Жители Улан-Удэ, которые частенько бывают в других регионах России, имеют возможность сравнивать, где хуже, а где лучше. Даже с поправкой на присущую нам самокритичность и самобичевание сравнение, зачастую, случается не в пользу Улан-Удэ. Но что особенно бросается в глаза, так это массовая склонность улан-удэнцев к черным одеждам.
то заставляет горожан одеваться во все черное — депрессия, чувство опасности, любовь к темным тонам или нечто другое, — об этом “МК” поговорил с модельером, дизайнером одежды, дипломантом VIII международного конкурса высокой моды национального костюма “ЭТНО-ЭРАТО” Игорем Сарапуловым и врачом-психотерапевтом Василием Гаськовым.
“И наши пиджаки темны все так же…”
Безусловно, Улан-Удэ за эти годы сильно изменился, стал интереснее, ярче, чище, особенно летом. Но, увы, несмотря на внешнюю эволюцию городского стиля, как сказал бы Иосиф Бродский, “…наши пиджаки темны все так же…”. То, что радует глаз в теплое время года (цветы и веселые майки), преображается к первым холодам, и люди, словно вспоминая о тягостных заботах, достают с антресолей черные шубы, черные шапки, черные зимние сапоги и черные же шаровары.
Игорь Сарапулов, модельер и дизайнер женской одежды, четыре года прожил в Москве. Вернувшись на родину, в Улан-Удэ, сразу же почувствовал дискомфорт:
— Это было в первые дни после моего возвращения. Шел в библиотеку, а навстречу мне двигалась стайка молоденьких девушек. Тогда, как и сейчас, я был одет… не скажу, что цветасто, но достаточно броско для Улан-Удэ. Как и сейчас — оранжевые туфли, яркий шарф, светлые брюки… Девушки были уже далеко, когда я вдруг обернулся посмотреть: они стояли, показывая на меня пальцами. Это было не очень приятно.
— Многие говорят, что в Улан-Удэ люди одеваются прилично, но скучно. Я бы сказал — одеваются во все черное. Вы согласны с таким тезисом?
— Наверное, это можно объяснить наступающими холодами. Черные, темные тона впитывают энергию солнца, становится теплее.
— Неужели в ваших оранжевых туфлях вам холоднее, чем мне в черных?
— Конечно, нет! (Смеется). Мне кажется, у людей нет денег, чтобы покупать несколько пар обуви, несколько штанов, курток, шапок — на все стили и случаи жизни. Черная обувь универсальна, она подходит и под классические брюки, и под джинсы. Классические штаны, в свою очередь, тянут за собой темную куртку (чаще — черную), та — классическую черную шапку. Так и получается комплект одежды на выход и на работу. Все — из-за денег, точнее, из-за их отсутствия… Хотя в Москве я почти всегда ездил на метро, там, как мне кажется, тоже было преимущество черных и темных цветов.
— Горожане, наверное, думают, что черный цвет практичный, реже требует стирки. А, стало быть, медленнее изнашивается.
— Может быть, хотя известно, что черный цвет — самый маркий. На черном цвете грязь видна лучше, чем на светлых тонах. Если у вас черная обувь, пыль на ней очень заметна, постоянно нужно тратиться на губки и гуталин. Черные штаны “засаливаются”, на черных куртках виднее грязевые разводы. Черный цвет — это грязный цвет.
— Как вы считаете, черный цвет означает депрессию?
— Как модельер скажу, что сам по себе черный цвет не означает ни радость, ни веселье, ни депрессию. Как, впрочем, и любой другой цвет. Это люди наделили цвета характеристиками и настроением. Я лично из всех цветов предпочитаю черный. Но никогда бы не оделся абсолютно во все черное, как это происходит с большинством городского населения. Обязательно добавил бы другой цвет: белый, красный, желтый.
“Пускай художник, паразит, другой пейзаж изобразит…”
— Черный цвет в одежде не всегда означает депрессивное состояние человека, — говорит “МК” известный в Бурятии врач-психотерапевт Василий Гаськов. — Однако тенденции очевидны. Влечение к черному цвету как поведенческая маска: люди не хотят выделяться, привлекать к себе чье-то внимание. Внимание — это всегда воздействие, пусть позитивное, но, тем не менее, воздействие постороннего человека или даже толпы.
— Внимание может быть и агрессивным?
— Конечно! Люди невольно обращают внимание на все яркое, нестандартное, необычное.
— Хочешь быть в стороне, одевайся в черное?
— Я продолжу ассоциативный ряд. Хочешь избежать внимания преступного элемента, одевайся неброско. Наверное, карманники так одеваются, и те, кто вынашивает недобрые мысли. Я согласен с вашим наблюдением, что преобладание черных тонов в одежде улан-удэнцев получило массовое распространение. Это говорит о низком уровне жизни населения, дефиците ярких впечатлений, негативных ожиданиях в обществе. Депрессивный социум, будничный, затертый, замызганный фон, серые фасады, низкая заработная плата, высокие цены — все это не располагает к ярким одеждам.
— Зачем выделяться?
— Да, как бельмо на глазу, как белая ворона. Присмотритесь к лицам горожан: унылые, хмурые, подавленные… Отсталая дотационная республика, в некотором смысле религиозная и, конечно, далеко не светская. Бессознательное встраивание в социум, в котором живешь, — как защита от нежелательных воздействий. Помогает это реально или нет — другой вопрос.
— И, тем не менее, кто-то же ведь одевается в яркие одежды, не страшась крикливых и летних тонов?
— А вы как думали? Это художественный тип личности, эмоционально всегда более яркие люди, они обладают положительной энергией, являются оптимистами. И… удерживают остальных от падения во мрак. Вы, наверное, заметили, что такие люди легки в общении, они интересны как личности, разносторонние, развитые, раскованные и позитивные.
— А вы как одеты?
— Я? В черные туфли, черные джинсы, черный свитер. Но зато я в белом халате…
— Но есть ли надежда? — адресуем мы вопрос Игорю Сарапулову.
— Улан-удэнцы, на мой взгляд, стали одеваться гораздо лучше. Мы уже почти не отстаем от последних тенденций моды. Недавно я был в Чите и с большим удовлетворением отметил для себя, что мои земляки одеваются гораздо лучше. Что касается зимы, зимней одежды, то это не показатель — студеное время года, которое надо пережить. Вот и все!
Станислав Белобородов.