Второй иркутский город отказался от института сити-менеджеров
Вслед за Братском институт сити-менеджера дал трещину в Ангарском муниципальном образовании (АМО): депутаты местной думы внесли изменения в устав АМО, отменяющие систему управления администрацией специалистом по контракту. Согласно поправкам прямые выборы мэра состоятся при новом составе думы (полномочия нынешней истекают осенью 2015 года). Однако это может произойти гораздо раньше, уже в 2012 году, если Ангарску и Ангарскому району удастся объединиться в единый муниципалитет. По мнению экспертов, возвращение к прямым выборам мэра в АМО дает основания утверждать, что двуглавая конфигурация власти не появится в Иркутске.
Обсуждение поправок в устав Ангарского муниципального образования, в числе которых и переход на систему управления АМО всенародно избранным мэром, длилось около трех часов. Напомним, институт сити-менеджера в территории был введен в 2010 году. Большинством голосов эта поправка была одобрена, она вступит в силу в конце 2015 года, когда истекут полномочия нынешнего состава думы. Но прямые выборы мэра могут быть проведены уже в следующем году, если Ангарск и Ангарский район придут к согласию в вопросах объединения в единый муниципалитет. Конфликт между двумя уровнями власти (сейчас город входит в структуру района, в результате чего многие функции дублируются) длится второй год. Каждая из двух администраций настаивает на своем варианте объединения.
В числе поправок, вносимых в устав АМО, был и вопрос передачи полномочий от городских властей районным с тем, чтобы позднее упразднить администрацию Ангарска. Как сообщили „Ъ“ в районной мэрии, из трех рассматриваемых вариантов объединения этот «самый простой, эффективный и низкозатратный». Два других предусматривают объединение муниципалитетов по итогам референдумов в двух образованиях и внесения изменений в уставы или создание совершенно нового поселения. «Если бы дума проголосовала за передачу полномочий от городской администрации районной, то мы бы уже смогли заняться вопросами сокращения дублирующих друг друга отделов, процесс устранения двоевластия уже бы начался, — заявили „Ъ“ в администрации АМО. — Но коммунисты выступили против, и этот вариант отклонен». Первый секретарь ангарского городского отделения КПРФ Сергей Бренюк сообщил „Ъ“, что в районной думе всего три коммуниста, поэтому фракция партии не могла повлиять на исход голосования. «Кроме нас еще два человека были против, всего на заседании присутствовали 14 депутатов, решение принимается, если две трети согласны», — пояснил он. Господин Бренюк также добавил, что при предложенном варианте объединения повышаются шансы у нынешнего мэра района (он же глава думы) Владимира Жукова возглавить объединенный муниципалитет. «Нам не нравится его стиль управления», — добавил он.
В администрации Ангарска ранее отдавали предпочтение другой модели решения проблемы двоевластия. Муниципалитет собирался по результатам референдума выделить город из состава района, а в будущем, если бы жители трех поселков — Одинска, Саватеевки и Мегета — выразили желание присоединиться к городу, то эти поселения смогли бы войти в его состав микрорайонами. А район, таким образом, был бы упразднен. Вариант объединения, который предлагала районная администрация (тот, что был отклонен думой), в городской называли юридически невозможным. Вопрос устранения ангарского двоевластия теперь решает специально созданная рабочая группа, которую возглавляет заместитель губернатора Иркутской области Валерий Гребенников.
Иркутский политолог Юрий Пронин считает, что если мэры Ангарска и Ангарского района «проявят понимание и встанут выше своих личных интересов», то муниципалитеты смогут найти устраивающий обе стороны вариант решения проблемы двоевластия. «Есть ощущение, что ангарский кризис власти близок к концу, — сказал он. — Предстоит объединить то, что как неудачный пример разъединилось в рамках реализации федерального закона о местном самоуправлении. Думаю, решение вернуть прямые выборы мэра было принято в рамках этого объединения, чтобы оно выглядело убедительно в глазах населения, ведь люди зачастую вопросы определения кандидатуры на пост сити-менеджера воспринимают как договоренности в узком кругу. И если бы данный механизм не отменили, то это создало бы дополнительные сложности при объединении». По мнению Юрия Пронина, внесение изменений в устав АМО по отмене института сити-менеджера также является наглядным симптом того, что такая система управления российскими городами начинает буксовать. «События в Ангарске дают надежду, что прямые выборы мэра сохранятся в Иркутске, где разговоры о введении института сити-менеджера не смолкают с весны 2010 года — момента избрания на должность градоначальника протестным голосованием Виктора Кондрашова», — считает господин Пронин.
Ангарск стал вторым муниципалитетом, где институт сити-менеджера дает сбой. Напомним, в октябре дума Братска, где прямые выборы отменены с апреля 2011 года, а первый «наемник» появился три дня назад, приняла решение провести в 2013 году референдум по определению модели управления городом. Внесенные по его итогам изменения в устав муниципалитета смогут вступить в силу только при новом созыве местного парламента — не раньше осени 2014 года.
Екатерина Еременко