"Служба примирения" работает в области второй год в качестве пилотного проекта, в рамках долгосрочной целевой программы «Точка опоры». Однако за это время новый институт создан всего в шести социальных и образовательных учреждениях (детских домах, приютах, социально-реабилитационных центрах и в воспитательных колониях для несовершеннолетних) Иркутска, Ангарска, Усть-Илимска, Тулуна и поселка Залари. Весь персонал данных учреждений (начиная от воспитателей и заканчивая сторожами) прошёл специальные трёхдневные тренинги. Следующий этап – отбор сотрудников, которые готовы работать непосредственно в службе примирения. Предполагается, что медиаторами могут быть не только педагоги, но и родители, и сами ученики.
Как рассказала директор Иркутского центра медиации Марианна Садовникова, в учреждениях для детей достаточно большое количество конфликтов. Причём конфликты возникают как между детьми, так и между взрослыми, а также между разными возрастными группами. Выносить такие конфликты на общее обозрение не принято. Вместе с тем ясно, что если эти конфликты не разрешаются в рамках коллектива, то в любом случае будут иметь определённые последствия. Как правило, это перерождается в более широкие формы конфликта. Медиаторы подчеркивают, что многие противоречия можно решать внутри учреждения. Однако, для этого специалисты должны обладать необходимыми знаниями и навыками. А дети должны понимать, что такое служба примирения, как можно туда обратиться и каковы будут результаты. Именно этому и учат медиаторы специалистов учреждений.
Директор Первой иркутской службы медиации Анастасия Архипкина пояснила, что Приангарье является регионом-пионером в предоставлении бесплатной помощи по разрешению бытовых разногласий и конфликтов. Медиация – это способ разрешения конфликтов с помощью третьей, независимой стороны, посредника, который помогает сторонам конфликта найти удовлетворительное для обеих сторон решение. В России на данный момент медиация – это профессиональный институт. Однако, в России с медиацией знакомится в основном бизнес-элита, и те люди, которые за разрешение своего конфликта могут заплатить. В Иркутской области в рамках программы «Точка опоры» обучают этим программам наиболее нуждающихся. К ним относятся несовершеннолетние, семьи, находящиеся в опасных жизненных ситуациях, а также сотрудники социальных и образовательных учреждений.
Как отмечают организаторы, такая форма решения проблемных ситуаций уже хорошо зарекомендовала себя в Ангарской воспитательной колонии, где для оступившихся подростков каждое воскресенье проводят тренинги конструктивного общения.
- Последние результаты ежегодного анкетирования для оценки социального климата в колонии, поражают, - говорит психолог исправительного учреждения Людмила Третьякова. – Сейчас 76% ребят признаются, что в их отряде нет конфликтов. 88% осуждённых считают удовлетворительным отношение к ним сотрудников колонии. Кроме того, ни один из тех, кто прошёл тренинги, после освобождения не вернулся в исправительное учреждение повторно.
Руководители проекта уверены, что службы примирения должны работать абсолютно в каждой школе.
- Однако у нас нет ни физической, ни финансовой возможности обучить всех педагогов. Думаю, это вопрос нескольких лет, - считает Марианна Садовникова. – Пока функцию медиаторов в школах обязаны выполнять психологи.
"Байкал24" по материалам пресс-службы ИМЦ