Иркутское ЖКХ в вопросах и ответах

В конце августа в Иркутске начался набор в школу ЖКХ. И судя по тому, что телефоны в администрации с первого дня начали раскаляться от звонков желающих поступить туда, можно сказать, что жилищно-коммунальный вопрос волнует сегодня не только администрацию города. Такое рвение иркутян вполне объяснимо. Ведь вместе с правами собственности они приняли на себя определенные обязанности, правда, разобраться в этих обязанностях без помощи специалистов порой бывает очень сложно.

Таким специалистом для нас стал Булат Дугаров – председатель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации Иркутска. На этой должности он работает с июня 2013 года. Сфера деятельности для него не новая, однако, по признанию Булата Доржиевича, некоторыми вопросами на новой должности ему пришлось заниматься впервые.

– Моя предыдущая профессиональная деятельность была связана с вопросами жилищного фонда и инженерных коммуникаций – я работал начальником управления по коммунальным системам «Иркутскэнерго» и директором «Иркутских коммунальных систем». Однако сфера деятельности Комитета по ЖКХ администрации города Иркутска намного шире. Она включает такие направления как дорожная деятельность, благоустройство городской территории, охрана окружающей среды и природопользование, транспортное обслуживание населения, организация ритуальных услуг, муниципальный жилищный контроль, муниципальный лесной контроль. Некоторые из этих направлений деятельности для меня новые.

– На ваш взгляд, какая проблема сегодня главная в сфере иркутского жилищно-коммунального хозяйства?

– В данный момент я определил бы три основные проблемы городского хозяйства Иркутска: дороги, инженерные коммуникации и жилищный фонд.

Средний процент износа коммунальных сетей города сегодня составляет более 65%. Износ жилищного фонда в среднем более 60%...

– Почему так много?

– Такие цифры сложились в связи с недовыполнением ремонтных работ в девяностых и начале двухтысячных годов. Если сейчас организациями коммунального комплекса активно проводятся ремонтные программы, реализуются инвестиционные программы, то в части жилищного фонда средств на проведение комплексных капитальных ремонтов все-таки не хватает. До сих пор окончательно не решена проблема с переселением граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда. Только в центре города имеется более 260 многоквартирных домов, которые нужно расселять. Огромное количество улиц города требуют работ по освещению. Есть проблема с обеспечением сетями водопровода и канализации индивидуального жилого сектора города. Конечно, администрация города, решая эти задачи, вынуждена учитывать возможности бюджета, которые, к сожалению, достаточно ограничены.

– Может, нужно привлекать частные инвестиции? Такое вообще возможно?

– В городе Иркутске установлена плата за подключение к сетям инженерной инфраструктуры. Любой собственник жилого дома или земельного участка вправе оплатить плату за подключение, и организация коммунального комплекса выполнит работу по строительству инженерных коммуникаций за счет платы за подключение – так называемые частные инвестиции. В части благоустройства городской среды приемлемы любые частные инвестиции, например строительство фонтанов, сетей наружного освещения, установка малых архитектурных форм и т.п. В Красноярске, например, в настоящее время более 200 фонтанов, и все малые и средние фонтаны построены за счёт частных вложений. Все мы живем в нашем городе и хотим, чтобы городская среда была более комфортной, благоустроенной, красивой. Частные инвестиции в благоустройство городской территории очень приветствуются.

– Вы сказали, что дороги – тоже одна из основных проблем в городском хозяйстве? Вы имеете в виду то, что они не ремонтируются?

