Еще один глобальный производитель авто уходит из России. Активы Nissan, включая завод в Санкт-Петербурге, будут проданы российскому научно-исследовательскому институту ФГУП «НАМИ» с правом обратного выкупа в течение 6 лет (ФГУП «НАМИ» основан 16 октября 1918 года как научно-исследовательский институт в области автомобильной теории и технологии). Обслуживать гарантийные авто будет «АВТОВАз».
На неделе «Российская газета» написала, что корейский автопроизводитель Hyundai близок к продаже питерского завода. Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин считает, что «завод Nissan, очевидно, будет законсервирован: как и московский завод Renault, без поставок компонентов он фактически бесполезен».
У «НАМИ» и АВТОВАЗа, по мнению эксперта, нет ни платформ, ни компонентной базы для запуска производства на этих площадках. Таким образом, он считает, что задачи Минпромторга не выполняются: занятость на заводах сохранить невозможно из-за прекращения работы. Насытить рынок не получится из-за того, что параллельный импорт невозможен из-за ограничений, утвержденных вышеупомянутым ведомством.
Китайские бренды ведут себя осторожно, перспективы иранских автомобилей на российском рынке туманны. Дилерская сеть будет сокращаться, автомобили будут поставляться штучно и на физических лиц. В тень уйдет как продажа и обслуживание авто, это повлияет на налоговые поступления.
«Дефицит на рынке будет хроническим, но цены останутся на нынешних уровнях, если не произойдет очередной форс-мажор», — считает эксперт. Если в 1990-е авто можно было пригнать из Европы (таможенные сборы были символическими), то сейчас такое невозможно.
Дефицит автозапчастей и резкий рост цен на комплектующие стал заметен еще весной 2022 года. Проблема с запчастями ощущается при осуществлении ремонта по ОСАГО (ограничены сроки и максимальная сумма компенсации), многие страховые компании начали предлагать полисы ОСАГО с выплатой только деньгами.
Ближе к зиме услуги СТО стали более востребованы у водителей и выявилась нехватка деталей для машин немецких брендов: хуже всего приходится владельцам BMW, Volkswagen, Audi, Skoda и Mercedes. Но если на машины из Германии комплектующие найти можно по очень высокому ценнику, запчасти на "американцев" трудно найти в принципе.
И все чаще стали встречаться поддельные детали. В автомастерских говорят о шквале некачественных комплектующих на рынке. В сервисах не хватает некоторых видов моторного масла, но эта проблема не затрагивает масло массовых брендов. Но некоторые автосервисы уже начали фиксировать увеличение объемов параллельного импорта деталей.