Набоковская догадка – про то, что судьба выстраивает события в предвидении нужд автора, – сработала и на этот раз. Едва я стала рядить сама с собой, потянет ли Благовещенск на культурную столицу Дальнего Востока, коль скоро «Амурская осень» обрела статус бренда и вот уже восемь сентябрей подряд собирает далеко от Москвы кино- и театральный фестиваль с таким обилием звезд, что не снилось самому «Кинотавру», как ТВ программа «Честный понедельник» устроила пафосную дискуссию вокруг близкой мне идеи. Речь шла о том, что геополитика, а с ней и политлогистика как была, так и осталась имперской. В результате Москва стала даже не мегаполисом, а монстром типа Гаргантюа, пожирающим все без разбора, не брезгуя и «мелочишкой суффиксов и флексий», как выразился бы шукшинский герой. Все идет к тому, что стольный град мало того что встанет из-за транспортного коллапса, но и еще и лопнет, как пластиковая бомба, начиненная металлическим мусором, – и это будет новая модель урбанистической катастрофы. Дабы избежать подобной участи, почему бы не делегировать сосредоточенные в Москве кафкианские управленческие мощности и прочие ресурсы, культурные в том числе, другим регионам? Объявили же Пермь культурной столицей Урала – и все работает. Активность Перми не стопорит развитие традиционной уральской столицы – Екатеринбурга.
Не знаю, насколько легко рождалась «Амурская осень». Знаю лишь факты: народная артистка Валентина Талызина, уроженка Благовещенска, предложила идею, ее оценил «эффективный менеджер» наших дней Сергей Новожилов, ныне президент фестиваля, а в то время арт-директор «Киношока», – и вот журналисты, и я в их числе, приглашены на первую пресс-конференцию. Было много важных китайцев в дипломатическом ранге. Дело заваривалось серьезное. Стратегически важное. Фестиваль поддержали Минкульт, Министерство иностранных дел России, администрация Благовещенска и Амурского края.
Масштаб культурного проекта я ощутила в полной мере, впервые побывав в нынешнем году на восьмой по счету «Амурской осени» в качестве члена жюри кинофестиваля. Параллельно проходил конкурс антрепризных спектаклей – единственный в России. Жюри возглавили мэтры. Театральное – Роман Виктюк, а кинематографическое – Алла Сурикова. Гонорары за эту работу не платят, а мастера едут и едут за тридевять земель. Восемь часов лета – как до Нью-Йорка.
Чем соблазняет «Амурская осень»? В чем фишка? Отчего Александр Балуев с Александром Феклистовым прилетели на один вечер сыграть спектакль и улетели следующим рейсом? Талант и воля организаторов – вот и вся тайна.
Первый рабочий день по традиции начинается возложением цветов к памятнику Валерия Приемыхова, актера и режиссера родом из Амурской области. Гран-при фестиваля носит его имя.
На счету фестиваля – увековечение памяти великого Леонида Гайдая, реставрация триумфальной арки, воздвигнутой в 1891 году в честь пребывания в Благовещенске цесаревича Николая, еще не ведавшего, какой судьбой заплатит он за корону.
С самого старта фестиваль сотрудничает с Харбином, городом первой русской эмиграции. Поездка в Харбин – бонус для членов жюри и почетных участников фестиваля. Харбин из поселка, построенного русскими инженерами, теми, что прокладывали КВЖД в канун Русско-японской войны, вырос в огромный пятимиллионный мегаполис. От русской эмиграции остались лишь Софийский собор и небольшое кладбище, перенесенное на окраину города.
Ухоженный погост – под патронатом фестиваля. Есть часовенка, но нет священника. У Китая не лучшие отношения с РПЦ, отчего сложно отрядить сюда пастыря с миссией чтить прах русских эмигрантов и духовно окормлять немногих православных, оставшихся в Харбине. Этой проблемой занимается матушка Ольга Гобзева – популярная актриса 60-х. А молебен по землякам, что покоятся в харбинской земле, отслужил, как умел, Алексей Васильевич Петренко – он не расстается с Писанием. Мы стояли вокруг с зажженными свечами… До того стояния – и скорбного, и светлого – мы уже отработали свое и раздали призы. Увы, мне не удалось посмотреть ни одного спектакля – время показов спектаклей и фильмов совпадало.
Основной корпус конкурсной программы составили картины о великой войне. Главный приз ушел к фильму «Рябиновый вальс» (молодые режиссеры Алена Семенова и Александр Смирнов), чей сценарий навеян реальными событиями конца войны. Симптоматичный сдвиг: все четыре картины на военном материале – мелодрамы, протагонисты – непременно женщины. Приз за главную женскую роль отправился в Польшу – актрисе Магдалене Лампарской.
Но был и жанр («Человек у окна» Дмитрия Месхиева), была витиевато эклектичная экранизация классики – чеховский «Иванов» с отличным Алексеем Серебряковым в заглавной роли. Притча на криминальном материале «Жить» соревновалась с версией радикально осовремененного «Гамлета» (режиссер Юрий Кара), где жюри нашло своего героя – исполнителя заглавной роли дебютанта Гелу Месхи.
…Может, Благовещенск без особого пиара фактически уже обрел статус культурной столицы? Или – если нет пиара, то нет и фестиваля?
Елена Михайловна Стишова - кинокритик, заслуженный деятель искусств России.