– Дороги ремонтируются. Вопрос в качестве этого ремонта. Конечно, администрация уделяет большое внимание контролю качества на всех этапах ремонта и строительства дорог: следит за тем, какие используются материалы, контролирует соблюдение технологии строительства и затем качество отремонтированных либо вновь построенных дорог. Для этой работы мы приглашаем специализированные организации. С ними заключаются муниципальные контракты, а они уже полностью контролируют все работы по ремонту и строительству. С этого года к ним присоединились активисты общественных организаций. К примеру, в ремонте автомобильной дороги от рынка «Покровского» до садоводства «Озерноого» подрядчиком выступило ООО «СПЕЦ». По условиям муниципального контракта, подрядчик должен был выполнить все работы до 10 июля 2013 года, что он и сделал. Однако приёмочная комиссия выявила несоответствие качества работ требованиям нормативно-технической документации. А именно: дорожное покрытие на ряде участков имело недостаточные толщину и степень уплотнения. Подрядчику был установлен срок на устранение недостатков, но последующие три дополнительные комиссии также выявили аналогичные нарушения на других участках. Полностью все замечания подрядчик все-таки устранил, но уже к 9 августа. Сейчас Комитетом по ЖКХ начата претензионно-исковая работа по привлечению подрядчика к оплате штрафа за отклонение от сроков производства работ.

– В какую же сумму такой штраф может вылиться?

– В соответствии с условиями муниципального контракта и в зависимости от срока отклонения от даты окончания работ сумма штрафа может составить от 40 до 60 тысяч рублей.

– Понятно. А вот, кстати, недавно ученые ИрГТУ разработали особо прочный асфальтобетон, который, по их словам, может стать реальной альтернативой сегодняшнему асфальтовому покрытию. Планируется ли внедрение таких инноваций в сферу ЖКХ?

– Вы знаете, нами в течение последних нескольких лет проводится работа по экспериментальному использованию инновационных материалов и технологий в ремонте дорожного полотна. Однако стоимость производства таких материалов несоразмерно велика по сравнению с полученным эффектом от их применения, в связи с чем широкого применения в дорожном строительстве на территории города Иркутска такие материалы пока не нашли. В этом году мы в рамках реализации проекта «Аллея инноваций» действительно работаем совместно с учеными НИ ИрГТУ и сейчас как раз подбираем участок дороги для асфальтобетона с инновационными компонентами. Кстати, они разработали не сам асфальтобетон, а минеральный порошок – один из его обязательных компонентов. Новая минеральная добавка значительно улучшает характеристики асфальтобетона, делает его долговечным и морозостойким. В случае положительного опыта эксплуатации такого покрытия в суровых условиях нашего климата будет рассмотрена возможность более широкого применения этого материала.

– Да, климат наш суров, и мы уже, кстати, недалеко от зимы. А как город к ней подготовился? Что удалось отремонтировать в системе ЖКХ Иркутска этим летом?

– Ремонтные работы у нас до сих пор продолжаются. В рамках подготовки к работе в зимних условиях сейчас в нашем городе выполняется проверка запорной и регулирующей арматуры на сетях тепло- и водоснабжения, проводится ревизия и ремонт трансформаторных подстанций города, на теплоисточниках ремонтируется оборудование и восстанавливается нормативный запаса топлива. В многоквартирных домах тоже работа кипит! Идёт ремонт и подготовка индивидуальных тепловых пунктов, ремонтируются строительные конструкции и инженерные коммуникации. Заменено уже больше трёх с половиной километров сетей теплоснабжения из планируемых пяти. А в сетях водоснабжения и водоотведения заменено четыре с половиной километра из планируемых шести. Проводится ремонт трансформаторных подстанций и замена 65 километров кабельных и воздушных линий. Кроме того, за счет бюджета города Иркутска будут выполнены работы по строительству кольцевых водопроводов по улицам Пшеничная Падь, Кряжева, Фрунзе, Кочубея, Курочкина – Кедровая, Кемеровская, Сосновая. А на 75 улицах частного сектора Иркутска будут отремонтированы сети наружного освещения – тоже за счет средств бюджета города.

– А вот что касается теплосетей. Каждое лето из-за них в Иркутске вскрывают улицу Карла Либкнехта. Так было и нынче. Это с чем связано: некачественный ремонт труб или что-то ещё? Может, золото Колчака ищете?



