Оксана Костина, Наталья Липковская, Дарья Дмитриева – все они стали звездами художественной гимнастики благодаря тренеру Ольге Буяновой. В преддверии Олимпийских игр, куда может отправиться ее воспитанница, Ольга Владимировна согласилась дать интервью «Областной». Но предупредила, что будет говорить не столько о своих заслугах, сколько о проблемах художественной гимнастики. И выразила надежду, что ее слова услышат чиновники всех уровней.
Балетная школа
– Мой стаж работы 38 лет, а в Иркутске я с 1975 года – после окончания Омского института физической культуры. Я воспитала 25 мастеров спорта, трех заслуженных мастеров спорта, двух мастеров спорта международного класса. Все знают, что первой моей гимнасткой, которая оставила неизгладимый след в истории иркутского и мирового спорта, была Оксана Костина, семикратная чемпионка мира по художественной гимнастике. С ней связан большой этап моей спортивной жизни. Оксана была неординарной, но в силу разных политических событий она не попала на Олимпиаду в Барселоне. Когда распадался СССР, спортсмены на Олимпийские игры утверждались министрами по спорту стран СНГ. Для нас это было очень трагично, ведь все решалось формально. Мы боролись за Олимпиаду, но, увы, не получилось. А через два месяца Оксана стала абсолютной чемпионкой мира, выиграла пять из пяти возможных медалей. Это, наверное, самое приятное событие в моей жизни.
После Оксаны было целое поколение интересных гимнасток – Наталья Липковская, Оксана Грицких, Екатерина Ершова, Наталья Королева. И получилось так, что от этой второй группы моих воспитанников пошел удивительный поток золотых медалей. Когда есть лидер, все стремятся за ним. Королева через два года в Париже стала абсолютной чемпионкой мира в групповых упражнениях, а затем через год выстрелила Наталья Липковская, которая стала пятикратной чемпионкой мира. Молодая Екатерина Ершова выступила на чемпионате Европы и тоже стала абсолютной чемпионкой в групповых упражнениях. Впрочем, потом наступил период большого спада с 1997 по 2008 год. До Дарьи Дмитриевой у меня был тяжелый период, случился разрыв с Липковской из-за непонимания, а больше достойных девочек, которые бы работали на этом уровне, не было. Тут еще и дефолт, и вся моя семья, которая всегда работала в гимнастике, финансово пострадала. Мне поступило хорошее предложение стать главным тренером сборной Италии. Я долго сомневалась, но все-таки поехала и шесть лет отработала на Апеннинском полуострове. И сейчас итальянки являются соперницами номер один для наших гимнасток. Потом я вернулась и все начала снова, сделала новый отбор, прошла много школ и детских садов Иркутска, набрала новые группы новичков, и среди них оказалась Даша Дмитриева.
– Ольга Владимировна, Вы же не были спортсменкой, а как тогда пришли в художественную гимнастику?
– Да, я не была гимнасткой, но зато занималась балетом во Дворце пионеров у Валентины Холщенниковой, которая являлась представителем Санкт-Петербургской балетной школы, и поэтому получила хорошую школу хореографической подготовки. Наш Дворец делился на две половины, одна творческая, другая спортивная. И как-то я забрела на другую сторону и попала на занятия по художественной гимнастике. Там я познакомилась с тренером Марией Быковой, которая являлась родоначальницей художественной гимнастики в Иркутске, и попросилась к ней в группу. Она, конечно, посмеялась.
– Почему?
– Тогда в гимнастику принимали с шести лет, а я была в 8 классе, но она меня все же приняла. А через два года я пошла поступать в омский институт физкультуры на отделение художественной гимнастики. Омск является признанным центром этого вида спорта, туда приезжают гимнастки высокого уровня, и чтобы поступить, нужно чудо. Я поступила кандидатом, что очень удивительно, потому что конкурс был громадный. А проучившись год на отлично, была зачислена в студентки и начала посещать занятия таких заслуженных мастеров спорта, как Шугурова, Голенкова. От них я почерпнула все, что только можно.
В Иркутске я сделала очень большой отбор и, судя по всему, неплохой, потому что из него получились восемь мастеров спорта. В начале своей карьеры я стремилась узнать как можно больше о гимнастике, копила деньги, за свой счет ездила на соревнования и набиралась опыта. И через пять-шесть лет появилась Оксана Костина.
Спортивные сложности
– А как вы отбираете детей?
– Есть определенные параметры. Конечно, нужны внешние данные, гибкость, растяжка, прыгучесть. Но самое главное – трудолюбие, упорство, желание. Есть еще какие-то артистические данные, обязательна музыкальность. Много чего надо, ведь художественная гимнастика очень сложный вид спорта.
– И еще важна материально-техническая база, чтобы вырастить мастеров, но вам удается воспитывать чемпионов мира в ужасных условиях.
– Сейчас наша школа, я имею в виду школу «Юный динамовец», является одной из ведущих в мире, но при этом почти не имеет никакой базы. За годы моей работы в Иркутске ничего не изменилось. Несмотря на такое количество золотых медалей, заслуженных мастеров спорта, у нас так и не состоялась специализированная школа художественной гимнастики, которых в том же Омске несколько. Там есть Дворец гимнастики, который построили всего за шесть месяцев. А наших результатов, видимо, недостаточно, чтобы иметь свою специализированную школу, эта моя мечта так и не состоялась.
