после установки системы операторы обнаружили грубые нарушения в работе водителей. Самым частым было превышение допустимой скорости. Вместо положенных 60 км/ час они ездили по городу со скоростью 80 - 85 км/час.
- Теперь те водители, на чьих машинах установлены датчики, скорость не превышают, - говорит Мария Киямова, эксперт службы контроля.
Сократилось отставание от графика
Спутниковый контроль повысил дисциплину и по выполнению рейсов. Неоднократно водители 77 (С) маршрута не заходили в поселок Сокол и самовольно меняли маршрут на 77. Почти такая же ситуация возникла с маршрутом №40, который не заходил в 102 микрорайон.
Система позволила увидеть сход машин по причине поломки или ДТП.
- Раньше маршрутчики из-за внештатных ситуаций уезжали без предупреждения, то есть маршрут оставался незакрытым, - объясняет Мария Киямова.
Благодаря новшеству сократилось отставание от графика. Если раньше автобусы могли опередить или отстать от графика почти на час, то теперь разница лишь в 15 минут. Да и то чаще всего по объективным причинам, связанным с пробками на дорогах и железнодорожных переездах.
Система совершенно не нужна
Плюсы отмечают и сами водители автобусов, на которых уже существует система. Виталий Любовников работает на пассажирских перевозках уже 12 лет и знает, что на Западе такой системой пользуются давно. Теперь и у него появился навигационный датчик. Правда, пока система в Улан-Удэ не доработана.
- Например, я сейчас вызываю диспетчера на голосовую связь, а связи нет, - жалуется водитель, - а стоял бы тут еще небольшой монитор, чтобы я видел впереди, что творится на дороге.
Но дорогостоящий датчик на автобус Виталий Любовников покупал не сам, за него заплатила администрация города. Те водители, которым придется покупать бортовой терминал самим, новшеству не очень-то рады.
- Конечно, я против. Во-первых, дорого. Да и почему я на свою личную машину должен устанавливать такой датчик? Была бы она не личная, а мне бы ее кто-то дал, как вон автобусы дают. Да и система эта совершенно не нужна, - негодует Виталий Матвеев, водитель маршрута №134.
К ГЛОНАСС подключат:
65 трамваев
90 муниципальных автобусов
132 коммерческих автобуса
1800 тысячи коммерческих микроавтобусов
Что такое ГЛОНАСС?
Глобальная навигационная система состоит из 24 искусственных спутников Земли. По радиосигналам спутников приемники пользователей определяют текущие координаты местоположения объекта.
Навигатор состоит из приемника, который принимает со спутника сигналы, процессора, обрабатывающего данные, и GPRS-модема с сим-картой сотового оператора, который через Интернет передает данные на сервер.
В Улан-Удэ для контроля за пассажирскими перевозками уже есть программное обеспечение. В перспективе расширение системы позволит установить на остановках города электронные табло с точным указанием времени прибытия маршрута.
Обязательному оснащению системой подлежат не только автомобили, но и поезда, морские и воздушные суда, космические средства.
Жанна Молчанова