– Ну, насчёт золота сомневаюсь, конечно (улыбается), но одним из первых вопросов, которые я задал своим подчиненным, вступив в должность, был как раз вопрос, связанный с этой улицей. Там очень подвижный грунт и старые инженерные коммуникации. Ремонт тепловых сетей там производится в соответствии с утверждённым планом. А про то, что там якобы ремонт проводят некачественно, – это всё домыслы. Просто улица Карла Либкнехта своего рода узловая улица для подземных коммуникаций.

– Наверное, сейчас самым актуальным вопросом для горожан является вопрос ремонта их домов. Скажите, а кто должен заниматься ремонтом тех домов и подъездов, где квартиры находятся в частной собственности?

– В соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации содержанием имущества и проведением текущего и капитального ремонтов в многоквартирном доме должны заниматься собственники помещений этого дома. В том числе ремонтом лестниц, лифтов, чердаков, подвалов, крыш и т.д…

– Но вы же понимаете, что большинство собственников не готовы к такому раскладу. Во-первых, потому что это дорого очень…

– Именно поэтому и существует Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. За счёт средств этого Фонда можно провести капитальный ремонт многоквартирных домов. Для этого собственникам необходимо обратиться в управляющую организацию, собрать необходимый пакет документов для формирования заявки и представить их в администрацию Иркутска. Также в Иркутске действует программа по выборочному капремонту многоквартирных домов за счёт средств бюджета города, по ней в этом году ремонтируются 24 дома. Надо сказать, что Иркутск – один из немногих городов, где мэром было принято решение проводить капитальный ремонт домов за счет средств городского бюджета. Большинство городов обходятся лишь средствами Фонда содействия реформированию ЖКХ.

– А почему было принято такое решение?

– Ну, во-первых, город очень старый, и многим постройкам уже за 40, а то и за 50 лет. Понятно, что такие здания требуют обязательного капитального ремонта и денег, которые собственник просто не сможет собрать.

– Кстати, о больших деньгах… В последнее время правительство страны говорит об энергосбережении и собирается вводить социальные нормы потребления электроэнергии для населения. И, конечно, все опасаются, что электроэнергия станет просто «золотой». А что вообще такое «энергосбережение»? И для кого эту энергию мы должны беречь? Ведь у нас богатая область. Вода есть, уголь, нефть, газ – тоже есть. Почему мы должны экономить?

– Относительная доступность электроэнергии, тепла, горячей воды создали представление у наших людей о том, что эти блага появляются сами собой, и они никогда не исчерпают себя. Зачем их экономить, если каждый ими обеспечен в достаточном количестве за доступную цену? Сколько истрачу – за столько и заплачу, истрачу больше – ну и что: заплачу больше. Но такое мировоззрение очень быстро приведет к негативным последствиям, ведь основные ресурсы, используемые при выработке энергии, являются невозобновляемыми. Отсутствие разумного подхода к использованию энергии очень быстро приведет к тому, что она станет менее доступной и более дорогой, что не позволит нам развиваться дальше. Мы должны научиться рационально использовать уже имеющиеся ресурсы, чтобы при тех же объемах использования мы могли вводить в эксплуатацию новое жильё, строить новые производства. На всё это ведь тоже нужны электроэнергия, вода, тепло. Понятно, что добровольно никто экономить ничего не будет, поэтому правительство вынуждено прибегать к таким мерам как социальные нормы потребления электроэнергии. Всё, что будет израсходовано сверх этой нормы, будет оплачиваться дороже. Величина социальной нормы потребления электроэнергии будет установлена до 1 марта 2014 года, а расчёты населения с её применением должны начаться с 1 июля 2014 года.

– И как вы к этому относитесь?

– Я полностью эти меры поддерживаю и, находясь на своем посту, всячески буду способствовать их реализации. К чему и вас призываю…

– Ну, деваться-то все равно некуда уже…

– Тем не менее, выключайте свет. Зимой закрывайте окна, экономьте тепло.

– Хорошо! Спасибо за беседу! Успехов вам на новом поприще!

– Спасибо! Успехов и вам!

Вопрошала Ксения Людвиг



РСХБ
Авторские экскурсии
ТГ