– Ирина Винер возмущалась, что никак не введут в строй «Байкал-Арену».
– Там три шикарных площадки, единственное, что высота потолка немного не выдержана, но в целом в «Байкал-Арене» есть все, чтобы сделать специализированную школу художественной гимнастики.
– Значит, ваша мечта может сбыться.
– Надежда есть, но она теплится уже два года, потому что объект никак не сдается. Он может быть готов к сдаче к новому году, но там масса недоделок, почему все это происходит, я не берусь сказать. У нас есть три-четыре профилирующих видов спорта, которые достойны того, чтобы их развивать. Но работать на таком высоком уровне, как я и Дарья Дмитриева, и в таких ужасных условиях уже просто нет сил.
С финансированием таких спортсменов, как Даша, проблем нет. И все, конечно, хорошо у нее, кроме того, что мы не бываем дома вообще, так как здесь негде тренироваться. А что касается маленьких детей, подающих надежды, даже кандидатов в мастера спорта и мастеров спорта, то здесь все сложнее. Проезды на официальные соревнования, которые проходят два раза в год, финансирует минспорта региона, а вот остальные турниры, где гимнастки могут набирать опыта, это уже за счет родителей. И выходит так, что могут пробиваться только те дети, у которых есть платежеспособные мамы и папы. А если бы была специализированная школа, все могло быть по-другому.
– Если школа все же появится, хватит тренерских кадров?
– Безусловно. Много выпускниц нашей школы, которые не хотят уезжать за пределы города. Собрался бы мощный хороший коллектив, но пока негде. Слава богу, руководство «Динамо» делает все возможное, чтобы нам было уютно, ремонтирует зал, но потолок поднять нельзя, стены расширить тоже невозможно. У нас на одной площадке, где положено делать упражнения максимум одной девочке, занимаются сразу восемь. А еще десять человек стоят в стороне и ожидают своей очереди. Вся Россия удивляется, Винер приезжала и была удивлена, как мы из таких условий можем выдавать блестящий результат. В Новосибирске уже есть прекрасные залы, в Красноярске, в Кемерово построили прекрасный центр и школу художественной гимнастики, даже в Улан-Удэ сейчас появился прекрасный зал. Неужели никогда не решится данный вопрос в Иркутске?
– Из-за этого теперь не проводится турнир памяти Оксаны Костиной?
– Да. Ирина Винер предлагает сделать турнир памяти Оксаны этапом Кубка мира, проводить здесь чемпионаты Европы, можно выйти на серьезный уровень. Но провести негде. В зале Дворца спорта «Труд»? Там, где нет раздевалок, разминочной площадки, даже чтобы в туалет попасть, надо пройти через весь зал, спуститься вниз, в какой-то подвал. И вообще были случаи, когда во время выступления в зале взрывались лампочки и сыпались на головы участницам. Где нам провести турнир, который ждут люди? Сергей Ерощенко всегда нас поддерживал, мы с ним 10 турниров провели, надеюсь, что в должности губернатора он сможет сдвинуть ситуацию с мертвой точки.
– А Ледовый Дворец может стать ареной для гимнастики?
– Это пока единственное место, где можно провести турниры, потому что «Байкал-Арена», к сожалению, построена без трибун. У нас есть хорошие спонсоры, мы может привозить мировых звезд, наша визитная карточка – Байкал, и обидно, что все соревнования проходят мимо.
Байкал и конкуренция
– Ирина Винер говорила, что специально привозит гимнасток на Байкал, потому что такой энергетики больше нигде нет. Вы согласны с ее мнением?
– Это правда. Мой приезд в Иркутск не случайный. Мы с января прошли семь ответственных стартов. Но к концу, в Пензе, Франции и Болгарии выступили не совсем удачно, сказалась усталость. Травмы у Даши не было, о чем судачат многие журналисты. Был перегруз ноги, на которой она крутит свои бесподобные повороты. Мы приехали в Иркутск и начали интенсивное лечение, чтобы снизить нагрузку. Считаю, что поступили грамотно, решили, что олимпиада более важна, чем чемпионат Европы. Мы черпаем энергию Байкала, которой нам хватает как минимум на три месяца. Приехали не просто лечиться, а зарядиться и от Байкала, и от людей, которые нас любят, от фанатов, родственников, друзей. Я по Дарье уже вижу, что это получилось, она как-то прибодрилась.
– Но попасть на Олимпийские игры будет не просто.
– Да, конкуренция очень большая, практически в команде только два места, и первое, конечно, по праву отдается нашему фавориту Евгении Канаевой. На второе место претендуют как минимум три гимнастки. Две Дарьи – Дмитриева и Кондакова, и молодая гимнастка Александра Меркулова. Конечно, я надеюсь, что будут учитываться все старты и заслуги гимнасток. Но не вижу какой-то трагедии, если мы не попадем на Олимпиаду. Даше сейчас всего 19 лет, современные гимнастки заканчивают карьеру в 26–28 лет. Она имеет все шансы и на следующие Олимпийские игры. Но, безусловно, мы с Дарьей приложили максимум усилий, чтобы оказаться в сборной уже в этом году в Лондоне. Все решит Ирина Винер и Бог. Я думаю, что есть кто-то сверху, кто определяет, как человек поработал и чего он достоин.
– Дарья Дмитриева уже сделала стремительную карьеру, тем не менее, чего ей не хватает, чтобы стать в сборной страны номером один?
– Опыта. У нее такое большое желание попасть на Олимпиаду, что на последних стартах просто перехлестывало. Как говорят специалисты, технически Дарья готова идеально, но огромное желание мешает сосредоточиться. Она очень эмоциональна. Можно все сделать технически скрупулезно, а можно еще и с размахом и с душой, когда зрители задыхаются в зале от восторга – это уже высший пилотаж.
– Почему нельзя взять сразу трех спортсменок, ведь художественная гимнастика – наш вид спорта, надо лоббировать свои интересы?
– А у нас нет соперниц. Мы на три головы выше всех остальных. Если будут три наших гимнастки, то они займут весь пьедестал. И какой смысл тогда ездить спортсменкам из других стран? Сейчас так перестраивают программу, чтобы были видны сильные стороны иностранок и слабые россиянок. Президент федерации Гранди, я его хорошо знаю, видит в художественной гимнастике явную доминанту российской гимнастики, ему это не нравится. Ему бы хотелось, чтобы не только мы и Украина с Белоруссией, то есть бывший Советский Союз, а чтобы и французы, и итальянцы, и другие боролись за медали. У иностранных гимнасток нет таких данных, как у наших, скажем, пластики, они берут мастерством владения предметом, виртуозностью, рискованностью. И это сейчас стараются брать за основу, а не тот балет, на котором сидим мы. Мы сидим на классике, и я считаю, очень правильно, потому что классика – это самое красивое, что можно в жизни придумать. Я уверяю, что россиянки любыми новшествами в гимнастике овладеют лучше и все равно будут впереди. Пусть иностранцы придумывают всякие правила, но мы быстро их освоим.
– Вы сказали, иностранным гимнасткам не хватает пластики. Это от природы?
– Вы же сами знаете, что самый лучший балет в России, и художественная гимнастика тоже. Конечно, эта пластика от природы. А мои гимнастки по корпусу, по чистоте линий, по хореографичности и музыкальности отличаются не только от иностранок, но и от россиянок. Все отмечают у Оксаны Костиной, Натальи Липковской и Даши Дмитриевой музыкальность, создание образа, хореографичность, шикарные повороты – это все от классики. Мы, может быть, недобираем в предмете, но я отрабатываю этот момент с Дашей. Сейчас, если ты потерял предмет, одновременно лишаешься балла и уже не претендуешь ни на какое призовое место. Нас обслуживают 32 судьи, смотрят на каждое движение. Целых три бригады, одна оценивает музыкальность, танцевальность, всякие дорожки, другая – движение предмета, третья оценивает каждое движение руки и ноги, каждый оборот подсчитывает, и еще тысячи зрителей в зале. Так что, каждое выступление достаточно ответственно.
– Сильно ли изменилась гимнастика со времен Оксаны Костиной?
– Значительно усложнилась. Если раньше было всего восемь обязательных элементов, то сейчас 12. И сделать их нужно с огромной скоростью вращения. Раньше сделала гимнастка два поворота, и это считалось хорошо. А теперь Даша делает около 6–7 оборотов. Но все равно мне говорят, что учатся по программам Оксаны Костиной. Многие хотят вернуться к той гимнастике, ведь там было больше выразительности. С этим бешеным темпом теряются какие-то нюансы, которые раньше подчеркивались и которые нравились зрителям.
Если сравнивать две звезды Оксану и Дашу – они очень разные. Хотя по человеческим качествам они схожи, Оксана была доброй девочкой, всегда привозила сувениры и подарки, была очень простой. Как Даша, так и Оксана, очень хорошо относятся к своим родным, всегда готовы помочь. Со мной у обеих практически родственные отношения. На тренировках бывает всякое, а в жизни мы общаемся как мать и дочь. Но как спортсменки они разные. Оксана – типичная отличница. Она и была круглой отличницей в школе, победителем всяческих математических олимпиад, и поэтому в тренировках отрабатывала все до блеска. У Даши этого нет, она резкая, хлесткая, эмоциональная, не очень любит рутинную работу. Оксана могла сделать спокойно упражнение 50 раз, и у нее хватало терпения. Для Даши самое страшное все время делать повтор. Но у нее есть отличительное качество, она более атлетична, более спортивна, умеет собираться, умеет вести себя достойно, даже если совершила какую-то потерю, довести упражнение до конца.
Я никогда не стремилась сделать из Даши Оксану, чтобы все ностальгировали, вспоминали. Считаю, что мастерство тренера – сделать из таланта яркую, ни на кого не похожую индивидуальность. Тогда это будет восприниматься, а то, что они представительницы одной школы, видно сразу, как говорят, это иркутский почерк.